Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7703) 15-21 октября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Несколько теней в поисках места и автора

Оптические иллюзии на Московской биеннале современного искусства

Ирина КУЛИК
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


О.Кулик на фоне своей "Пространственной литургии".

Один из самых эксцентричных спецпроектов 3-й Московской биеннале современного искусства - "Москва. ЦУМ. Пространственная литургия" Олега Кулика, площадку для которого предоставил Торговый дом ЦУМ в своем новом недоделанном корпусе на Петровке (теперь богатый магазин-меценат еще основал собственный благотворительный фонд "ЦУМ Art Foundation"). Это театр теней, в виде которого Кулик представил историю российского перформанса, одной из ключевых фигур которого являлся сам автор проекта. Олег Кулик, напомним, прославился в начале 1990-х годов, ворвавшись на московскую, а затем и международную арт-сцену настоящим "бешенным псом": коронной ролью Кулика-перформансиста был кусающийся, голый, бегающий на четвереньках "человек-собака". Нынешний Кулик - совсем другой. С 2004 года он регулярно ездит в путешествия-паломничества по различным "местам силы" вроде Монголии и Тибета, просветленностью, а так же окладистой бородой, по-монашески бритым черепом и пристрастием к этнической одежде напоминая Бориса Гребенщикова.

Т.Ноубл и С.Вебстер. "Двое казненных любовников"

Свой теперешний род деятельности он определяет как "пространственные литургии". К таковым Кулик задним числом отнес и свою кураторскую работу - нашумевшую выставку "Верю!", показанную в рамках 2-й Московской биеннале на "Винзаводе", и свой первый опыт театральной постановки "Вечерню Пресвятой Девы" Монтеверди в парижском Театре "Шатле". Весьма успешный по мирским меркам художник, Олег Кулик вроде бы борется с коммерциализацией искусства, но на свой лад: он не гонит торговцев из храма, но превращает в подобие храма торжище. По поводу "Пространственной литургии" в ЦУМе можно вспомнить, что Кулику уже доводилось проповедовать торгующим. Среди его акций "зоофренического" периода был и перформанс в мясных рядах Даниловского рынка, когда художник, сжимая в руках-копытах тушку молочного поросенка, мычанием призывал к милости к братьям нашим меньшим. Впрочем, для той своеобразной антологии российского пефрорманса, которую Олег Кулик представил в "Пространственной литургии", он выбрал другие свои акции. Для проекта, который в пресс-релизе именуется "медитацией на сакральные темы современного московского искусства", весьма уместной оказалась "Свобода выбора" - немая проповедь, которую Кулик читал рыбам, погружаясь к ним в аквариум. Но и пресловутое "Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером" - та самая акция, во время которой Кулик рвался с поводка, на котором его выгуливал Александр Бренер, и остервенело кидался на капоты автомобилей, - здесь также нашла свое место. "Сакральное" Куликом толкуется весьма широко: в его литургии нарушителей всевозможных табу, кажется, даже больше, чем художников, замеченных в интересе ко всяческим духовным поискам. Среди теней, танцующих на экранах, можно, конечно, обнаружить долговязую фигуру Вадима Захарова в образе "Пастора" - к трехметровому пастырю (во время перформанса художник в длинной сутане стоял на деревянной лестнице) по стремянке взбираются исповедоваться зрители. Но есть тут и совсем недавняя акция группы "Бомбилы", участники которых занимались сексом прямо на крыше мчащихся по городу машин. И уже хрестоматийная арт-выходка Александра Бренера, обделавшегося от имитированного восхищения в Пушкинском музее перед полотном Ван Гога (в театре теней Олега Кулика к оттопыренной голой заднице его былого соперника за звание самого радикального перформансиста угодливо прикладываются журналисты с микрофонами и камерами). А чуть ли не главными героями "Пространственной литургии" стали герои пресловутых судебных процессов, начатых "возмущенными верующими", - Олег Мавроматти, распинающий себя на кресте, и Авдей Тер-Оганьян, рубящий топором картонные софринские иконы.

"Пространственная литургия" вроде бы должна спровоцировать глубокие размышления о том, какова именно природа сакрального в современном искусстве и не является ли ярый богоборец куда более верующим (что толку бороться с несуществующим?), нежели безразлично-терпимый агностик. Но на самом деле проект Олега Кулика в ЦУМе - не манифест, но аттракцион. Эта "тотальная инсталляция" напоминает не столько храм, сколько ярмарочный балаган вроде какого-нибудь "поезда-призрака", а развевающиеся тут и там белые занавеси похожи на антураж клипов начала 90-х. Проект Кулика - не пересмотр новейшей истории отечественного искусства, но ее просмотр в виде своего рода экранизации. Известно, как повышает интерес к тому или иному художнику или явлению посвященный им удачный игровой фильм. А "Пространственная литургия" - проект именно что игровой, а не документальный. Из всех подлинных авторов и участников представленных Олегом Куликом событий в съемках видео (именно его и проецируют в виде силуэтов на экраны-ширмы) участвовали считанные единицы. Большинство теней отбрасывали статисты, и даже самого Кулика-собаку "играл" кто-то другой. И, как и герои фильмов, тени эти выглядят чуть лучше оригиналов. А кто или что их отбрасывает - уже не так уж и важно. Олег Кулик предстает не столько проповедником, сколько мифотворцем, если не мистификатором. "Пространственная литургия" - утверждение того, что от столь эфемерного искусства, как перформанс, остается лишь миф, удостоверить подлинность которого не в состоянии даже участники событий. А сам этот видеотеатр теней наглядно показывает, что тень может прекрасно обходиться и без тех, кто ее отбрасывает: если заглянуть за ширмы, то там обнаружится лишь пустота да луч проектора.

"Пространственная литургия" - не единственный проект в рамках Московской биеннале, использующий столь экстравагантный "материал", как тени. Еще один "театр теней" можно наблюдать в элитной галерее "Триумф" на Новокузнецкой (тут раньше располагался офис "Логоваза" Бориса Березовского), представившей в рамках параллельной программы биеннале выставку британских художников Тима Ноубла и Сью Вебстер "20 современных классиков". Партнеры и супруги, Тим Ноубл и Сью Вебстер, работают вместе с середины 1990-х. Они относятся примерно к тому же поколению, что и представители звездной обоймы "молодых британских художников". И, как и некогда Дэмиен Херст или братья Чепмен ("Триумф" тоже показывал их проекты в Москве), работают в эстетике трэша и хоррора, правда, более ребячливой и в то же время более маньеристической, нежели их старшие коллеги. И к тому же не стесняются играть с очевидными цитатами из самых разных пластов современного (и не очень) искусства. Впечатляющая своими размерами и изобретательностью инсталляция "Скарлетт" - этакая гигантская адская музыкальная шкатулка, состоящая из зубчатых колес, рычагов, расчлененных кукол, птичьих перьев и черт знает еще какого сора - напоминает безумные машины кинетиста Жана Тенгли. Правда, в отличие от творений классика, она кажется не только механизмом, но и организмом, причем кровоточащим. "Скарлетт" походит на оживающую помойку, чьи элементы на глазах складываются в подобие гротескного неантропоморфного киборга.

Метаморфоза - вообще один из ключевых сюжетов Ноубла и Вебстер. Причем чаще всего это метаморфоза оптическая - в духе Макса Эшера или прочих иллюзионистских "головоломок для глаз". Одну из таких популярных оптических иллюзий - картинку, где в зависимости от фокусировки зрения, можно увидеть вазу или два профиля - британские художники даже воспроизводят буквально, но в трех измерениях. Однако самые эффектные фокусы, которые показывают Тим Ноубл и Сью Вебстер - это фокусы с тенями. Две насаженные на палки кучи мусора - в основном флаконы и тюбики из-под красок, растворителей и прочих химикатов - отбрасывают на стену тень, представляющую собой с бердслеевским изяществом очерченные силуэты двух отрубленных голов с чертами самих художников (инсталляция "Двое казненных любовников"). А кучка металлолома на полу отбрасывает, как оказывается, тень крысы, настороженно рассматривающей мышеловку.

Как и Олег Кулик, британские художники вовсе не считают, что тень должна "знать свое место". Их тени также оказываются "симулякрами", копиями, взбунтовавшимися против оригинала. Только, в отличие от теней Кулика, тени Сью Вебстер и Тима Ноубла не стремятся заместить собой тех или то, что некогда их отбрасывало: они, как и художники, просто не хотят быть вторичными. Вместо того чтобы повторять что-то уже существующее, они создают нечто новое. И вообще, еще неизвестно, что было вначале - предмет или его тень. Возможно, на самом деле изящные силуэты из бесплотного мира теней присутствуют в грубой материальной реальности лишь в виде гротескных подобий - груд бесформенного сора.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;