Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7196) 7 - 13 октября 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираВеликий Пабло, пожиратель душПикассо и его женщины По материалам зарубежной печати подготовил Дмитрий САВОСИН Один из титанов XX века Пикассо своим огромным дарованием завоевал весь мир, оставив ему - миру, человечеству - в наследство гигантское достояние. Но был дан ему еще один талант - талант любви. И через его долгую-долгую жизнь прошла не одна женщина. Некоторых он осчастливливал браком, иных - просто своей близостью. Об этой стороне жизни художника решил рассказать французский журнал "Пари-матч". Мы предлагаем читателям эту статью с некоторыми сокращениями. Гении, как известно, бывают либо совершеннейшими аскетами, либо завзятыми донжуанами. Когда Пабло Пикассо однажды спросили, какое влияние на его творчество оказывали его многочисленные жены, он ответил без обиняков: "Когда я меняю жену, прежнюю мне всегда хочется сжечь. Женщины существуют не для того, чтобы усложнять жизнь". Искусство живет дольше любви, и картины, вдохновленные Ольгой, Дорой, Марией-Терезой и Франсуазой, живо передают отпечаток давно угасшей страсти, давно ушедших желаний. Пикассо вдохновлялся каждой из них, а в старости сказал: "Погубив женщину, стараются стереть и все воспоминания, которые она оставила". Он начал с мадонны тротуаров - проститутки, в которую влюбился, когда жил на Бато-Лавуар. Фернанда Оливье была брюнеткой, но молодой Пабло увидел и нарисовал ее в розовом свете. Они вместе купались в Кадакесе, и там, на пляже, он встретил Еву Гуэль и назвал ее "своей прелестью". И ушла бедняжка Фернанда. А с Евой они теперь неразлучны. Выпадает и творческая удача - с Пикассо заключают трехлетний контракт. Однако тут, кажется, все рушится. Начинается война, а в августе 1915 года у Евы обнаруживается рак. Пикассо изменяет ей с новой любовью - Габи Леспинасс. В декабре Ева умирает. А в 1917 году в Риме приходит первое серьезное чувство. Он теперь - одна из восходящих звезд молодой европейской богемы. Его друзья - Аполлинер, Кокто, Макс Жакоб. Все страстно увлечены русским балетом, труппой Дягилева, приехавшей в вечный город. А Пикассо увлекся русской балериной Ольгой Хохловой. Любовь захватила его быстро: 12 июля 1918 года в русской церкви на улице Дарю три будущих великих поэта прекрасной Франции, в те годы одетые с нарочитой богемной небрежностью молодые ребята, засвидетельствовали брачный контракт Пикассо и Хохловой. В феврале 1921-го рождается сын Пауло, и Пикассо изображает его вместе с матерью. Он вообще много рисует в этот период, но картины внезапно приобретают оттенок тоски, тревоги, внутреннего смятения... Ах, у "Галери Лафайет" он встретил прекрасную семнадцатилетнюю блондинку. Эта история кончается плохо: сняв квартирку прямо напротив семейного очага, он с жадностью предается любви с новой пассией - Марией-Терезой - на глазах у законной жены. ...1930 год. Первые интервью Пикассо газетчикам, первые искусствоведческие статьи о его творчестве. В 1932 году выпущен первый каталог картин. В 1933 - 1941 годах гравюра с изображением Марии-Терезы - той самой блондинки, грешный роман с которой прикрывала тень "Галери Лафайет". Она беременна. С Ольгой Хохловой у Пикассо разрыв. А Мария-Тереза рожает дочь, названную Марией Зачатия, или попросту Майей. Эгоцентричный, капризный жуир Пикассо в эти годы доверяет холсту свои сокровенные сексуальные желания, он словно занимается любовью, чтобы рисовать, и рисует, чтобы обрести новое вдохновение для любви. В это время молодые художники Европы обеспокоены гражданской войной на родине Пикассо - в Испании, угрозой европейского фашизма. А вошедший во вкус Пикассо соблазняет очередную жертву - Дору Маар. 1937-й - год Герники. Но для него это и год Доры Маар. Она становится "Плачущей женщиной" - так он ее изобразил. Впрочем, так можно назвать и всех его жен. Вдохновляясь то одной, то другой, он доводит своих муз до депрессии. Именно тогда у Ольги Хохловой обнаруживаются серьезные признаки помешательства, Мария-Тереза впадает в тоску, а Дора Маар живет в вечном трепете. С восхитительным детским простодушием Пикассо объясняет друзьям: "Дору я бью - она так хорошеет, когда плачет". В 1943 году он встречает новую любовь - Франсуазу Жило. Франсуаза для него - "женщина-цветок". Она свежа, молода, весела. Он сразу приглашает ее отдохнуть на побережье. Но молодая женщина отказывается от приглашения маститого художника! И не просто отказывается, а требует навести хоть какой-то порядок в его интимной жизни. И сексуальный титан, находящийся в самом расцвете сил, вдруг становится кротким, как ягненок. В 1947 году Франсуаза рожает первого ребенка - Клода. Второй появляется два года спустя - будущая знаменитость Палома. Но Пикассо и тут верен себе - пресытившись Франсуазой, он становится немного садистом, заставляет ее читать ему любовные письма Марии-Терезы, делает из железа фигуру "Беременная женщина", в которой подчеркнуты все недостатки Франсуазы. В разгар одного из семейных скандалов он разъяренно бросает ей в лицо: "Я не могу заниматься любовью с палкой от метлы!" И тут Франсуаза не выдерживает. Пожалуй, это единственная из его женщин, которая в общении с ним сумела не дать раздавить свое женское достоинство, не дать пожирателю душ себя съесть. Она ушла от него еще до того, как он нашел новую жену - Жаклин Рок, "Женщину с черным шарфом". В 1955 году приходит весть о смерти Ольги Хохловой. Но разменявшему восьмой десяток Пикассо не до этого - теперь он безумно влюблен в Жаклин. Они поженились в 1961-м. Пикассо купил замок в Вовенарге. Он известный всему миру кумир миллионов, почти бог. Скверный характер, однако, не дает покоя. Франсуаза Жило выпускает книгу мемуаров "Жить с Пикассо", и он, возмущенный, пытается добиться ее запрета. Дело кончается тем, что детям, Клоду и Паломе, запрещено появляться в замке, и возмущенный Клод в свою очередь подает иск на установление подлинного отцовства - он сомневается в отцовстве Пикассо. В разгар событий Пикассо, которого все это время поддерживала верная Жаклин, умирает у нее на руках. Обезумевшая женщина звонит Пауло в Нормандию, чтобы тот приехал похоронить отца... У Пауло было трое детей. Пикассо почти не виделся с ними, как, впрочем, и с Пауло. Но именно Паблито, первый внук Пикассо, покончил с собой прямо на похоронах деда, приняв яд. Гениальный старый вампир, разбивший судьбу Ольги Хохловой, утащил за собой в могилу и одного из их потомков... Спустя годы после его смерти в приступе безумия покончила с собой Мария-Тереза. Такая же смерть ждала и Жаклин Рок - тайно выйдя замуж после смерти Пабло, она оказалась не в силах стереть память о прошлом, и оно догнало ее: Жаклин Рок выстрелила себе в висок прямо на супружеском ложе. Даже мертвый Пикассо не отпускал тех, кто его любил. Наследство он оставил огромное. Нолики, танцующие в глазах, - по меньшей мере 15000 картин, 100000 эстампов, 300 скульптур, много золота. Общую стоимость в кулуарах называли шепотом: 300 миллионов долларов. Наследниками он сделал Жаклин, Майю, Клода, Палому и двух оставшихся детей Пауло - Марину и Бернара. Это было похоже на дележ королевского пирога: те картины - в музеи, эти останутся в семьях. Вдруг кто-то сказал: "А это? Ах, это для Клода!" Клод, младший сын Пикассо, взял в руки клочок бумаги с набросками: две обезглавленные женщины... Геракл... бои быков... Мимолетные фантазии художника, случайно выхваченные из потока сознания образы, нарисованные, быть может, в кафе, где он ждал свидания с женщиной, которую наверняка погубит... И глухой, как далекий гром, отпечаток дьявольского любовного безумия - главного дара гения любившим его женщинам. Также в рубрике:
|