Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 18 (7731) 20-26 мая 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕРМЬ

Оперная столица на берегу Камы

В Театре имени Чайковского предпочитают раритеты

Максим ДМИТРИЕВ
Фото Юрия ЧЕРНОВА


Сцена из спектакля "Один день Ивана Денисовича"

Главным событием в оперной программе последней "Золотой Маски" многие с полным на то основанием признают "Один день Ивана Денисовича" Александра Чайковского в постановке Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского. И то обстоятельство, что спектакль этот победил в одной лишь дирижерской номинации, никак не умаляет его выдающихся достоинств, а, скорее, свидетельствует о том, что не все ладно в "масочном" хозяйстве. Не время и не место вспоминать, сколько спектаклей пермского театра, достойных самых высоких наград, было проигнорировано экспертами "Маски", сколько не было по достоинству оценено жюри. Тем более что по количеству номинаций и даже наград театр из Перми и так ощутимо опережает все прочие региональные российские театры, да и иные из столичных.

И во многих других отношениях тоже. Пару лет назад, к примеру, театр (и опера, и балет) с большим успехом выступил в Нью-Йорке, чем могли бы похвастать, мягко говоря, не столь уж многие столичные труппы...

Разговоры о Перми как о культурной столице сделались в последние годы едва ли не общим местом. Однако еще задолго до всех и всяческих "пришествий варягов" и громких пиар-акций буквально вся страна знала о Пермском оперном (равно как и о его не менее знаменитой "дочерней фирме" - Хореографическом училище, третьем после питерской Вагановской академии и МГАХ). Даже те, кто никогда не бывал в Перми, слыхали о том, что здесь работает один из лучших оперных театров России, в котором зал практически всегда полон даже и на отнюдь не "кассовых" названиях. И уж, конечно, слух о Перми "прошел по всей Руси великой", когда здесь были поставлены все оперы Чайковского (за что, собственно, театр и получил его имя).

Что касается публики, то еще в 70 - 80-е годы прошлого столетия по центральной прессе пошло гулять определение "пермский феномен". И действительно: построенный в XIX веке на средства самих горожан ("Город - себе" красовалось в дни открытия на фасаде), оперный театр всегда был и считался признанным центром культурной жизни. И если во многих городах и на классический-то джентльменский набор ("Евгений Онегин", "Кармен", "Севильский цирюльник", "Травиата" etc) ходили не слишком охотно, в оперной столице на берегах Камы заранее раскупались билеты даже на произведения советских композиторов, которых на пермской сцене ставилось немерено.

Неслучайно именно пермский театр оказался первым и по сей день единственным, где была поставлена двухвечерняя авторская версия "Войны и мира" Сергея Прокофьева, удостоенная, кстати сказать, Государственной премии России (позднее аналогичную награду театр получит за цикл "пушкинских" опер, осуществленный уже нынешним его лидером Георгием Исаакяном). В дальнейшем здесь впервые в России увидел свет рампы "Огненный ангел", и две эти эпохальные постановки стали центром притяжения опять-таки первого в России Прокофьевского фестиваля...

Собственно, миссию первооткрывательства Пермский оперный несет уже более полувека. Сначала главный режиссер Иосиф Келлер превратил его в кузницу советской оперы, в том числе местного разлива. Затем, уже на другом витке и уровне, линию открытий чудных продолжил маститый питерский режиссер Эмиль Пасынков, возглавлявший театр в 80-е годы. Именно с него берет отсчет принципиально новый этап в жизни оперного коллектива, ознаменовавший уход от провинциальной эстетики. Пасынкову, кстати сказать, принадлежали и упомянутые выше постановки "Войны и мира" и "Огненного ангела". И тот же Пасынков был инициатором единственной по сей день в России постановки "Пены дней" Эдисона Денисова.

Пермский оперный знавал разные времена, но всегда удерживал определенную творческую планку. Здесь всегда работали первоклассные дирижеры (от Анатолия Людмилина и Бориса Афанасьева до сегодняшнего музыкального руководителя Валерия Платонова, профессионала высокой пробы, к которому недавно присоединился в качестве главного приглашенного дирижера выдающийся маэстро с международной репутацией Александр Анисимов, вернувшийся в театр после длительного перерыва), режиссеры, сценографы (назовем хотя бы Эрнста Гейдебрехта, Вячеслава Окунева, Юрия Харикова и Виктора Герасименко) и хореографы (в первую очередь должны быть поименованы Николай Боярчиков и Владимир Салимбаев). За творческими взлетами следовали отнюдь не падения, а самое большее - временные застои, когда появлялось мало нового и ценного, но зато бережно сохранялось накопленное старое, благо с публикой, как выше уже отмечалось, проблем не возникало.

Очередной подъем театра начался во второй половине 90-х, когда его возглавил выпускник ГИТИСа Георгий Исаакян. Талантливый, самобытный режиссер, любитель раритетов и, как оказалось впоследствии, еще и весьма успешный менеджер, он вновь заставил всю Россию говорить о Пермском оперном театре, и чем дальше - тем больше. Один только список российских премьер, осуществленных им самим или по его инициативе, впечатляет. В их числе - "Лолита" Родиона Щедрина, "Христос" Антона Рубинштейна, "Альцина" Генделя, "Орфей" Монтеверди, "Клеопатра" и "Золушка" Массне...

В прошлом году прошла мировая премьера уже упомянутой выше оперы Александра Чайковского "Один день Ивана Денисовича", инициированной Исаакяном еще на уровне идеи, которой он заразил композитора, а потом сумел растопить сердце самого Александра Солженицына, получив от великого писателя разрешение на создание оперы (прежние охотники тем или иным образом инсценировать прозу Солженицына почти неизменно встречали отказ), и в дальнейшем принимал непосредственное участие в работе над либретто. Этот спектакль стал одним из крупнейших достижений не только Пермского, но и всего российского оперного театра последних лет, событием не только сугубо музыкально-художественным, но и общественно-политическим (учитывая непрекращающиеся на самых разных уровнях попытки реабилитации сталинизма)...

Сейчас, к 170-летию со дня рождения своего титульного композитора, театр выпускает новую постановку "Евгения Онегина", над которой Георгий Исаакян работает вместе с маэстро Александром Анисимовым и художником Вячеславом Окуневым. Летом предстоит довольно необычный проект: постановка бетховенского "Фиделио" будет осуществлена непосредственно на территории бывшего гулаговского концлагеря "Пермь-36", являющегося ныне Музеем истории политических репрессий. А будущей весной должен пройти очередной фестиваль "Дягилевские сезоны", основанный и возглавляемый все тем же неутомимым Исаакяном. Словом, театр живет чрезвычайно интенсивной творческой жизнью, находя средства на весьма амбициозные и при этом неизменно художественно состоятельные проекты. Вот еще бы открыть в Перми свою консерваторию, дабы не приходилось постоянно страдать от дефицита кадров в труппе, оркестре и хоре, чему до сих пор всячески сопротивлялись московские начальники, почему-то считающие, что на весь Уральский регион довольно и одной, в Екатеринбурге. Впрочем, это уже совсем другая тема...

Также в рубрике:

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕРМЬ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;