Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18 (7731) 20-26 мая 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕРМЬОперная столица на берегу КамыВ Театре имени Чайковского предпочитают раритеты Максим ДМИТРИЕВ
Главным событием в оперной программе последней "Золотой Маски" многие с полным на то основанием признают "Один день Ивана Денисовича" Александра Чайковского в постановке Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского. И то обстоятельство, что спектакль этот победил в одной лишь дирижерской номинации, никак не умаляет его выдающихся достоинств, а, скорее, свидетельствует о том, что не все ладно в "масочном" хозяйстве. Не время и не место вспоминать, сколько спектаклей пермского театра, достойных самых высоких наград, было проигнорировано экспертами "Маски", сколько не было по достоинству оценено жюри. Тем более что по количеству номинаций и даже наград театр из Перми и так ощутимо опережает все прочие региональные российские театры, да и иные из столичных. И во многих других отношениях тоже. Пару лет назад, к примеру, театр (и опера, и балет) с большим успехом выступил в Нью-Йорке, чем могли бы похвастать, мягко говоря, не столь уж многие столичные труппы... Разговоры о Перми как о культурной столице сделались в последние годы едва ли не общим местом. Однако еще задолго до всех и всяческих "пришествий варягов" и громких пиар-акций буквально вся страна знала о Пермском оперном (равно как и о его не менее знаменитой "дочерней фирме" - Хореографическом училище, третьем после питерской Вагановской академии и МГАХ). Даже те, кто никогда не бывал в Перми, слыхали о том, что здесь работает один из лучших оперных театров России, в котором зал практически всегда полон даже и на отнюдь не "кассовых" названиях. И уж, конечно, слух о Перми "прошел по всей Руси великой", когда здесь были поставлены все оперы Чайковского (за что, собственно, театр и получил его имя). Что касается публики, то еще в 70 - 80-е годы прошлого столетия по центральной прессе пошло гулять определение "пермский феномен". И действительно: построенный в XIX веке на средства самих горожан ("Город - себе" красовалось в дни открытия на фасаде), оперный театр всегда был и считался признанным центром культурной жизни. И если во многих городах и на классический-то джентльменский набор ("Евгений Онегин", "Кармен", "Севильский цирюльник", "Травиата" etc) ходили не слишком охотно, в оперной столице на берегах Камы заранее раскупались билеты даже на произведения советских композиторов, которых на пермской сцене ставилось немерено. Неслучайно именно пермский театр оказался первым и по сей день единственным, где была поставлена двухвечерняя авторская версия "Войны и мира" Сергея Прокофьева, удостоенная, кстати сказать, Государственной премии России (позднее аналогичную награду театр получит за цикл "пушкинских" опер, осуществленный уже нынешним его лидером Георгием Исаакяном). В дальнейшем здесь впервые в России увидел свет рампы "Огненный ангел", и две эти эпохальные постановки стали центром притяжения опять-таки первого в России Прокофьевского фестиваля... Собственно, миссию первооткрывательства Пермский оперный несет уже более полувека. Сначала главный режиссер Иосиф Келлер превратил его в кузницу советской оперы, в том числе местного разлива. Затем, уже на другом витке и уровне, линию открытий чудных продолжил маститый питерский режиссер Эмиль Пасынков, возглавлявший театр в 80-е годы. Именно с него берет отсчет принципиально новый этап в жизни оперного коллектива, ознаменовавший уход от провинциальной эстетики. Пасынкову, кстати сказать, принадлежали и упомянутые выше постановки "Войны и мира" и "Огненного ангела". И тот же Пасынков был инициатором единственной по сей день в России постановки "Пены дней" Эдисона Денисова. Пермский оперный знавал разные времена, но всегда удерживал определенную творческую планку. Здесь всегда работали первоклассные дирижеры (от Анатолия Людмилина и Бориса Афанасьева до сегодняшнего музыкального руководителя Валерия Платонова, профессионала высокой пробы, к которому недавно присоединился в качестве главного приглашенного дирижера выдающийся маэстро с международной репутацией Александр Анисимов, вернувшийся в театр после длительного перерыва), режиссеры, сценографы (назовем хотя бы Эрнста Гейдебрехта, Вячеслава Окунева, Юрия Харикова и Виктора Герасименко) и хореографы (в первую очередь должны быть поименованы Николай Боярчиков и Владимир Салимбаев). За творческими взлетами следовали отнюдь не падения, а самое большее - временные застои, когда появлялось мало нового и ценного, но зато бережно сохранялось накопленное старое, благо с публикой, как выше уже отмечалось, проблем не возникало. Очередной подъем театра начался во второй половине 90-х, когда его возглавил выпускник ГИТИСа Георгий Исаакян. Талантливый, самобытный режиссер, любитель раритетов и, как оказалось впоследствии, еще и весьма успешный менеджер, он вновь заставил всю Россию говорить о Пермском оперном театре, и чем дальше - тем больше. Один только список российских премьер, осуществленных им самим или по его инициативе, впечатляет. В их числе - "Лолита" Родиона Щедрина, "Христос" Антона Рубинштейна, "Альцина" Генделя, "Орфей" Монтеверди, "Клеопатра" и "Золушка" Массне... В прошлом году прошла мировая премьера уже упомянутой выше оперы Александра Чайковского "Один день Ивана Денисовича", инициированной Исаакяном еще на уровне идеи, которой он заразил композитора, а потом сумел растопить сердце самого Александра Солженицына, получив от великого писателя разрешение на создание оперы (прежние охотники тем или иным образом инсценировать прозу Солженицына почти неизменно встречали отказ), и в дальнейшем принимал непосредственное участие в работе над либретто. Этот спектакль стал одним из крупнейших достижений не только Пермского, но и всего российского оперного театра последних лет, событием не только сугубо музыкально-художественным, но и общественно-политическим (учитывая непрекращающиеся на самых разных уровнях попытки реабилитации сталинизма)... Сейчас, к 170-летию со дня рождения своего титульного композитора, театр выпускает новую постановку "Евгения Онегина", над которой Георгий Исаакян работает вместе с маэстро Александром Анисимовым и художником Вячеславом Окуневым. Летом предстоит довольно необычный проект: постановка бетховенского "Фиделио" будет осуществлена непосредственно на территории бывшего гулаговского концлагеря "Пермь-36", являющегося ныне Музеем истории политических репрессий. А будущей весной должен пройти очередной фестиваль "Дягилевские сезоны", основанный и возглавляемый все тем же неутомимым Исаакяном. Словом, театр живет чрезвычайно интенсивной творческой жизнью, находя средства на весьма амбициозные и при этом неизменно художественно состоятельные проекты. Вот еще бы открыть в Перми свою консерваторию, дабы не приходилось постоянно страдать от дефицита кадров в труппе, оркестре и хоре, чему до сих пор всячески сопротивлялись московские начальники, почему-то считающие, что на весь Уральский регион довольно и одной, в Екатеринбурге. Впрочем, это уже совсем другая тема... Также в рубрике:
|