Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7733) 3-9 инюня 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноМорской волк и эскимоскаНорвежское кино в Москве Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Еще одна самобытная и незаурядная кинематография - норвежская - оказалась в поле зрения москвичей: с 20 по 25 мая в столичном кинотеатре "35mm" прошел (и теперь будет проходить ежегодно) 1-й Фестиваль норвежского кино. Ранее мы практически не имели возможности смотреть норвежские фильмы - в постсоветское время их за редким исключением игнорировал даже ограниченный прокат, крайне редко они попадали в ту или иную программу на Московском фестивале. И это несмотря на то, что с конца прошлого века в мире заговорили о подъеме норвежского кино. Начало ему положили "Пояс Ориона" Ола Солума, а также номинированные на "Оскара" "Проводник" Нильса Гаупа и "Другая сторона воскресенья" Берит Несхейм, которые собрали большую аудиторию на родине и получили международную известность. Несколько норвежских картин во весь голос заявили о себе на крупных кинофестивалях, в частности, "Посыльный" Пола Слетауна и "Любовь - это закон" Эйвинда Толоса победили в Канне на Неделе критики. Большой международный резонанс вызвали "Кухонные байки" Бента Хамера. Центральным событием фестиваля стала ретроспектива фильмов, снятых по сценариям и книгам норвежского писателя Эрленда Лу, известного не только на родине, но и далеко за ее пределами. Ее (и фестиваль в целом) открывала экзистенциальная драма "Север", отмеченная многими наградами, в том числе призом "Europa Cinemas Label" и призом ФИПРЕССИ на МКФ в Берлине. Картина интересна прежде всего сценарным замыслом и драматургией. Эрленд Лу придумал историю о Йомаре (его играет Андерс Баасмо Кристиансен), бывшем спортсмене, а ныне обрюзгшем от пьянства и малоподвижного образа жизни, страдающем депрессиями человеке лет тридцати. Одинокий, неприкаянный, с суицидальными склонностями, он нашел себе пристанище на горнолыжном курорте, где устроился смотрителем подъемника. И в свободное время, которого было очень много, глушил приступы смертной тоски и апатии адской смесью спиртного и транквилизаторов. Но вот однажды Йомар случайно узнал, что у него, оказывается, есть четырехлетний сын. А тут еще домик, где он обитал, сгорел... И парень, прихватив канистру самогона и коробку с антидепрессантами, отправляется на своем снегоходе на север - то ли куда глаза глядят, то ли чтобы увидеть сына. И в этом путешествии новоиспеченного отца ждут различные происшествия и неожиданные встречи, замечательно выписанные в сценарии... Режиссер Руне Денстад Ланглу (это его первая самостоятельная работа) проявил себя как зрелый мастер - кино получилось стильное, немногословное, по-скандинавски сдержанное, временами вызывающее улыбку и смех. И несмотря на общую мрачную тональность оставляющее место надежде. В совершенно ином ключе снята комедийная мелодрама "Во власти женщины" - экранизация одноименного дебютного романа Эрленда Лу. В ней смешное и серьезное прекрасно уживаются в кадре, герои узнаваемы, актеры органичны и играют с настроением, и потому картина вызвала в Норвегии большой зрительский интерес. С именем ее режиссера Петтера Нэсса в известной мере связано возрождение норвежского кино. В 2001 году его комедия "Эллинг" произвела настоящий фурор на родине, имела шумный фестивальный успех и была номинирована на "Оскара". Талант и мастерство Нэсса привлекли внимание голливудских продюсеров, и в результате их совместной работы была снята вполне удачная грустная романтическая комедия "Моцарт и кит" с Джошем Хартнеттом и Радой Митчелл в главных ролях. И вот Нэсс вернулся в Норвегию, чтобы перевести на язык кино чрезвычайно понравившийся ему еще много лет назад роман тогда еще совсем молодого писателя. Внимание мэтра привлекли и оригинальная любовная история, и сочные диалоги, и живые, полнокровные характеры главных героев. В таком же ключе можно охарактеризовать и сам фильм. Его инфантильный, ленивый, неуверенный в себе, панически боящийся перемен герой (Тронд Фауса Аурвааг), чем-то напоминающий нашего Обломова, вроде бы испытывает страсть к своей подружке Марианне (Мариан Саастад Оттесен), однако перспектива совместной с ней жизни его отнюдь не прельщает. Он молчалив, любит побыть один в тишине и покое, а она рта не закрывает, каждое ее слово, каждое движение излучают бешеный темперамент. Не дожидаясь от парня решительных действий, Марианна, что называется, взяла его в оборот... Помимо ретроспективы Эрленда Лу, немалый интерес публики вызвала арт-хаусная мелодрама Пола Йакмана "Стреляя по солнцу". Это странная многолетняя романтическая история любви старого морского волка Эйвинда и эскимоски Беатрис. Очень хорош исполнитель главной роли Айло Гауп. Режиссер, мастерски используя флэшбеки, контрапунктом вводит в картину романтический второй план. Упрекнуть его можно разве что за несколько искусственный финал. Куда более серьезных упреков заслуживает Ульрик Имтиаз Рольфсен, режиссер "Последнего косяка". Начинается картина многообещающе: короткие сценки из жизни хиппующих молодых норвежцев, которые, накурившись гашиша, оттягиваются по полной программе, эффектно сняты в постмодернистской стилистике. А затем действие переносится на конец 70-х, и начинается чисто жанровое кино - отчасти криминальная драма, отчасти триллер, отчасти детектив. Повзрослевшие Карл и Роберт из той хиппующей компании теперь профессиональные наркодилеры, и любимое занятие - курение "травки" - совмещают с перепродажей легких наркотиков. Они вроде бы решили завязать со своим криминальным бизнесом - после того как крупно заработают на реализации 45 килограммов гашиша, который им должны доставить на катере из Дании. Чтобы заплатить за товар, друзья заняли у гангстера-ростовщика крупную сумму под астрономические проценты... Подобные истории были много раз перепеты, но не в этом беда, а в том, что многие поступки героев плохо мотивированы, и потому картина напоминает американское кино категории "Б". К сожалению, по части драматургии не избежала недостатков и мелодрама "Везунчики" (режиссер и автор сценария Сара Йонсен). Она интересна по замыслу, профессионально снята, хороши актеры, и прежде всего молодая польская актриса Агнешка Гроховска в роли Марии, гастарбайтерши из Польши. В картине сошлись судьбы совершенно разных людей. Мария живет в одной квартире с азиаткой Янне - хозяйкой и одновременно официанткой маленького кафе, и подрабатывает у нее посудомойкой и уборщицей. Рядом с ними поселился демобилизованный солдат Пер, которого опозорила на всю страну честолюбивая фоторепортерша: на обложке журнала поместили ее снимок, на котором он целится в насмерть перепуганного афганского мальчика. А на самом деле Пер отнюдь не исчадие ада, он действовал строго по инструкции и теперь жаждет подставить эту журналистку так, как она подставила его. Разочаровывает финал - назидательный, слезливо сентиментальный. И потому вызывает недоумение решение жюри МКФ скандинавского кино в Руане, присудившего в прошлом году "Везунчикам" главный приз. А вот победа в Руане (годом ранее) абсурдистской драмы "Холодный обед" не выглядит случайной. Режиссер Эва Сёрхауг сняла кино умное, тонкое, ироничное, с двойным, а то и тройным дном, кино, которое смотрится с немалым удовольствием. Здесь также несколько сюжетных линий, но они не пересекаются, а лишь изредка соприкасаются, да и то не все. Тем не менее все в картине взаимосвязано и взаимообусловлено, и она производит цельное впечатление. Любопытен пролог: подвыпивший мужчина, находясь за рулем, ночью на пустынной улице сбил пешехода. И устроил перепалку с сидящей рядом подвыпившей коллегой - она, мол, должна взять вину на себя. Им и в голову не пришло, что пешеход, может быть, еще жив и нуждается в помощи... Норвежцы надеются, что их фестиваль в Москве поможет навести мосты между кинематографиями Норвегии и России. И в этом смысле знаковым представляется включение в его программу немого шедевра Всеволода Пудовкина "Конец Санкт-Петербурга" в живом музыкальном сопровождении ансамбля Матти Байе. Матти Байе озвучил немало фильмов, в том числе и современных. Классическая советская картина привлекла его внимание своей экспрессионистской стилистикой и ошеломляющим монтажом, оригинальное и выразительное музыкальное сопровождение, безусловно, придало ей новые краски. Ответный шаг сделали россияне - открывавший фестиваль "Север" и закрывавшая его историческая драма "Макс Манус: Человек войны" на днях вышли в России в ограниченный прокат. Также в рубрике:
|