Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 24 (7737) 1-7 июля 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

ММКФ

Советские танки и мама в чемодане

Конкурс ММКФ: чуда не случилось

Дарья БОРИСОВА


Кадр из фильма "Албанец"

Когда на исходе недели демонстрации конкурсных фильмов на экране возник пятый сюжет о сопротивлении граждан стран соцлагеря советскому режиму, в зале начали нервно похохатывать. "Как сговорились" - шептали по ходу просмотров. К описанным нами в прошлом номере картинам "Следы на песке" (Болгария) и "Как рай земной" (Чехия) прибавились немецкий "Берлин. Боксхагенер платц" Матти Гешоннека, венгерский "Последний донос на Анну" Марты Мессарош и, наконец, польская "Розочка" Яна Кидавы-Блоньского. Интонация авторов в отношении периода "соцлагеря" однозначна: то были годы власти тьмы. Примечательно, что на пресс-конференциях все постановщики этих лент - кто лучше, кто хуже - говорили по-русски и с ностальгией вспоминали о том, какую роль играл СССР в их жизни. Например, классик венгерского кино Марта Мессарош и гэдээровский немец Матти Гешоннек в разное время окончили ВГИК (в дни фестиваля Гешоннек планировал доехать до alma mater и забрать, наконец, диплом) и даже сдавали в качестве одного из госэкзаменов научный коммунизм. Этот дружный "залп" по "большому брату", конечно, совпадение, отборщики ММКФ открещивались от шутливых обвинений в преднамеренности такого выбора. И вместе с тем это наглядная иллюстрация национальных рефлексий. Прошлое еще саднит, и никто из вышеперечисленных режиссеров не отказал себе в возможности передать тогдашнее настроение: "Русские, убирайтесь вон!" (такие надписи на плакатах мелькают в сценах волнений 1968 года).

Кадр из фильма "Берлин. Боксхагенер платц"

Из этого "социалистического" блока, увы, лишь один фильм неплох - это "Берлин. Боксхагенер платц". В нем создан образ города и времени. Серый, мрачноватый Восточный Берлин 1968-го кишит сотрудниками органов госбезопасности и правопорядка. По нему разгуливают пионеры с барабанами, а взрослые много пьют и мечтают оказаться по другую сторону Стены. Тот же "совок", разница лишь в цвете формы и галстуков. "Пить, петь и философствовать - формула тех дней", - вспоминал Матти Гешоннек. Но наряду с типическими чертами, общими для атмосферы всего соцлагеря, есть в этом фильме истинно немецкий дух. Потрясающий персонаж - бабушка Отти (замечательная возрастная роль Гудрун Риттер); эта женщина пережила нескольких мужей, но до сих пор держит семью под контролем и даже снова влюбляется. Пристрастие к мрачной, философского толка поэзии и в то же время заботы о пищеварении домочадцев сочетаются в ее натуре, и этот контрапункт "низа" и "верха" - своего рода пародия на немецкий характер.

Кадр из фильма "Воробей"

Пожилая женщина также в центре фильма Марты Мессарош "Последний донос на Анну". Это Анна Кетли (реальная историческая фигура), первая женщина-политик в истории Венгрии, ставшая после восстания 1956 года диссиденткой и вынужденная доживать свой век в эмиграции в Брюсселе. К ней в очередной раз подсылают человека, который должен осведомлять соответствующие органы о ее контактах и делах, а также склонить знаменитую эмигрантку к возвращению на родину. На пресс-конференции Мессарош рассказывала, что изначально хотела снять про Анну трехсерийный телефильм, чтобы последовательно рассказать о жизни своей необыкновенной землячки. Но денег на такой проект не хватило, и пришлось писать сценарий о последних годах жизни героини. Кино получилось наивно-старомодное. 85-летнюю Кетли играет моложавая актриса средних лет, и главное для исполнительницы и постановщицы - не историческая правда образа, а статность и красота диссидентки. Ко всему прочему фильм Мессарош еще и "лав стори". Анна по-прежнему любит единомышленника, оставшегося в Венгрии Ласло Фараго, и история их отношений длиною в жизнь то и дело всплывает в сентиментальных, костюмированных флeшбэках.

Осведомительницей под кодовым именем Розочка становится и героиня одноименного фильма Яна Кидавы-Блоньского. Она приставлена к публицисту-диссиденту, в исполнении Анджея Северина, и постепенно в него влюбляется. Мелодрама разворачивается на фоне польских волнений все того же 1968 года, и ничем особенным, кроме этого, непримечательна.

Счеты с прошлым заняли в программе много места, но и насущные проблемы современности не были обойдены вниманием. Всевозрастающая полиэтничность Европы, миграция - без этих сюжетов не обходится сейчас ни один фестиваль. Фильм Йоханнеса Набера "Албанец" представил нам очередного гастарбайтера, на сей раз из малознакомой страны Албании. Путь работяги Арбена стандартный: нелегальное проникновение в развитую, богатую страну Германию, тяжелые будни, конфликт патриархального, да еще и мусульманского сознания с новой реальностью, возвращение домой и осознание кардинальных изменений внутри себя, невозможность жить прошлой жизнью. А вот герой новой картины Отмана Карима (гран-призера 28-го ММКФ) "Дорогая Элис" - давным-давно уже примерный гражданин Швеции, муж преуспевающей адвокатессы Карин и отец двух дочек. И все же спокойно спать ему мешает ощущение собственной инаковости - его фамилия Саид, и кожа у него темная. На встрече с журналистами Отман Карим предвосхитил вопросы и сразу признался, что это в большой мере его личная история. В Москву он приехал, как и в прошлый раз, с женой-шведкой Малин (она же продюсер его картин) и дочками-мулатками. Очень правильные и нужные вещи артикулированы в его фильме. Европейское общество, оградив себя правилами, законами, бумажками, дошло до элементарного бездушия. Борьба с терроризмом порождает тотальную подозрительность, от которой страдают невинные люди восточного происхождения. Наконец, до невозможности тяжело сохранять истинное равноправие для белых и черных граждан Европы. Но геометрия замысла просвечивает сквозь фильм, и он остается, в итоге, конструкцией, набором гуманистических призывов.

Не обошлось и без модной румынской волны. На середине фильма Михая Ионеску и Тибериу Иодана "Разные матери" либо засыпали, либо покидали зал, до того тягучей и бессобытийной казалась картина. Четверо парней-киношников проводят сутки на железнодорожном вокзале, снимая материал для будущей докудрамы. Камера бесстрастно наблюдает за их обыденной работой, мы слушаем их треп - и так до самого финала. В их разговорах то и дело возникает тема матерей, каждый так или иначе рассказывает о своей. За пять минут до конца фильма у героев отбирают отснятый материал - полицейские ведут расследование какого-то жуткого преступления, произошедшего на вокзале как раз в течение последних суток. Снимая свою докудраму, герои запечатлели милую девушку, сдающую в камеру хранения два чемодана. Теперь выясняется, что в чемоданах этих не что-нибудь, а ее собственная мать, расчлененная дочкой на куски. Такой вот ледяной душ устраивают в финале своей убаюкивающей истории авторы, но времени на оценку всего ужаса, произошедшего в фильме, не остается, и потому он застревает в памяти скорее как страшилка, нежели как трагедия триеровского толка.

Против правил, закрепившихся на ММКФ в последние годы, лишь один отечественный фильм боролся за победу в основном конкурсе. Известный документалист Юрий Шиллер, живущий и работающий в Новосибирске, снял первую свою игровую картину "Воробей". История эта могла бы лечь в основу короткометражки, но усилиями документалиста-наблюдателя она раздвинута до масштабов полного метра. Председатель сибирского совхоза решил спасти хозяйство от банкротства единственным возможным способом - продать на бойню табун красивых лошадей, которые когда-то в незапамятные времена пришли в эти края невесть откуда, и с тех пор являются неким талисманом деревни. Против этого восстают совхозный конюх и его сынишка по прозвищу Воробей. Когда все взрослые уже отступились, мальчик с охотничьей отцовской двустволкой наперевес останавливает грузовик, везущий коней, и заставляет председателя отменить непопулярное решение. Пафос истории легко считывается. Такие мальчики - надежда России, они не дадут окончательно растащить страну по кусочкам. Странно, что опытный документалист уходит от реальных примет времени и места, творит какой-то миф о современной российской деревне, в которой полным-полно детей, где все работают, не видно пьяных и не слышно ни слова мата. Родителей Воробья играют мхатовские актеры Сергей Угрюмов и Кристина Бабушкина, и отсутствие у Шиллера опыта работы с актерами на площадке ощутимо - достичь достоверного существования в такого рода фильме им не удается, игра осталась на виду. "То, что нам показывают сегодня по телевизору, - это не моя родина, - заявил Юрий Шиллер на пресс-конференции. - Это достоверно, но это неправда". Увы, но при всем желании трудно поверить в правду "Воробья", картина напоминает, скорее, идиллию.

С особым вниманием ждали показа картины "Это начинается с конца", которой дебютировал в режиссуре актер Михаэль Коэн, нынешний супруг Эммануэль Беар. Картину не взяли ни в одну программу Каннского фестиваля, и супруги Коэн - Беар (актриса, естественно, сыграла в фильме главную роль) с радостью приняли приглашение Московского фестиваля. Конечно, соблазнительно заполучить на фестиваль знаменитую красавицу-француженку, но повод, увы, оказался ничтожен. Полтора часа на экране выясняют отношения красивый мужчина и красивая женщина - знакомятся, предаются бурной страсти, ссорятся на пустом месте, расстаются, вновь сходятся, и пустопорожняя эта карусель надоедает в первые полчаса. Не спасают ни интерьеры парижских кафе, ни прелести обнаженных героев, ни музыка Баха, сама по себе прекрасная, но тут возникающая совершенно не к месту. Под конец фестиваля вновь французская женщина оказалась в центре внимания, и вновь возник вопрос о морали. "То, что француженка не может остаться с одним мужчиной, все время ищет новых связей - это комплексы или отсутствие комплексов?" - спрашивали Эммануэль Беар наши журналисты. "А зачем останавливаться до тех пор, пока мы не нашли настоящего чувства? - удивленно приподняла брови знаменитая француженка. - Ведь жизнь так коротка..."

Который год подряд приходится повторять, что конкурс ММКФ бледен и не балует нас подлинными событиями. Яркие фильмы, делающие погоду в мире большого кино, демонстрируются

в параллельных неконкурсных программах. На долю основного соревнования остаются картины, заведомо не претендующие на прорыв.

Также в рубрике:

ММКФ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;