Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7739) 15-21 июля 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Проклятие места

Скандальной "Тоской" стартовал Мюнхенский фестиваль

Екатерина БЕЛЯЕВА
Мюнхен - Москва
Фото Уилфрида ХЕСЛЯ


Интендант Баварской оперы Николаус Бахлер очень хотел привлечь в мюнхенский театр знаменитого швейцарского режиссера Люка Бонди с его командой, но удалось ему это сделать, только включившись в копродукционный процесс с другими оперными домами - Мет и Ла Скала. Так их совместная "Тоска" с Йонасом Кауфманном и Каритой Маттилой в главных ролях и с Фабио Луизи за пультом и оказалась в Мюнхене и открыла один из самых пафосных немецких оперных летних фестивалей.

Стоило ли Мюнхену брать именно эту работу Бонди - большой вопрос. Дело в том, что ставить "Тоску" - дело неблагодарное для режиссерского театра в принципе. Пока в Риме стоят Замок Святого Ангела, Палаццо Фарнезе и базилика Сант-Андреа делла Валле - великолепные и внушительные монументы прошлого, куда Пуччини поселил героев своей нетленной оперы, гении места этих построек будут протестовать и, если нужно, даже мстить любому, кто вторгнется в их владения. С другой стороны, снимать фильмы по "Тоске" на ее "исторической" родине или воспроизводить архитектурно-ландшафтные подробности Рима на театральной площадке брались многие. Эксперименты были удачны, но носили разовый характер. Были также у инсценировщиков "Тоски" попытки отказаться от конкретных интерьеров и реалий, но выходил конфликт с либретто Джакозы и Иллики: слишком уж много в нем смакования подробностей римского быта. Остается третий путь к постижению "Тоски" - через психологический театр. Это самый лучший путь: вспоминаем старый спектакль Покровского, который шел много лет в Большом театре и, к сожалению, абсолютно "развалился", когда мастера в театре уже не было. В нем присутствуют, то есть прежде присутствовали, очень емкие, но ненавязчивые намеки на римскую реалию и акцент на драматические мизансцены. Бонди пошел похожим путем. Он и его постоянный сценограф Ришар Педуцци "замуровали" постановку в коричневатый кирпич - в первом действии это были минималистские интерьеры некой часовни, потом, во втором акте, затянутые в кожу апартаменты Скарпиа, встроенные в кирпичную конструкцию, и в третьем - снова некая кирпичная постройка, выполняющая функции тюрьмы.

Никаких раздражительных несоответствий - все как бы по либретто, но тихо переброшено в XX век. Никакого постмодернизма, все прозрачно и просто: та же "Тоска", с теми же персонажами, с теми же проблемами, но в контексте другого, более "брутального" времени, которое хоть и навязывает себя (XX век ведь нередко бывает "наглым"), но делает это не броско. Это правда, что для того, чтобы вместить сильные эмоции и "большие чувства", каковые композитор вложил в музыку и вокал этой оперы, нужны циклопические пространства. Любой дизайн мешает, отвлекает и от музыки и от мелодрамы. Бонди от дизайна отказался - явно в пользу сильных чувств. И все бы прошло гладко и хорошо, включая певцов и дирижера, целиком поддержавших находки режиссера, о чем я скажу ниже, если бы не маленькая провокация швейцарца в финале третьего акта. Замок Святого Ангела, на крыше которого расстреливали революционеров в начале XIX века, превратился у Бонди - Педуцци, как было сказано, в более примитивный кирпичный бастион. В полу его - люк, незаметный такой люк в форме четырехугольника. Через него на сцену попадали тюремщики - буквально сновали туда-сюда весь третий акт: раздвижная дверца все открывалась и закрывалась, пока до зрителей не дошло, какую на самом деле функцию выполняет этот скромный "вход". Лучик света медленно ходил по сцене, Марио Каварадосси пел "Горели звезды", люк открывался-закрывался, и оторопь и ужас начали охватывать зрителей: кирпичный минимализм обернулся застенками Дахау, а люк - печью его крематориев. То есть ничего такого не произошло на сцене, никаких ужасов и пыток не было, но вот как только появился этот подозрительный люк-оборотень, баварцы дрогнули. Обычно, если мюнхенцы любят какого-то вокалиста, то пренебрегают правилами хорошего тона и хлопают после арий. Кауфманна буквально засыпали аплодисментами после "Recondita armonia" первого акта, да и во втором акте оперу не раз прерывали взрывы зрительского восторга, посвященные лично ему. И вот в финальном акте, где артист особенно выразительно играл и роскошно пел культовую арию "E lucevan le stelle", зрители оцепенели: им стало страшно - за прошлое, за настоящее и будущее. Это легко читалось в их встревоженных глазах. Вышло, что из-за провокационного люка и кирпичных стен, мюнхенцы не смогли толком насладиться искусством своего любимца.

"Тоска" до этого уже успела провалиться в Нью-Йорке, куда в кои-то веки приехал хороший режиссер. Я имею в виду Бонди. Вкус у американцев незамысловатый: для них и Мэри Циммерман - авангардный режиссер, к которому надо относиться с подозрением, хотя, на мой взгляд, эта дама вполне традиционна и до невозможности неинтересна. Скорее всего, в Мюнхене еще оценят эту продукцию и реабилитируют Кауфманна, потому что у баварцев от полного восторга до абсолютного неприятия новизны - один шаг.

Но вернемся к артистам. Дирижером копродукционной "Тоски" выступил Фабио Луизи - неоднозначная в музыкальном мире фигура. Он очень неуживчивый человек - часто меняет компании, в которых работает, трудно сходится с людьми и, видимо, очень авторитарен. И еще в определенном смысле его травят - за дирижером повсюду ездит злобная компания клакеров, которая его освистывает. Оценить его работу как дирижера и руководителя однозначно - трудно. На мой взгляд, он очень интересно работает с итальянскими партитурами (недавно он дирижировал "Реквием" Верди в венском "Мюзикферайне": сделал акцент на структуру произведения, очертил максимальные возможности звучания каждой группы инструментов, так необычно - как рентгеном - просветил насквозь до скелета "тело" знаменитой заупокойной мессы - вместо обычного поэтизирования и романтизирования музыкального текста, показал его мощную физиологию; это было смело и сильно). А с музыкой венских гениев Луизи справляется по большей части из рук вон плохо, но иногда у него бывают прозрения. Пуччини же - его конек. Он здесь тоже излишне брутален, но зато умеет наполнить "веризмом" гигантские пространства, буквально приказать музыке быть емкой и материально ощутимой. В прошлом он нередко выступал в пространных дрезденских кирхах, пока служил руководителем тамошней Капеллы. Он очень помог финско-немецкой команде (Тоска - Каритта Маттила и Скарпия - Юха Уузитало - финны и Кауфманн, соответственно, немец) адаптироваться в итальянской музыке без навязывания им, холодным, лишенным всяческого темперамента, но богато одаренным другими артистическими качествами людям, неприятной средиземноморской слащавости. Впрочем, как только четыре года назад Кауфманн вплотную подошел к итальянской и французской опере и постепенно начал завоевывать ее бастионы, герой Верди, Массне и Пуччини вообще стал другим. Кауфманн - интеллектуал, поэтому его персонажи получаются устроенными слишком сложно, нелинейно. У Маттилы и Уузитало, кстати, тоже есть с этим "проблемы" - очень уж они непростые. Общение Тоски и Каварадосси из первого акта - почти цитата из фолкнеровского "Особняка": они как Линда и Коль. Оба слишком влюблены в свободу (в смысле - не личную, а общественную), еще больше - в свою работу и только потом - друг в друга, что, в общем, уже почти факультативно. Каварадосси-Кауфманн и рисует что-то сложное, его Магдалина на холсте какая-то импрессионистская (Педуцци быстро раскусил, что примитивную картинку Кауфманну даже неудобно предлагать). Коль, кто помнит содержание "Особняка", был гражданским мужем Линды и еврейским скульптором, который пострадал от нацистов. Если впомнить люк, коричневые кирпичи и призрак Дахау, в голове складывается ясная картина: Бонди не смог бы придумать ничего лучшего для такого блестящего и "умного" кастинга, кроме как провести тонкие и невидимые нити между драмой "Тоска" Викториана Сарду и романной трилогией Фолкнера.

Следующую остановку "Тоска" сделает в Милане - интересно, как тамошняя искушенная публика прочтет очень изысканное поэтическое послание Люка Бонди.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;