Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7749) 30 сентября - 6 октября 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПИТЕР ХЕЛЛИ: Я не верю в линейную историю искусства
Беседу вела Ирина КУЛИК
– Стиль “нео-гео”, неогеометрической абстракции, основоположником которого вы являетесь, часто считают одним из направлений симуляционизма. Что же у вас общего с такими художниками-симуляционистами, как Джефф Кунс или Хаим Стейнбах, известными прежде всего весьма зрелищными объектами, фигуративными скульптурами и реди-мейдами? – На самом деле не так уж и много. Мы начинали примерно в одно время, и тогда для нас был важен отказ от неоэкспрессионистского пафоса, желание вернуться к опыту тогда вышедшего из моды поп-арта, интерес к массовой культуре, к социальному аспекту искусства. – Большинство прославленных абстракционистов ХХ века, будь то Казимир Малевич или Марк Ротко, Василий Кандинский или Джексон Поллок, начинали с фигуративного искусства, через которое они и приходили к беспредметной живописи. А вы когда-нибудь занимались фигуративной живописью? – Только когда учился, но меня и тогда это не слишком интересовало. Я никогда не стремился передать какие-то впечатления от видимого мира. Все мои зрелые произведения были только абстрактными, но, конечно, когда я пришел в искусство, абстракционизм был уже давно устоявшимся, привычным и даже академическим типом живописи. – Модернистская абстракция мыслила себя как последний, завершающий этап эволюции искусств, после которого невозможен возврат к фигуративному искусству. Когда вы начали заниматься абстрактной живописью, было уже понятно, что это не так. – Я вообще не верю в рационалистическую, линейную историю искусства, для меня эта история складывается из постоянных возвращений к тому, что считалось безнадежно пройденным. – Как вы можете описать эволюцию вашего собственного творчества? Были ли в нем какие-то сменяющие друг друга периоды, радикальные перемены, сломы стиля? – Наверное, можно сказать, что мои картины становятся все более и более барочными, композиции – все более сложными. Мое искусство, так или иначе, отражает пространство коммуникаций, новых дигитальных технологий: мои картины представляют нечто вроде схем систем коммуникаций. Но на протяжении тех десятилетий, что я работаю, все эти технологии проделали огромную эволюцию – чем доступнее и проще, на первый взгляд, становятся сами эти средства связи, тем сложнее и изощреннее становятся технологии. – Вы вдохновлялись теориями французского философа Жана Бодрийяра. Чем именно он вам был интересен? – Думаю, он первым проанализировал, чем становятся язык и культура в эпоху “гиперреальности”, сформированной новыми медийными и коммуникационными технологиями, описал ситуацию, в которой связь между языком, культурой и той “реальностью”, которую они описывают, становится закольцованной – не только медийный или художественный образ отсылает к своему реальному “прототипу”, но и “реальность” читается как цитата из культуры, масс-медийного потока образов. – Причем эта массовая культура, дизайн, реклама часто используют как раз язык вроде бы дистанцировавшейся от нее высокой модернистской абстракции – например, одна косметическая фирма стилизует упаковки своей продукции под Мондриана. – Потому что работы Мондриана, как и многих авангардистов, отсылали к некоему идеальному утопическому миру, как сегодня это делает и реклама. И это именно то, чего я в своем искусстве избегю. Также в рубрике:
|