Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7201) 11 - 17 ноября 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноОпять эти странные русские"Стрингер" Пола Павликовски Анастасия МАШКОВА Английский "Стрингер" пришел в Россию спустя два года после того, как эту ленту, повествующую о российских реалиях середины 90-х, сняли для телеканала Би-би-си. За это время радикально изменилась "картинка" - Россия, страна, в которой мы живем, и поменялся ракурс, под которым нас рассматривают люди с Запада. Однако так же очевидно, что осталась эта самая оппозиция - "взгляд и нечто". Люди, по долгу службы обозревающие наши родные просторы, по-прежнему чувствуют себя посторонними, чужими, если и связанными с "этими странными русскими", то уж в самых общих чертах, на планетарном уровне. Кажется, этот сюжет можно было снять и показать и в текущем телевизионном сезоне. Ну, может быть, актер, сыгравший главную роль - Сергей Бодров- младший, - стал старше и солиднее. Он играет русского паренька, подрабатывающего съемками на свадьбах и переживающего новое замужество недавно овдовевшей матери. Мальчик отправляется в русское представительство западной телекомпании, встречает там красивую телевизионщицу-англичанку, влюбляется в нее и пытается соблазнить прогулками по Москве, шампанским и новыми телесюжетами. Так появляется мечта - стать "крутым" телевизионным журналистом, на профессиональном жаргоне - стрингером, то есть вольным наемником, поставляющим эксклюзивный материал для западных компаний. Предположения широких слоев населения относительно "вхожести" отдельных телевизионных персон к отдельным представителям политического бомонда, если верить фильму "Стрингер", полностью оправдываются. Вадим (герой Сергея Бодрова) втирается в доверие к некому одиозному политику по фамилии Яворский, для чего сначала курит с ним сигары, потом анашу, ходит на охоту (особенности национальной политики!), тусуясь в загородной резиденции. В результате снимает на пленку убийство Яворского и в интимной обстановке вручает кассету журналистке. Линии англичанки и политика Яворского - забавная неправда, дань условностям хорошо придуманного сюжета и крепко сбитого жанра, так похожая на жизнь. Роман с девочкой-телевизионщицей - чистая лирика со скромным обаянием греха этих вечных советских и постсоветских коммунальных квартир, где все соседи одновременно ходят в трусах и приводят любимых женщин в одну, далекую от евростандартов ванную. Тема "Славянин на рандеву с европейской женщиной" во времена объединенной Европы полюбилась многим режиссерам. Как трогательны славянские актеры в ролях трепетных соотечественников, пасующих перед эмансипированными иностранками! Линия политика Яворского, безусловно, украшающая фильм, - смешная (не скажу сатирическая), безобидная в своей наивности. Какие же мы все-таки папуасы в глазах прогрессивной общественности. Пол Павликовски, который до "Стрингера", своего дебюта в игровом кино, с успехом снимал документальные фильмы, чьи названия говорят сами за себя: "Путешествия Достоевского", "Сербский эпос" и "Прогулки с Жириновским" в политике подкован неплохо. Другое дело, что он не очень хорошо разбирается в русской душе, ну да там и немудрено заблудиться. Да, веришь в то, что на роль "прекрасной дамы" придуманный им московский мальчик назначил девушку, "сочиненную" из профессионального цинизма и романа с женатым начальником. Но вот чтобы тоска по отцу привела к общению со стареющим опереточным политиком - уже не веришь. Однако именно этот "взгляд документалиста", желание зафиксировать суть чужого пространства и относится к главным достоинствам фильма. Именно в картине иностранца обнаруживаешь некий прорыв в искренность, желание перенести в кино романтическое, типично русское состояние жизни "у бездны на краю", странную легкость бытия в невыносимых обстоятельствах. У Павликовски очень точное чувство типажей, знаковых образов, каждый из которых словно иллюстрация для газетной топ-стори. Но главное не в точно подмеченных деталях, не в верно схваченном ритме жизни. К сожалению, наше кино, родное, кровное, до обидного вяло, оно лишено того, что музыканты называют "драйвом". Да, мы в принципе не прочь перенести реалии родного "виртуального капитализма" в кино, но делаем это на стерильном пространстве популярных жанров - боевика или триллера. А иностранец Павликовски снял свой фильм на улицах Москвы и в подмосковных электричках. Мы понимаем, что рядом, у нас под боком разыгрываются коллизии "На последнем дыхании" и "Пепла и алмаза", что мы все немножко... Но потребовался "человек с Би-би- си", чтобы сделать "Стрингера" со знаковым актером Бодровым, которого неспроста называют русским Збигневом Цибульским. Мудрость этого фильма заключается и в том, что режиссер дал нам понять: позиция стороннего наблюдателя невозможна. Другое дело, что сам он для России - человек со стороны. И может быть, только поэтому русский стрингер для него так романтичен. Также в рубрике:
|