Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7201) 11 - 17 ноября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Опять эти странные русские

"Стрингер" Пола Павликовски

Анастасия МАШКОВА


Английский "Стрингер" пришел в Россию спустя два года после того, как эту ленту, повествующую о российских реалиях середины 90-х, сняли для телеканала Би-би-си. За это время радикально изменилась "картинка" - Россия, страна, в которой мы живем, и поменялся ракурс, под которым нас рассматривают люди с Запада. Однако так же очевидно, что осталась эта самая оппозиция - "взгляд и нечто". Люди, по долгу службы обозревающие наши родные просторы, по-прежнему чувствуют себя посторонними, чужими, если и связанными с "этими странными русскими", то уж в самых общих чертах, на планетарном уровне.

Кажется, этот сюжет можно было снять и показать и в текущем телевизионном сезоне. Ну, может быть, актер, сыгравший главную роль - Сергей Бодров- младший, - стал старше и солиднее. Он играет русского паренька, подрабатывающего съемками на свадьбах и переживающего новое замужество недавно овдовевшей матери. Мальчик отправляется в русское представительство западной телекомпании, встречает там красивую телевизионщицу-англичанку, влюбляется в нее и пытается соблазнить прогулками по Москве, шампанским и новыми телесюжетами. Так появляется мечта - стать "крутым" телевизионным журналистом, на профессиональном жаргоне - стрингером, то есть вольным наемником, поставляющим эксклюзивный материал для западных компаний. Предположения широких слоев населения относительно "вхожести" отдельных телевизионных персон к отдельным представителям политического бомонда, если верить фильму "Стрингер", полностью оправдываются. Вадим (герой Сергея Бодрова) втирается в доверие к некому одиозному политику по фамилии Яворский, для чего сначала курит с ним сигары, потом анашу, ходит на охоту (особенности национальной политики!), тусуясь в загородной резиденции. В результате снимает на пленку убийство Яворского и в интимной обстановке вручает кассету журналистке.

Линии англичанки и политика Яворского - забавная неправда, дань условностям хорошо придуманного сюжета и крепко сбитого жанра, так похожая на жизнь. Роман с девочкой-телевизионщицей - чистая лирика со скромным обаянием греха этих вечных советских и постсоветских коммунальных квартир, где все соседи одновременно ходят в трусах и приводят любимых женщин в одну, далекую от евростандартов ванную. Тема "Славянин на рандеву с европейской женщиной" во времена объединенной Европы полюбилась многим режиссерам. Как трогательны славянские актеры в ролях трепетных соотечественников, пасующих перед эмансипированными иностранками!

Линия политика Яворского, безусловно, украшающая фильм, - смешная (не скажу сатирическая), безобидная в своей наивности. Какие же мы все-таки папуасы в глазах прогрессивной общественности. Пол Павликовски, который до "Стрингера", своего дебюта в игровом кино, с успехом снимал документальные фильмы, чьи названия говорят сами за себя: "Путешествия Достоевского", "Сербский эпос" и "Прогулки с Жириновским" в политике подкован неплохо. Другое дело, что он не очень хорошо разбирается в русской душе, ну да там и немудрено заблудиться. Да, веришь в то, что на роль "прекрасной дамы" придуманный им московский мальчик назначил девушку, "сочиненную" из профессионального цинизма и романа с женатым начальником. Но вот чтобы тоска по отцу привела к общению со стареющим опереточным политиком - уже не веришь.

Однако именно этот "взгляд документалиста", желание зафиксировать суть чужого пространства и относится к главным достоинствам фильма. Именно в картине иностранца обнаруживаешь некий прорыв в искренность, желание перенести в кино романтическое, типично русское состояние жизни "у бездны на краю", странную легкость бытия в невыносимых обстоятельствах. У Павликовски очень точное чувство типажей, знаковых образов, каждый из которых словно иллюстрация для газетной топ-стори. Но главное не в точно подмеченных деталях, не в верно схваченном ритме жизни. К сожалению, наше кино, родное, кровное, до обидного вяло, оно лишено того, что музыканты называют "драйвом". Да, мы в принципе не прочь перенести реалии родного "виртуального капитализма" в кино, но делаем это на стерильном пространстве популярных жанров - боевика или триллера. А иностранец Павликовски снял свой фильм на улицах Москвы и в подмосковных электричках. Мы понимаем, что рядом, у нас под боком разыгрываются коллизии "На последнем дыхании" и "Пепла и алмаза", что мы все немножко... Но потребовался "человек с Би-би- си", чтобы сделать "Стрингера" со знаковым актером Бодровым, которого неспроста называют русским Збигневом Цибульским.

Мудрость этого фильма заключается и в том, что режиссер дал нам понять: позиция стороннего наблюдателя невозможна. Другое дело, что сам он для России - человек со стороны. И может быть, только поэтому русский стрингер для него так романтичен.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;