Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7757) 2 - 8 декабря 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираТайна Тита и БереникиКим Брандструп поставил новый балет по Светонию Екатерина БЕЛЯЕВА
Наверное, это так случайно совпало в Лондоне, но музыкальную основу этого насыщенного вечера составили произведения двух французских композиторов, Равеля и Куперена, и одного русского – Чайковского, словно люди на острове передавали привет своим коллегам из двух балетных столиц, завершающих Год Франции в России и России во Франции. Нашлись и другие интересные совпадения. Например, открывался вечер балетом под названием “Ла вальс”, а заканчивался спектаклем “Тема с вариациями”. И то и другое могло бы принадлежать Баланчину, но в Англии, как известно, все наоборот, и британский “Ла вальс” – это не знаменитый балет Мистера Би, а старинное сочинение сэра Фредерика Аштона, отца английской хореографии. Поставил он свой “Вальс” в рекордные сроки в 1958 году, а с 1959-го балет закрепился в репертуаре Королевского балета и является его золотым фондом. Про Аштона часто говорят, что он хоть и был создателем английского стиля танца, но своего ярко выраженного хореографического языка не имел. Он много взял у Леонида Мясина, когда у него учился, потом ставил балеты с похожими названиями, но умение Мясина полностью абстрагироваться от действительности, служить какой-то утопической идее ему не передалось, равно как и любовь Баланчина, работающего одновременно с ним на другом материке через океан, к чистой геометрии. Аштон ловил на своем приемнике все волны, следил за всеми течениями и направлениями в мировом балете, также зажигался от новых мелодий и ритмов, поэтому иногда казалось, что, когда он создавал свое, он не был первооткрывателем, но словно следовал за кем-то и повторял часть чужих движений. Единственно, в чем Аштона никто никогда не смел упрекнуть, – это в безупречности вкуса и изяществе дизайна создаваемых им балетов. “Вальс” – яркий тому пример. Это балет о стилистическом безобразии переходных эпох. Когда “Вальс” выпускался, Англия стояла в преддверии музыкальной революции, призраки новых направлений витали над Альбионом, чувствовалось, что бомба вот-вот взорвется. Балет Аштона намеренно построен на повторении одних и тех же движений – в общем бессмысленных, но красивых, насколько это возможно, когда вальсируют профессиональные танцовщики. Виртуозные джентльмены меняются не менее виртуозными партнершами, почти не глядя на них, – ритм вальса забирает все внимание танцующих, стирает человеческий контакт, превращает людей в безжизненные манекены. В легкой музыке (в отличие от Баланчина Аштон использовал лишь пятнадцатиминутный “Вальс” Равеля без добавления других его же вальсов) настойчиво появляются трагедийные ноты, сгущается дым, гаснут одна за другой свечи в канделябрах, поддержки вальсирующих пар становятся все более фривольными, со сцены в зрительный зал суггестивным способом передаются тревога, нервозность, дурные предчувствия. И вдруг разом все заканчивается: включается яркий электрический свет, танцовщики, не слыша более музыки, останавливаются, рассматривают друг друга, иллюзия тайны рассеивается, падает занавес. Половину успеха обеспечил “Вальсу” фирменный аштоновский дизайн – всего лишь грамотное сочетание черного (турнюры на юбках) и белого (перчатки): такой ложный траур, светлая печаль, заигрывание с роком. Опять же “Вальс” интересен с точки зрения истории английского балета – скорее всего, он возник в то время, когда труппе нужно было иметь в репертуаре спектакль демонстрационного типа, своего рода визитную карточку всей труппы, нечто уравнивающее артистов кордебалета и солистов, показывающее, с одной стороны, слаженность коллектива, и с другой – ее уникальность и неповторимую английскость. Без антракта за “Вальсом” следует новый балет Кима Брандструпа, датского хореографа, осевшего в Лондоне и периодически ставящего для балета Ковент Гарден. В спектакле “Invitus invitam” нашла отражение странная история отношений римского императора Тита и иудейской царицы Береники. Об их связи и несостоявшейся свадьбе известно одновременно очень много и очень мало, и, главное, нет достоверных источников, где можно было бы почерпнуть надежную информацию. Светоний ограничился по поводу связи императора и Береники загадочной фразой о том, что Тит против своей воли отослал Беренику из Рима, а та, в свою очередь, также не хотела уезжать. Из шести светониевых слов у Расина родилась, как известно, знаменитая трагедия “Береника”, а Брандструп сочинил балет для двух танцовщиков и двух актеров, держа в голове короткую цитату из римского писателя и красивый сюжет Расина. Получилась очень стильная вещь. Брандструп не сразу стал хореографом, начинал он в киноиндустрии: его интересы лежали в области черно-белого кино, а его любимыми фильмами были ленты Хичкока. Он открыто пользуется киноприемами, но надо отдать ему должное: кино как такового в его спектаклях нет. Брандструп выстроил свой спектакль как попытку реконструкции событий дней минувших. Два человека в репетиционных костюмах выходят на сцену, держа в руках какие-то разрозненные листки рукописи: они и попытаются реконструировать прошлое, разгадать загадку странных слов историка. В темноте на сером заднике возникает схематическая проекция каменного римского здания, в атриум входит мужчина, а за ним – женщина, и начинается их бесстрастный монолог. Нет возможности понять, в каких отношениях находятся эти люди, – любовники ли они, семейная пара или просто незнакомцы. Три встречи, три расставания, и конец истории. Брандструп явно не хочет согласиться с поздними историками, объясняющими отъезд Береники политическими причинами, вроде невозможности союза римлянина и иудейки, и домыслы Расина кажутся ему слишком ходульными. Зато схватка двух темпераментов, двух психологически несовместимых типов – это подошло для его балета. Роли Тита и Береники достались замечательным артистам – Эдварду Уотсону, единственному англичанину в стане премьеров, и Линн Бенджамин – харизматичной австралийке, которая много лет отдала служению здешнему балету, и теперь появляющейся на сцене в качестве гостьи в особых проектах вроде этого. Крохотная Линн обладает кошачьей грацией и пламенным темпераментом – настоящая Береника, античная сирена, соблазнительница двух римских императоров, Тита и Веспасиана, пережившая трех мужей наследница огромного состояния, а также жертва громких сплетен (ее открыто обвиняли в кровосмесительной связи с братом Иродом Агриппой, у Ювенала даже есть сатира, где он намекает на инцест). И ледяной, разборчивый и капризный флегматик Тит в исполнении Уотсона, самого романтичного и болезненно аккуратного танцовщика труппы, кумира лондонских балетоманов. Столь грамотный кастинг сработал на сто процентов – артисты просто вложили свое яркое “я” в темперированные клавесином Куперена невероятно красивые дуэты. Плюс дизайн теории вероятности, очарование архивного исследования, плавно переходящего в исторический детектив. Балет смотрелся на одном дыхании. Чего не скажешь о “Зимних грезах” – несчастном спектакле МакМиллана по мотивам “Трех сестер”. Невыносимая театральная ложь, фикция, выдаваемая за правду, хотя местами очень забавная. МакМиллан вычитал из текста Чехова любовную историю, случившуюся в русском захолустье. Артисты привыкли верить английскому хореографу-классику, его осведомленность под сомнение не ставят и играют “Трех сестер” как нежную мелодраму. Особенно мило организована так называемая русская задушевность: на сцене постоянно присутствуют живые балалаечники, они наяривают мелодии Чайковского – под аплодисменты публики, конечно. Завершала программу “Тема с вариациями” Баланчина, посвященная в тот вечер Алисии Алонсо (дама праздновала на Кубе свое девяностолетие). Сольные партии танцевали Сара Лэм и Стивен МакРей – оба сделали упор на виртуозность и скорость и преуспели. Получился гармоничный спортивный финал сложного разнопланового вечера, а то, что испарились некоторые глубины хореографической мысли Баланчина, так это поправимо. Также в рубрике:
|