Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7760) 23 декабря 2010 года - 12 января 2011 года 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаНепрямые аналогии“Декабрьские вечера”: тридцать лет спустя Евгения КРИВИЦКАЯ Скупая графика вокала Каждый декабрь ГМИИ имени А.С.Пушкина проводит уникальный фестиваль, в котором объединяются живопись и музыка. Первый фестиваль состоялся в 1981 году и был посвящен русскому искусству, а нынешний, юбилейный, получил название “Тридцать лет спустя…” За эти годы здесь состоялось множество интереснейших событий: музыкальные премьеры современных авторов и второе рождение классиков, знакомство с культовыми музыкантами из разных стран мира, некоторые из которых выступали только в Белом зале ГМИИ. На главной лестнице, ведущей в Белый зал, расставлены стенды с фотографиями участников разных лет, многие из которых (начиная с самого Рихтера) стали уже каноническими. Их автор – известный фотограф Эдуард Левин, преданный летописец “Декабрьских вечеров”. В отличие от прежних лет на данном фестивале нет определенной тематической программы: это подчеркнула в своем вступительном слове директор музея Ирина Антонова, стоявшая вместе с Рихтером у истоков фестиваля. Выставка “Французский рисунок конца XIX – XX веков” и музыкальная программа действительно внешне никак не соприкасались, хотя, слушая на открытии дуэт певцов Люси Кроу (Великобритания) и Штефана Генца (Германия), невольно хотелось провести параллель между скупой графикой картин и сдержанной манерой пения артистов, отказавшихся на вечер от оперной массивности и громогласности. Вместе с пианистом Саймоном Леппером они исполнили песни и дуэты Мендельсона, Шумана, Шуберта, Брамса. Это был дебют Кроу и Генца в качестве камерных ансамблистов: встретившись на “Большом фестивале РНО” два года назад (в “Волшебной флейте” Моцарта), они решили когда-нибудь помузицировать вместе. И такую возможность им предоставила артистический директор “Декабрьских вечеров” Инна Прус. Кроу и Генц продемонстрировали неувядающие традиции исполнения немецкой Lied, когда важен не объем голоса, а его легкость, позволяющая донести текст до слушателя. Столь же ценятся тут искусство фразировки и тонкая динамика, подчеркивающая выразительные нюансы стиха. Некоторые дуэты, как, например, номера из цикла “49 народных песен” Брамса, превратились в выразительнейшие сценки. Штефан Генц показал себя настоящим мастером камерного пения: каждая нота выверена и продумана с точки зрения тембральной окраски. Генц потрясающе распоряжается не только звуками, но и тишиной, держа напряжение в паузах. Напротив, в дуэтах с Люси Кроу он часто деликатно уходил на второй план, жертвуя ради ансамблевой гармонии амбициями солиста-вокалиста и проявляя мужскую галантность. Люси Кроу особенно удались песни Шуберта с их поэтичностью и красотой мелодий. Слушая “Ганимеда”, “Ночную песнь странника” или “Озеро Эрлаф”, как было не вспомнить слова Святослава Рихтера, сетовавшего, что Шуберт мало известен в России. Парадоксально, что такие жемчужины вокальной лирики совсем не привлекают наших нынешних звезд, ориентированных только на покорение оперных олимпов. Юбилейная тема все же оказалась скрепляющей нитью. Среди персон фестиваля много старых друзей и любимцев публики, как, скажем, бас-баритон Роберт Холл и пианист Олег Майзенберг, представившие свою интерпретацию вокальной музыки Шуберта, Шумана, Брамса. Фортепианное искусство представляли постоянный участник “Декабрьских вечеров” Николай Луганский, а также гость из Испании, 32-летний пианист Хавьер Перианес. Конечно, особый почет музыкантам “круга Рихтера”, которые поднимали вместе с маэстро “Декабрьские вечера”, а теперь продолжают его дело, поддерживая творческое горение в этом храме искусства. Юрий Башмет, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Василий Лобанов, который некогда получил сценическое “боевое крещение” как раз на этом фестивале, заслужив одобрение Святослава Теофиловича. Ну а любителям аутентичного исполнительства в этот раз пришлось довольствоваться только выступлением одного, правда, культового, британского коллектива “Hilliard Ensemble”, представившего в своей программе высокое Возрождение (Дюфаи, Жоскен де Пре) и новый аскетизм в лице Арво Пярта. Жизнь – отблеск прошлого
Недекларируемое посвящение открылось сразу, как только Васильев прочел свои грустные стихотворные строки: “Передо мной / забытые страницы / Того, что было / много лет назад”. Жизнь как “отблеск прошлого” – и каждый в зале вспоминал Екатерину Максимову. Звучал Шопен, который для театра не писал музыки, но балет его полюбил. Прелюдии и ноктюрны, мазурки и вальсы Екатерина Мечетина играла и строго, и полетно, обнимая польские акценты славянской нежностью. Сродни тому – лирическая мягкость в живописных работах Васильева: российские пейзажи с фантастической игрой разноцветных бликов, танцами солнечных лучей, озорными искорками узких речушек, наивными цветами, по-детски склонившими головки. Еще одним сюжетом, неподвластным моде, предстал танец – взгляд трех хореографов на балетный романтизм. “Шопениана” Михаила Фокина – когда-то Галина Уланова предложила вчерашнему ученику Васильеву стать в этом балете ее партнером. Для Дмитрия Брянцева в “Призрачном бале” романтизм – не антиквариат, а перекресток ностальгии и предчувствий. Среди танцевальных ценностей Васильеву-хореографу близок романтический мир – мягко струящиеся и взрывающиеся томной страстью па. Премьеры двух шопеновских монологов в постановке Васильева – посмертного Ноктюрна до-диез минор и Прелюдии ми минор представили Дарья Хохлова и Денис Медведев. Танцевали Марианна Рыжкина и Дмитрий Гуданов, Наталья Ледовская и Михаил Пухов, Екатерина Сафонова и Виктор Дик, Анна и Дмитрий Хамзины. Танцевать приходилось, выверяя расстояния, дабы удержаться на полукружье сцены, но эти условия, как ни странно, рождали щемящую мелодию эфемерной красоты жизни. Впервые в Москве была представлена “Баллада” – двухголосие-исповедь, которую исполнили Васильев и Даша Хохлова – мудрец и открытая миру девочка. Герой повел рукой с широкой кистью, откликнулся поворотом головы на музыкальный вздох – и возник мираж взволнованной юности, в которую не вернуться, – “Нет открытых дверей”. Такой печальный и непафосно человечный вечер с союзом разных муз придумал Васильев, чья давняя idee fixce – соединить в одном действии разные виды искусства. Сам он уже давно сумел это сделать: его трудно представить успокоенным, и даже в грусти он способен почувствовать радость творчества как артист, поэт и художник. Также в рубрике:
|