Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9 (7769) 24 - 30 марта 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Победа над землей

Александр Лабас в ГТГ на Крымском Валу

Ирина КУЛИК
Фото Елены ТИТАРЕНКО


На выставке
Выставка “На скорости ХХ века”, открывшаяся к 110-летию художника, которое отмечали в прошлом году (лучше поздно, чем никогда), – как ни странно, первая в Третьяковке персональная выставка Лабаса. Впавший в немилость по причине “формализма” в начале 1930-х годов, Александр Лабас, вновь открытый в оттепельные времена и с тех пор горячо любимый многими ценителями искусства, не попал ни в официальные соцреалисты, ни в мученики авангарда и, в общем-то, остался героем некоего почти приватного, но оттого не менее искреннего культа. Несмотря на все свое энтузиастическое видение советской власти, Александр Лабас – художник, на удивление далекий от социального пафоса. Кажется, что главным достижением коммунизма для него была бы победа над гравитацией. В мире Лабаса силы тяжести словно бы уже не действуют. И даже отсутствие перспективы, характерная плоскостность его композиций, в которых почти никогда нет горизонта, кажутся следствием отмены еще ветхозаветного отделения земли от небес. Не то чтобы небо становится ближе – земля уходит из-под ног, и все и вся воспаряют в воздух. Воздухоплаванию посвящена первая же часть экспозиции, незатейливо выстроенной по тематическому принципу. Любимым лабасовским летательным аппаратом был, несомненно, самый воздушный, а именно – дирижабль. Словно бы невесомые, почти призрачные цеппелины выглядят не столько чудом прогресса, сколько неким природным феноменом. Они не покоряют небеса, не стремятся все выше, и выше, и выше, не преодолевают и так отмененное земное притяжение, но просто пребывают в небе, подобно облакам. Впрочем, такими же воздушными, не нуждающимися ни в каких технологических усилиях и затратах энергии, у Лабаса выглядят и трамваи, поезда или корабли, зависшие в пространстве, где вода продолжает берег и продолжается небом без всяких видимых границ, – почти так же, как на полотнах современника Лабаса, сюрреалиста Ива Танги. И даже метро у Лабаса оказывается не спуском под землю, но вознесением вверх – эскалаторы у него выглядят какими-то настоящими лестницами в небо.

Как бы ни восхищали художника всевозможные средства перемещения, название выставки – “На скорости ХХ века” – кажется странно неуместным. Во-первых, движение на лабасовских полотнах не кажется таким уж стремительным – его путешественники и пассажиры вроде бы никуда не спешат и не столько стремятся попасть “из пункта А в пункт Б”, сколько живут в движении, словно некие новые кочевники – вполне в духе утопических проектов русских футуристов, придумывавших летающие города и жилые ячейки, которые можно перемещать вместе с их обитателями. Во-вторых, не так уж и очевидно, что речь идет о ХХ веке: работы Лабаса живописуют не столько строящееся настоящее, сколько будущее, которое уже воздвигнуто и стало привычным. В Третьяковке можно увидеть два откровенно футуристических полотна Лабаса – “Город будущего” (1935 г.), с радиовышками, антеннами и чем-то на удивление похожим на ветряки современных электростанций тянущийся к гигантским монгольфьерам, и “Полет на Луну” (того же года), где за краснозвездной советской ракетой, устремляющейся к Луне, оставляя на Земле высотку Дворца Советов, наблюдают вполне дружественные на вид летающие тарелки. Но и другие его полотна представляют, как кажется, не столько героическое настоящее, сколько грядущее, исполненное почти пасторальной беззаботности. Лабас – этакий футуристический мирискусник, его будущее столь же условно, сколь и, скажем, XVIII век Бенуа, а дирижабли оказываются такой же театральной декорацией, как и версальские боскеты. И даже включенные в экспозицию работы Лабаса, посвященные вполне конкретным событиям, отлынивать от запечатления которых не мог ни один советский художник его поколения, – Октябрьской революции и Великой Отечественной войны, не слишком помогают. Кажется, что все эти катаклизмы для художника – события не столько исторические, сколько природные, почти метеорологические. “Октябрь в Петрограде” – это время года, где пороховой дым и зарево сражений – те же тучи, что над городом встали, а лучи прожекторов, рассекающие небеса над военными городами, – жуткое небесное знамение.

В ГТГ Лабаса очень хотели вернуть в историческую реальность, на землю. Рядом с его полотнами про бескрайнюю свободу перемещений поставили по-своему трогательные макеты городского и воздушного транспорта тех лет; на картину “В метро” 1972 года спроецировали хронику тех лет с толпой на эскалаторах, совсем не похожих на “лестницу Иакова”. Экспозиционерам словно бы хотелось придать прозрачным, визионерским лабасовским произведениям немного материальности. В качестве свого рода “гвоздя” выставки предлагается реконструкция утраченной скульптуры “Электрическая Венера”, созданной Лабасом в 1930 году для павильона электрификации и механизации Сельскохозяйственной выставки в Минске. Четырехметровая роботоподобная фигура, утыканная горящими лампочками, в свое время была, видимо, очень впечатляющей. Но реконструкторы явно прокололись с материалами – например, с оргстеклом приземленно-современной, какой-то евроремонтной фактуры, убившей весь тот ретрофутуристический шарм, которым, наверное, обладало диковинное измышление витавшего в облаках и так и не смогшего вернуться с утопических небес на соцреалистическую землю Лабаса.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

СЛОВО ХУДОЖНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;