Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7773) 21 - 27 апреля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрЛюбовь к отеческим гробам“Люди как люди”. Театр имени Евг.Вахтангова Ирина АЛПАТОВА
Название “Люди как люди” придумал, видимо, режиссер вахтанговского спектакля Владимир Иванов. А в основу постановки легла малоизвестная и редко идущая в российских театрах пьеса Горького “Зыковы”, посвященная в основном семейным катаклизмам, без излишне частого отвлечения на “социальные” мотивы. Это для драматургии “Буревестника”, в общем-то, нетипично. У него редко можно встретить персонажей, которых уместно было бы охарактеризовать “люди как люди”, ничего особенного. Но именно эта пьеса подобное сделать позволяет без труда, чем и воспользовался режиссер, решивший, видимо, поговорить с нами о том, что люди прошлого и настоящего, с вековой разницей, мало чем отличаются друг от друга по сути своей. Мысль понятная, но как-то не очень занимательная, как и любая констатация известного факта, который, на самом-то деле, может быть весьма спорным. К тому же режиссер предпослал спектаклю эпиграф, взятый из самого Горького, из его повести “В людях”: “…человеку мешают жить, как он хочет, две силы: Бог и люди”. Первая сила в этом спектакле вроде как и ни при чем, а икона, проецирующаяся в финале на сдвинувшиеся к авансцене шкафы, кажется, служит все для того же упомянутого “декора”. Остаются люди, при бездействии высших сил не понимающие друг друга и самих себя, активно портящие жизнь своим близким, причем не по злобе, а по недомыслию. Вахтанговский театр за несколько последних лет подготовил (а то и приучил) публику к тому, что здесь не занимаются драматургическими иллюстрациями, но вступают в явные и весьма актуальные диалоги и с автором, и со зрителями, а подчас и с “миром” как таковым. А спорность ряда спектаклей как Юрия Бутусова или Владимира Мирзоева, так и самого художественного руководителя театра Римаса Туминаса только подогревала интерес и к ним, и к нынешнему Вахтанговскому театру в принципе. Владимир Иванов – режиссер иного склада, которого более интересует театральная психология при полном доверии к автору и, соответственно, выдвижение на первый план именно актеров. Подобный подход, наверное, заслуживает уважения, но одновременно грешит явной старомодностью. В том лишь смысле, что современный театр все же требует некоей авторской (читай: режиссерской) концепции, определенной мотивации того, зачем сегодня на сцене разыгрывается именно эта история. Сценическое воскрешение редко ставящейся пьесы Горького – это все же не аргумент. Да и что касается проблемы “семейного вырождения”, у самого Горького бывали пьесы и получше. Хотя бы тем, что этот автор – мастер социальных диагнозов, а в “Зыковых” они практически отсутствуют. Винить и впрямь “людям как людям” приходится самих себя за спонтанно принятые решения и непредсказуемость их последствий. Более всех тут доверяешь главе семейства Антипе Зыкову (Алексей Гуськов), не старому еще мужчине, интуитивно понимающему, что все в жизни идет “не так”. И принимающему типично мужское решение – жениться на молоденькой невесте никчемного сына Михаила (Дмитрий Соломыкин), ей отдать всю нерастраченную энергию. А тут, может, все и наладится. Естественно, ничего не налаживается, проблемы только стремительно нарастают, и любой темпераментный эпизод с участием Антипы – Гуськова заканчивается его отчаянной фразой: “Ну почему ж все не так-то?!” Не задалась жизнь и у Софьи Зыковой (Лидия Вележева), которая здесь словно бы высохла или заледенела в своем вдовстве и бездетности: сухие рациональные интонации, в общем-то, достаточно однообразные, строгость и сдержанность поведения. На этом фоне, впрочем, мещанка Целованьева (Александра Стрельцина), мать той самой невесты-жены Павлы (Ольга Немогай), смотрится раскрашенной заведенной куклой с парочкой комических затверженных приемов. Под стать ей карикатурный Хеверн (Кирилл Рубцов), несостоявшийся жених Софьи – немецкая “маска”, изготовленная из пары-тройки наиболее расхожих сценических штампов. Да и Павле – Немогай режиссер явно не отдал четких указаний, кем ей быть и как следует себя вести. Она здесь то “монашка”, то вполне сексапильная девица, то “дурочка”, то вдруг начнет рассуждать весьма здраво. И цельная история из них всех как-то не всегда складывается, все фрагменты, эпизоды… Да и само действие получается рваным, непоследовательным, что никак не вытекает из заявленного семейно-психологического сюжета. А ведь даже если этих человеческих “сюжетов” здесь несколько, они должны все же нанизываться на какую-то связующую нить. Пока же зритель явно оживает в присутствии Алексея Гуськова и сникает на прочих безликих или декларативных эпизодах. А скука на спектакле – не самый лучших показатель его жизнеспособности. Также в рубрике:
|