Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7205) 9 - 15 декабря 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрЭтот славный господин ЖурденКомедия Мольера в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского Ирина ВАСИЛИНИНА На сцене Театра Станиславского вдруг появился в полном смысле слова блестящий спектакль - "Мещанин-дворянин". Изысканное оформление М.Китаева дало простор актерам. Костюмы С. Логофет стоит рассматривать долго и тщательно - какое сочетание красок и их оттенков, какие безупречные линии при неимоверном количестве деталей! Шуршат пышные юбки, блестят и переливаются серебром камзолы, перчатки плотно облегают руки, шляпки взывают к кокетству, обувь прямо-таки заставляет танцевать. Что и говорить, в такой одежде актеры не могут не почувствовать себя счастливо раскрепощенными, уверенными, что, безусловно, придает всему спектаклю дополнительную легкость. Ну как не поддаться обаянию изнеженно рафинированного Графа, который в исполнении В.Коренева наделен еще и тонкой иронией, светским лукавством, затаенным цинизмом. Артист как бы чуть отстранен от образа, он не столько перевоплощается, сколько рассказывает о своем герое. И рассказ его занятен и полон юмора. А вот дама сердца Графа, Доримена Л.Лушиной, - сама стихия женственности, кокетства, влюбленности. Актриса просто купается в роли. С каким неподражаемым шиком носит она свой умопомрачительный наряд! Не только Журден и Граф влюблены в нее - зритель мгновенно подпадает под ее чары, что, естественно, удесятеряет силы актрисы, позволяя ей буквально царить на сцене. Вообще почти все исполнители лихо и вполне заслуженно срывают по ходу действия щедрые аплодисменты: на этом спектакле зал приподнято возбужден и не скупится благодарить исполнителей. А они расцветают на глазах, набирая энергию, силы, темперамент. Второй акт, вроде бы и не столь драматургически насыщенный, как первый, проходит тем не менее значительно ярче. Затейливый и глумливый маскарад, что разыгрывается для Журдена, искрометен и сопровождается овацией зала. Но стоп, приостановим восторги. Не для того только, чтобы влить ложку дегтя в общую бочку меда. Хотя толика темной жидкости у меня есть - подчас сцена просто захлебывается в надрывном крике, особенно когда на ней Клеонт (А.Гусев) и Ковьель (В.Сажин). А то, случается, промелькнет и нечто явно чужеродное - так подвыпившие Журден и Граф запевают "Сулико". Хотя и неожиданно, и смешно, но все-таки слух режет. Заметим об этом как о досадных мелочах, не более. Гораздо интереснее понять, зачем режиссер С. Спивак обратился сегодня к этой классической комедии, вроде бы излишне прямолинейной, да к тому же явно нравоучительной. Простодушный недотепа мещанин возмечтал о дворянстве. Ну не смешно ли, коль скоро весь этот "высший" свет слова доброго не стоит? Не глупо ли чуть не на склоне лет ломать устоявшуюся жизнь и карабкаться в неведомое? С. Спивак не усматривает во всем этом ничего ни глупого, ни недостойного, ни смешного. Человек всегда стремится к чему-то для себя новому, невесть что сулящему. Есть ли ошибки и потери на этом пути? Их не счесть. Но они мало кого останавливают. Комедия нелепостей Журдена то и дело прерывается щемящей нотой трудного постижения сложностей мира, его красоты, непредсказуемости, взлетов, трагедий. Вам смешны восторги Журдена, впервые узнавшего разницу между "прозой" и "поэзией", а вот мудрый пьяница философ (В. Анисько) сумел разглядеть за этим пусть запоздалое, но искреннее стремление к знанию, он почувствовал в Журдене душу живую. И возникает щемящая сценическая пауза. За ней - единение этих неординарных людей, за ней - их взаимопонимание и согласие. Только ли от бестолковости влюбился Журден в Доримену? Только ли смешна подобная вполне житейски бытовая ситуация? Рыдает госпожа Журден (А.Константинова), а он, утешая, нежно обнимает ее. Еще одна, не первая и не последняя, лирическая нота. А мир все-таки манит. И вот они втроем - Граф, Журден и Доримена - за ужином. Потрескивают свечи, искрится вино, влюбленно томны глаза, улыбки, интонации. Кажется, вот-вот - и синяя птица счастья будет в твоих руках. Но стоит ли слишком обольщаться! Так что же в конце концов представляет из себя Журден, этот мещанин- дворянин, главный герой спектакля? С.Спивак выбрал на эту роль самого, казалось бы, не подходящего для нее актера. Б. Невзоров давно и не без успеха освоил амплуа так называемого социального героя. В меру для этого статуса обаятельный и мужественный, человек ясных целей, принципов, убеждений, готовый отстаивать их, не жалея ничего, в том числе и собственной жизни. Беспощадный к "чужим" и гуманный к "своим". Надежный товарищ, неутомимый труженик, вечный однолюб. Думаю, исчерпала все признаки настоящего человека бывшей советской эпохи. И он же Журден?! Да, в момент своего появления на подмостках мольеровский герой Невзорова просто ошарашивает. Но... Очень скоро начинаешь понимать, что совсем не случайно, не по наивности, не от безысходности остановил режиссер свой выбор на этом исполнителе. Он просто не захотел рассказывать о полоумном Журдене, мишени для издевок, шуточек и нравоучений. Журден в этом спектакле не только бравый мужчина, в которого не мудрено и влюбиться, но далекая от простоватости личность, которой, как и всем нам, уготовано судьбой попадать в любые, в том числе и нелепые, ситуации. Конечно, крепкому телу этого Журдена пристала больше шпага, а не наряд с розочками и бабочками. Но кто не ошибается! Зато он умен и добр. Зато этот богач хочет получить то, чего не купишь за деньги. Зато он стремится стать лучше. И получит, и станет. Кто спорит, классического "Мещанина во дворянстве" осовременить пара пустяков. Можно разыграть как по нотам потуги тех же новых русских стать сливками общества. Можно еще и еще раз посмеяться над свиными рылами, которые рвутся в калашный ряд. Только вот "свиные рыла" режиссер отвергает категорически. Его интересует человек в непредсказуемой стихии жизни. Он любит своего героя, любуется им. Он многое ему прощает. Он дает ему право понимать и радоваться великому многообразию окружающего нас бытия. Да, во многом обвели Журдена, что называется, вокруг пальца. Одиноко и печально сидит он в финале. Сосредоточенно, задумчиво. Но вот возникает мелодия. Встает наш герой, делает шаг, другой... И танцует безудержно, взахлеб. Танцует изящный, полный жизни и желаний Журден, танцует раскрепостившийся, счастливый Невзоров. И хочется верить - завтра будет лучше, чем вчера. Музыка-то играет... Также в рубрике:
|