на первую страницу последнего номера
еженедельная газета интеллигенции
номер газеты № 7 (7264) 22 - 28 февраля 2001 г.


приложение к газете
"Культура"


 

 
О газете Подписка Реклама Проекты Гостевая книга Форум

Солнечный камень преткновения

Страна теряет свой янтарь

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

Зоя КОСТЯШОВА, старший научный сотрудник Музея янтаря
Калининград
Фото ИТАР – ТАСС
 

В самой западной области России сосредоточено около 90 процентов мировых запасов янтаря. Однако " янтарная столица мира" оказалась в другом государстве. Янтарный промысел – одна из самых грустных страниц в истории последнего десятилетия. Обладая исключительными природными ресурсами и уникальными художественными талантами, мы оказались на обочине мирового ювелирного янтарного производства.

Изобилие по-русски

Уже более 50 лет Калининградский янтарный комбинат ежегодно добывает и перерабатывает несколько сот тонн янтаря.

Сначала Комбинат выпускал ювелирные и галантерейные изделия, причем, массовыми сериями. Российские мастера не сразу смогли оценить возможности балтийского самоцвета, поэтому камню стремились придать правильные геометрические формы, копировали цветы, ягоды, фрукты, насекомых. В 50 – 60-х годах броши "Желудь", "Слива", "Клубника", "Две вишни", "Пять листиков" и другие считались безусловными фаворитами ювелирной моды.

Ю.Лопаткин. "Часы".

Одновременно художники не избежали и тяги к монументализму, свойственному советскому искусству. Образцом такого помпезного стиля стала огромная, в метр высотой, ваза "Изобилие", богато декорированная гирляндами в виде ягод и фруктов из окрашенного янтаря. Быть может, самое знаменитое янтарное изделие тех лет – модель ледокола "Ленин" – в 1960 году была преподнесена в дар от советского народа президенту США Д.Эйзенхауэру.

А.Кавецкий. "Святой Иосиф".

К 70-м годам на комбинате научились использовать естественную форму, цвет и фактуру "солнечного камня", в изделиях стали применять преимущественно натуральный янтарь и делать оправу из драгоценных металлов. Начался самый безоблачный период в истории янтарной отрасли. Комбинат ежегодно выпускал около двух миллионов изделий более пятисот наименований. Крайняя бедность отечественного рынка ювелирных украшений и невзыскательность вкуса среднего советского покупателя обеспечивали гарантированный сбыт всей продукции.

Рынок как двигатель прогресса

Э.Лис. "Ларчик"

Начало 90-х годов оказалось поворотным в истории российского янтарного промысла, который со всей страной вступил в эпоху неокапиталистических отношений. Десятки небольших, чутко реагирующих на требования рынка, частных фирм и ювелирных мастерских составили реальную конкуренцию предприятию-монополисту.

Каждая из них старается найти свою нишу. Одни специализируются на украшениях из литого серебра с янтарем. Другие используют в ювелирных изделиях янтарь с включениями насекомых и растений. Третьи заняты производством янтарных шкатулок, шахмат, сосудов, курительных принадлежностей и других предметов. Причем все мастерские производят изделия либо в единственном экземпляре, либо небольшими сериями, что повышает их привлекательность в глазах покупателей.

В последнее время в Калининграде возрождается уходящая в прошлые века традиция создания крупных и дорогостоящих вещей из янтаря для состоятельных заказчиков: многоярусных мозаичных шкатулок, янтарных часов и сосудов, богато декорированных письменных приборов. Такие внешне эффектные работы зачастую эклектичны и несовершенны по технике исполнения. Однако и тут стали появляться подлинные произведения искусства: шкатулки и лампы Б.Серова, изумительные по изяществу декоративные сосуды А.Веретелышка и отличающиеся оригинальностью формы и безукоризненным вкусом янтарные часы Ю.Лопаткина.

Новые предприятия используют не только крупные кусочки (так называемый поделочный янтарь, доля которого не превышает 10 процентов), но и пытаются с помощью новейших технологий найти применение его мелким фракциям. В недавно созданном иконостасе в кафедральном Крестовоздвиженском соборе Калининграда колонны облицованы разноцветной янтарной крошкой, составляющей узор в виде вьющейся виноградной лозы. Пространство между иконами и златые врата украшены вставками, медальонами и витражами, сделанными из небольших янтарных пластин, залитых специальным прозрачным составом. Сочетание искрящихся янтарных деталей с традиционным для православных храмов растительным орнаментом из дерева создает необычайно торжественное и вместе с тем праздничное настроение.

Школа двух традиций

Школа художественной обработки янтаря первоначально развивалась в русле традиций русского ювелирного искусства, ведь большинство художников приехали в бывшую Восточную Пруссию из Москвы, Ленинграда и Красного Села. Янтарь для них долгое время оставался лишь более или менее значащей вставкой в ювелирное изделие, простым "заместителем" яшмы, агата или малахита, а главное внимание уделялось металлическому обрамлению. Так создавались украшения зрелищные, со сложной конструкцией, с применением таких ювелирных техник, как кольчужное плетение, чернение, выпиловка, филигрань, зернь, и других.

Постепенно наши художники восприняли совершенно другой подход, который культивировался в Прибалтике. В Латвии и Литве янтарь издавна считался камнем самодостаточным и подвергался минимальной обработке. Прибалтийские мастера не стремились придать ему заданную форму, а лишь выявляли его природную красоту, как правило, сохраняя при этом натуральные форму, рельеф, текстуру, а иногда и естественную окисленную корочку.

Соединение этих двух традиций и создало оригинальный "калининградский" стиль. Все ведущие калининградские ювелиры (Э.Лис, Г.Лосец, Л.Серебрякова, Р.Бениславский, Ф.Красавцева, Л.Сахарова, Н.Жутикова) идут в своих работах от камня. Богатая цветовая гамма, разнообразие форм и своеобразный рисунок янтаря становятся импульсом для придумывания и конструирования оправы, которая должна подчеркнуть естественную красоту самоцвета. При этом металлическое обрамление не утрачивает своего значения и помогает раскрыть замысел художника.

Еще одной особенностью калининградских ювелиров является активное использование в сочетании с янтарем самых разнообразных материалов: уральских самоцветов, жемчуга, дерева, кораллов, ракушек, кости, кожи, синтетических камней и даже пластмассы. Янтарь оказался камнем на удивление восприимчивым к, казалось бы, совершенно несовместимым с ним предметам и материалам, а их оригинальное сочетание часто дает неожиданный декоративный эффект.

Сегодня даже самые опытные и именитые мастера, начинавшие в 60 – 70-е годы, ищут новые средства самовыражения. Член СХ России Любовь Серебрякова в последние годы отказалась от привычной ювелирной техники, стала гнуть, чеканить металл, создавая дизайнерские работы, в которых чувствуется выверенность геометрических объемов и преобладают лаконичные, сдержанные формы. По-настоящему современны изделия молодого ювелира Натальи Лапинус. Художник умеет создать гармоничный и в то же время многозначный образ. Сложная композиция, построенная с помощью различных решеточек, наростов и кинетических деталей, иногда с включением контуров разных стилизованных предметов, создает новую художественную реальность. Интересны эксперименты с формами и приемами работы Михаила Матвеева, Людмилы Сахаровой и других ювелиров.

От неолита до наших дней

Резьба – один из древнейших способов обработки янтаря, известный с эпохи неолита. Искусство резьбы достигло своего расцвета в XVII–XVIII веках и прославило немецких мастеров, создавших в числе прочего знаменитую Янтарную комнату. Впоследствии оно было в значительной мере утрачено. И у нас в области после войны янтарь долгое время воспринимался исключительно как ювелирный камень. Лишь самые талантливые мастера сумели увидеть и использовать богатейшие пластические возможности балтийского самоцвета.

Первым попробовал "резать" янтарь заслуженный художник России Эрнест Лис. Им были созданы замечательные камеи, трогательные фигурки животных, украшенные резьбой миниатюрные янтарные шкатулки. Больше других занимался резьбой художник Геннадий Лосец. Его совершенные по пропорциям и технике исполнения трубки, табакерки и шкатулки органично дополняют резные вставки, иногда сплошь покрывающие изделие. Кроме того, он единственный из калининградских мастеров, кто научился окрашивать янтарь по старинные рецептам, что делает резьбу более объемной и выразительной.

В 90-е годы увлечение резьбой стало массовым. Доступность янтаря как поделочного камня привлекла в янтарный промысел десятки молодых художников, для которых резьба становится главным направлением работы.

Среди мастеров нового поколения выделяется самобытный талант виртуозного резчика Андрея Кавецкого. Его фигурки и целые скульптурные композиции полны жизни и тонкого юмора. Самая известная его композиция "Концерт для фортепиано с оркестром", состоящая из нескольких десятков вырезанных из цельных кусочков янтаря насекомых-музыкантов, произвела сенсацию на Международной янтарной выставке в Германии в 1999 году и была приобретена Музеем янтаря в городе Рибниц-Дамгартене.

Романтический проект

Самым ярким событием последних лет в развитии янтарного дела в Калининграде стало рождение первого за всю историю области неформального объединения янтарщиков "Романтический проект". Сначала в него вошли художники Н.Алмазова, А.Юрицын, Е.Чекмарев, а идейным вдохновителем стал скульптор Игорь Брасюнас. Позднее к объединению присоединились и другие камнерезы.

Весьма непохожих друг на друга людей сплотило стремление утвердить резьбу в качестве ведущего направления художественной обработки янтаря, преодолев "сопротивление материала". Дело в том, что янтарь – мягкий, податливый и в то же время очень сложный для резьбы камень. Его многоцветье и блеск нивелируют рельеф и скрывают объем. "Трудность в работе с янтарем, – говорит И.Брасюнас, – состоит в том, что он одновременно поглощает и отражает свет до такой степени, что даже силуэт предмета размывается".

Первые выставки "Романтического проекта" (1998, 1999) продемонстрировали его стремление выйти за рамки привычных образов и канонов – всех этих "рыбок", "слоников" и "грибочков". "Романтики" создавали свой собственный образный мир, в котором сплавлялись мифология, религия, философия и свободное поэтическое чувство. При этом явно обнаружилась тенденция к разнообразию и усложнению формы, включая и создание абстрактных композиций, тяготение к декоративности, иногда излишней. Резьба стала более изощренной, чем-то напоминающей работы по кости, хотя тонкая проработка деталей на янтаре почти незаметна.

Сегодня камнерезное искусство в области продолжает интенсивно развиваться. И если в ювелирном деле калининградцы явно отстают от своих собратьев по цеху из Литвы, Польши и Германии, то по янтарной резьбе они выдвинулись в лидеры среди стран Балтийского региона.

"Янтарная волна"

Так называлась громогласно провозглашенная прошлой областной администрацией программа, которая провалилась, не оставив даже кругов на воде. Пока не дошли руки до янтарной отрасли и у только что избранного губернатора В. Егорова.

По-прежнему лучший янтарь в огромных количествах контрабандно вывозится за границу. На российском янтаре выросла и динамично развивается целая отрасль польской экономики. В одном только Гданьске, который провозгласил себя янтарной столицей мира, действует несколько сот фирм по производству янтарных изделий. Это в несколько раз больше, чем во всей России. За границей создаются школы, институты, академии янтаря, проводятся конгрессы, конкурсы, выставки и ярмарки с сотнями участников. У нас же до сих пор не создано даже простого профтехучилища, где можно было бы обучиться основам янтарного ремесла.

Ко всему этому добавляются и проблемы, связанные с анклавным положением региона. В Калининграде уже подрастает целое поколение молодых людей, которые не знают Большой России и никогда там не бывали. И местные художники сильно ощущают свою оторванность от "метрополии". Расстояние и пограничные препоны затрудняют, а подчас и делают невозможньм их участие в общероссийском художественном процессе. Достаточно сказать, что вывоз собственных изделий на какую-нибудь выставку в Москву или Петербург обставлен такими сложностями, что чаще всего превращается в практически неразрешимую проблему.

И такое положение будет сохраняться до тех пор, пока в России не появится осмысленная государственная политика в янтарном деле, а местная власть вместо фантастических прожектов не сделает хотя бы несколько практических шагов по поддержке янтарного промысла.



на первую страницу наверх  
 
 

О газете Подписка Реклама Проекты Гостевая книга Форум
© ИнтернетМедиа Холдинг, газета "Культура", 2001