Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Антиквар |
|
№ февраль (5) Февраль 2001г. |
Рубрики разделаАрхив
Счётчики |
![]() |
История собирательстваГеоргий Костаки - собиратель русского авангардаИстория собирательстваПубликации подготовлены Надеждой Назаревской Русский авангард - этот едва ли не единственный весомый вклад России в искусство ХХ столетия - в коммунистическую эпоху безжалостно уничтожался. Многие художники были сосланы и погибли в лагерях. Даже Казимир Малевич дважды подвергался арестам, и не умри он в 1935 году, неизвестно что его ждало. Его покровитель, спасавший его дважды, был расстрелян в 1937 году. В ссылку - в провинциальные музеи отправлялись картины из столичных музеев, а многие вещи попросту уничтожались. Особенно пострадала скульптура. В общественном сознании сформировалось устойчиво негативное отношение к этому уникальному пласту отечественного искусства. В такой ситуации Георгий Костаки начал собирать эти произведения. Георгий Дионисович родился в 1913 году в Москве, в семье греческого коммерсанта. Большую часть жизни он прожил в России, оставаясь греческим поданным. Работал он в различных иностранных посольствах. С конца 1930-х годов начал собирать антиквариат, увлекаясь старыми мастерами. Но в 1946 году его интересы резко поменялись, и он начал отыскивать произведения авангардистов. В то время еще живы были чудом уцелевшие художники и их родственники. Произведения В.Кандинского, К.Малевича, Л.Поповой, А.Лентулова, М.Шагала заняли значительное место в его собрании. "Должен сказать, что если бы не я, то много авангардистких работ погибло бы. - вспоминал Костаки. - В то время в Советском Союзе это было никому не нужно." В коллекции Костаки было представлено все разнообразие творческих исканий мастеров авангарда 1910-1920-х годов в области живописи, графики, книжной иллюстрации, театрально-декорационного искусства. Костаки общался и переписывался с Шагалом, с вдовой Кандинского - Ниной Кандинской, с Александром Родченко, с родственниками И.Клюна. Его воспоминания воссоздают то живое поле искусства, которое дает необходимый материал для восприятия и понимания авангарда. В начале 1970-х советская власть в лице всесильного КГБ начала травлю Костаки. Велась слежка, происходили постоянные непонятные кражи, случился пожар на даче. Костаки выдавливали из страны и он как греческий поданный решил вернуться на историческую родину. Советское государство, осознавшее к тому времени ценность коллекции поставило условие: большая и лучшая часть собрания должна быть подарена Третьяковской галерее. Началась неравноценная дележка. В 1977 году значительную часть своей коллекции Г. Д. Костаки передал в дар Третьяковской галерее. Она стала украшением нынешней экспозиции "Искусство ХХ века". Интереснейшие воспоминания Костаки записал реставратор и известнейший искусствовед Савелий Ямщиков. Ему мы обязаны сегодня тем немногим, что нам известно об этом удивительном человеке и коллекционере. Настало время переиздать дополненное издание. Также в рубрике:
|