Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Антиквар

№ февраль (5) Февраль 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2010 год
Дек-январь май июнь
июль- авг сент-окт Ноябрь
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

История собирательства

Георгий Костаки - собиратель русского авангарда

История собирательства

Публикации подготовлены Надеждой Назаревской


Русский авангард - этот едва ли не единственный весомый вклад России в искусство ХХ столетия - в коммунистическую эпоху безжалостно уничтожался. Многие художники были сосланы и погибли в лагерях. Даже Казимир Малевич дважды подвергался арестам, и не умри он в 1935 году, неизвестно что его ждало. Его покровитель, спасавший его дважды, был расстрелян в 1937 году.

В ссылку - в провинциальные музеи отправлялись картины из столичных музеев, а многие вещи попросту уничтожались. Особенно пострадала скульптура. В общественном сознании сформировалось устойчиво негативное отношение к этому уникальному пласту отечественного искусства.

В такой ситуации Георгий Костаки начал собирать эти произведения. Георгий Дионисович родился в 1913 году в Москве, в семье греческого коммерсанта. Большую часть жизни он прожил в России, оставаясь греческим поданным. Работал он в различных иностранных посольствах. С конца 1930-х годов начал собирать антиквариат, увлекаясь старыми мастерами. Но в 1946 году его интересы резко поменялись, и он начал отыскивать произведения авангардистов. В то время еще живы были чудом уцелевшие художники и их родственники. Произведения В.Кандинского, К.Малевича, Л.Поповой, А.Лентулова, М.Шагала заняли значительное место в его собрании.

"Должен сказать, что если бы не я, то много авангардистких работ погибло бы. - вспоминал Костаки. - В то время в Советском Союзе это было никому не нужно." В коллекции Костаки было представлено все разнообразие творческих исканий мастеров авангарда 1910-1920-х годов в области живописи, графики, книжной иллюстрации, театрально-декорационного искусства.

Костаки общался и переписывался с Шагалом, с вдовой Кандинского - Ниной Кандинской, с Александром Родченко, с родственниками И.Клюна. Его воспоминания воссоздают то живое поле искусства, которое дает необходимый материал для восприятия и понимания авангарда.

В начале 1970-х советская власть в лице всесильного КГБ начала травлю Костаки. Велась слежка, происходили постоянные непонятные кражи, случился пожар на даче. Костаки выдавливали из страны и он как греческий поданный решил вернуться на историческую родину. Советское государство, осознавшее к тому времени ценность коллекции поставило условие: большая и лучшая часть собрания должна быть подарена Третьяковской галерее. Началась неравноценная дележка. В 1977 году значительную часть своей коллекции Г. Д. Костаки передал в дар Третьяковской галерее. Она стала украшением нынешней экспозиции "Искусство ХХ века".

Интереснейшие воспоминания Костаки записал реставратор и известнейший искусствовед Савелий Ямщиков. Ему мы обязаны сегодня тем немногим, что нам известно об этом удивительном человеке и коллекционере. Настало время переиздать дополненное издание.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;