Восток - дело тонкое
Российский антик-рынок
 |
К. Утамаро (1753 - 1806) "Красавица с веером", ксилография. Из собрания И. Э. Грабаря |
Искусство Востока на российском антикварном рынке занимает очень небольшой сегмент. А Европа, как и сто лет назад вновь переживает пик моды на него. Некоторый всплеск подобного интереса наблюдается и у нас. В России ориентальный сектор рынка формируется в Москве и центр его - галерея "Шон", созданная в начале 1990-х годов при Музее Востока. Такая постановка дела обеспечила галерее особый статус. Здесь работают эксперты-профессионалы, сюда поступает наиболее качественный восточный антиквариат и коллекционеры всегда находят у сотрудников помощь и поддержку.
 |
Инро - многосекционная коробочка, одзимэ - бусина, соединяющая шнурки и нэцкэ, фигурка на конце щнурка, с помощью которой инро крепилось к поясу мужского костюма. Япония, кон. XYII - нач. XYIII вв. , лак, кость, нефрит, дерево. Из собрания Д. М. Мельникова |
Русские купцы еще в XYI- XYII веках наряду с шелком, специями и чаем привозили из Индии и Китая фарфор, бронзу, ткани, а путешественники поражали соотечественников всяческими восточными диковинками. Изобретательные и трудолюбивые китайцы, культура которых насчитывает более 5000 лет, сделали практически любую обиходную вещь предметом изысканным и красивым. Декоративно-прикладное искусство Китая невероятно разнообразно по материалу и формам: фарфор и фаянс, перегордчатая эмаль, названная в Европе клуазоне, резьба по кости и дереву, лаки и инкрустация перламутром, бронзовое литье, ткани и вышивки. Музей Востока хранит уникальную ширму "Сто драгоценностей". На ней в миниатюрных эмблемах воссозданы все китайские ремесла.
Япония, культура которой не столь древняя, развивала многие направления прикладного искусства подобные китайским: фарфор, бронза, лаки, резьбу по кости и дереву, но создала совершенно свою особенную эстетику. Весь мир знает японскую гравюру и фигурки нэцкэ. В Россию ксилографии Утамаро и Хиросигэ пришли из Парижа. Последняя четверть XIX столетия была во Франции эпохой бума японского искусства. Страстными собирателями японской гравюры были Ван Гог, Тулуз Лотрек, братья Гонкуры. К ним присоединился Игорь Грабарь, посещавший Париж в эти годы. Он собрал около 150 первоклассных листов, ныне вошедших в собрание Музея Востока.
С распространением буддизма по всему миру возник огромный интерес к его искусству. Бронзовые буддистские божества можно увидеть почти в каждом московском магазине. И часто это - разрушенные экземпляры, без необходимых деталей. В искусстве Востока восхищает именно его детальность, подробность и лаконизм одновременно. А знающий человек прочтет в его фигурах и изображениях определенный смысл. Добродушный, лысый толстячок Хотэй олицетворяет счастье и его изображение дарится в пожелании этой божьей благодати. У китайцев есть культ благопожеланий: ветка сосны - долголетия, цветы пионов - богатства, бамбук - стойкости и мужества.
Искусство Востока обладает удивительным свойством - органично вписываться в любую среду. Каждая функциональная вещь греет руку и радует глаз. Во всех видах искусства достигнута высшая мера совершенства.