Кто и как "двигает" рынок
Российский антик-рынок
 |
Л.Чупятов. "Заступница". 1920-30-е. Галерея "Новый Эрмитаж" |
Выставка в качестве средства пропаганды искусства и продвижения его к зрителю-покупателю используется уже веками. В XIX столетии это - Товарищество передвижных художественных выставок в России, Салон в Париже, в XX веке - знаменитая галерея "Уилденстейн" в Нью-Йорке. Наши антиквары пользуются этим прием еще не в полной мере. Многие считают достаточным свое участие в антикварных салонах. Но те, кто проводит собственную выставочно-просветительскую деятельность, достигают высоких результатов, в том числе и коммерческих.
Галереи "Новый Эрмитаж", "Элизиум", "Ковчег" работают практически на одном антикварно-временном поле: русское искусство первой половины XX века. За последние годы они провели десятки выставок, ввели в современный культурологический обиход многих и многих незаслуженно забытых художников: Антонину Софронову и Веру Пестель, Романа Семашкевича и Михаила Соколова, Леонида Чупятова и Владимира Сукова, перечень этот можно продолжить. Этот пласт отечественной художественной культуры кураторы "Ковчега" определили как неактуальное искусство.
 |
В.Пестель. "За глажением". 1928. Галерея "Новый Эрмитаж" |
Несколько по-иному назвал их "Новый Эрмитаж" на своей последней выставке (октябрь, 2002 г.) - "Непокорные. Мастера русского искусства 20-30-х годов XX века". В.А. Дудаков пишет о них в каталоге: " Многие из них не были "авангардистами", но они отстаивали право искусства на свободу творчества, самовыражение личностного видения, живописной манеры, возможности писать пейзаж, натюрморт или обнаженную натуру без идеологического подтекста".
Эта выставка была собрана из 25 частных собраний. Очевидным стало появление на нашем рынке нового пласта коллекционеров - поклонников этого искусства. Многолетняя выставочно-просветительская деятельность этих галерей вывела на рынок новый коллекционный материал и расширила круг собирателей.
Но современная российская действительность порождает и другие - нетрадиционные формы продвижения антиквариата. Декораторское ателье Марка Патлиса предлагает своим клиентам антикварные шоу и вечеринки. На выставке светильников 1920 - 1950-х годов было разыграно представление, где в песнях, стихах и танцах рассказывалось о развитии электричества. "Наши посетители, - декларирует хозяин ателье - а это в большинстве своем - обеспеченные люди, ведущие архитекторы и дизайнеры могут за чайной церемонией в непринужденной обстановке обсудить дизайн своего дома, набрать идей для интерьера, решить, какими предметами можно наполнить жизненное пространство, какие картины лучше купить..."
 |
Вышивка крестом. Англия, конец XVIII в. Декораторское ателье Марка Патлиса |
Новое ателье удачно перенесло на московскую землю западную модель mixt'а - смешения видов, стилей и форм изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Являясь на нашем рынке серьезным экспертом ковров, тканей и вышивок, Патлис постоянно расширяет свою антикварную деятельность. Его проект "Дача" в подмосковной Жуковке, где одновременно предлагаются посетителям восточные ковры, русская живопись XIX века, антикварные ювелирные украшения, современное итальянское стекло, рукоделье от московских художниц Маши или Веры, куклы и прочая "Красота" встретил у наших антикваров снисходительную усмешку. Но идея "Сделайте нам красиво" работает. У нее есть свои поклонники, которые говорят "классно и клево". И они, главное (!) платежеспособны.