Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Антиквар |
|
№ декабрь (38) декабрь 2004г. |
Рубрики разделаАрхив
Счётчики |
![]() |
ЭкспертизаЮбилейная конференцияЭкспертиза
Третьяковская галерея и антикварное объединение Магнум Арс с10-12 ноября провели X научно-практическую конференцию "Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства". Юбилейная конференция по экспертизе собрала около двухсот искусствоведов из Москвы, Петербурга, многих городов России и ближнего зарубежья. При поддержке Магнум Арса издаются сборники материалов конференций. Эти скромные издания с черно-белыми иллюстрациями стали настоящими учебниками для молодых искусствоведов и редчайшим сводом уникальных сведений и открытий. Доклады, прочитанные на конференции, убеждают в старой истине: копии, имитации и подделки на антикварном рынке существовали всегда. "Древние" иконы для любителей старины на протяжении всего XIX века и начале XX столетия в большом количестве изготовляли старообрядцы. Даже великий знаток иконописи - знаменитый русский коллекционер И. С. Остроухов считал свой "Спас Нерукотворный (Мокрая Брада)" редким памятником XV века. Проведенные в Третьяковской галерее Е. В. Гладышевой технико-технологические исследования убедили коллег - искусствоведов в гораздо более поздней датировке этого "шедевра". На Ученом совете Третьяковской галереи в июле 2004 года этот "Спас Нерукотворный" был выведен из свода древнерусских икон и отнесен к XX столетию. Старообрядцы были великими "мастерами" подобных "древностей". Они хорошо знали древние списки икон, стилистику той или иной иконописной школы, приемы старения досок под иконы. На сегодняшнем рынке часто встречаются и копии с работ известных и популярных художников, выполненные в первое десятилетие XX столетия. В то время, как и ныне, в России наблюдался антикварный бум. У собирателей спросом пользовались мирискусников, особенно Л. Бакста. Невероятно популярны были эскизы к балету "Фея кукол". Они воспроизводились в книгах, журналах и даже на открытках. С них-то и делали копии доморощенные художники. Известный исследователь и эксперт графики Э.М. Бурцева провела сравнительный анализ подлинных и копийных работ Бакста. Оказывается, этот популярнейший художник никогда не использовал темперу, а в работах копиистов она часто встречается. Но копийная работа сразу бросается в глаза неумелым рисунком, нарушением пропорций и, конечно, подписью, которую зачастую наносят на старую копию уже сегодняшние торговцы стариной. Распространенный ныне способ фальсификации - нанесение известного имени на безымянную работу. Безродная "НХ" - неизвестный художник - вдруг обретает подпись Александра Иванова или Ильи Репина. Особенно часто этот трюк проделывается с ученическими работами академистов. Ученики Академии художеств долгие годы писали этюды обнаженной натуры. И эти работы ими никогда не подписывались. Ныне эти скучные огромные холсты зачастую выдаются за работы прославленных художников. Искусствоведение полно тайн и мифов. Легендами окутана фигура невероятно популярного при жизни и столь же притягательного для любителей красоты ныне Юлия Клевера. Ему было посвящено даже два доклада - Е.В. Нестеровой (Русский музей) и И.В. Владимировой (Третьяковская галерея). Выводы исследовательниц неутешительны для коллекционеров. Подлинный Клевер - большая редкость на рынке. Любимый купечеством и обласканный царским двором живописец работал артельным методом. У него была мастерская, где производство зимних закатов и заснеженных избушек было поставлено масштабно. Но ни одному из учеников Клевера не было даровано свыше таланта тонкого и проникновенного пейзажиста. Распознать этот талант в многочисленных творениях, им подписанных, сложно, но можно с помощью профессионалов. К их помощи современный отечественный антикварный рынок обращается постоянно. Также в рубрике:
|