Советское искусство еще не подделывают
Экспертиза
Огромный пласт русского искусства советского периода пользуется популярностью у галеристов и покупателей еще и потому, что его в силу близости к сегодняшнему дню времени создания и большого количества вещей пока не подделывают. Это утверждение, естественно, не касается русского авангарда. Он был невероятно востребован Западом в 1970-1980-е годы, цены росли. И русский черный рынок стал фальсифицировать произведения ведущих авангардистов. На американских аукционах русского авангарда начались скандалы в связи с подобными фальшивками, и этот сегмент рынка обрушился. Запад вообще перестал работать с русским искусством XX века. Ситуация начала меняться лишь в последнее пятилетие. Искусство советской эпохи начинает продаваться на аукционах Sotheby's Christie's.
"Гелос", Галерея Леонида Шишкина и "Совком" формируют свои коллекции прямыми закупками вещей у самих художников и их наследников. Если картина не подписана самим художником, то ее подлинность подтверждают ближайшие родственники. Подобные подписи обычно ставятся на обороте произведения.
Леонид Шишкин принципиально не делает экспертных заключений к продаваемым картинам. Он гарантирует подлинность вещей собственным именем. И это вполне справедливо, поскольку его компетентность в области советского искусства неоспорима. Этот антиквар обладает на российском рынке достойным имиджем.
Галерея "Совком" идет своим путем. Некоторые произведения подтверждаются специалистами Третьяковской галереи и Центра Грабаря. Самыми уязвимыми художниками этого периода являются Анатолий Зверев и Владимир Яковлев. Их, увы, поделывают часто, так как они пользуются повышенным спросом. Подобный спрос бытует на рынке и на произведения русского андерграунда. Подлинность их вещей также может быть подтверждена родственниками или близкими друзьями, публикациями в выставочных каталогах. В Третьяковской галерее работает искусствовед Валерий Силаев - давний друг многих нонконформистов. Он по просьбе галеристов подтверждает подлинность их работ.