Каталог русской бронзы
Антик-издания
В конце ушедшего года малозаметным, но невероятно значимым для рынка событием была двухдневная выставка "Русская кабинетная бронзовая скульптура второй половины XIX века". Она прошла в галерее "Дача" в рамках проекта "Кабинет". Экспозиция была невелика - всего 50 скульптур. И сама экспозиция, и академический каталог стали итогом многолетней собирательской и исследовательской работы известной московской четы антикваров Ксении Цанн-кай-си и Константина Журомского. Кабинетная бронза стала в последнее время модным предметом коллекционирования? а потому пользуется на рынке повышенным спросом. И, увы, в силу именно повышенного спроса, на рынке появляются подделки. "Русскую бронзу", как недавно заметил известный эксперт О.В. Яхонт на недавно проходившей конференции по экспертизе, "отливают" в Малой Азии, старят в Париже и продают по всей Европе. И только знание подлинников может в какой-то мере остановить этот поток.
Русская кабинетная бронза второй половины XIX века - это очень короткий период в истории отечественного искусства - с начала 1840-х до конца 1880-х. Он начался со знаменитых клодтовских коней на Аничковом мосту и длился до завершения творческой деятельности Евгения Александровича Лансере. Кроме этого знаменитейшего русского скульптора, в этом жанре работали Николай Либерих, Василий Грачев, Леонид Позен и Феликс Ходорович. Это наиболее популярные ныне мастера. Бронзовая скульптура благодаря весьма ограниченному тиражу отливок и высокому качеству проработки форм всегда была предметом собирательства и в музеях, и в частных коллекциях.
Именно произведения Лансере составляют основу нынешней коллекции.
Заслуга галереи "Кабинет" - в последовательном исследовании собранной коллекции. Были приглашены ведущие эксперты данного направления - Е.Ю.Елькова из Исторического музея и А. Гилодо из Музея декоративно-прикладного искусства. Материалы исследования послужили основой издания каталога. Прекрасно иллюстрированный и снабженный обширной библиографией каталог является первым на нашем антикварном пространстве справочным изданием по русской бронзе. Его можно назвать каталогом-резонне данного жанра. В нем приведены подробные изображения клейм и подписей к каждой скульптуре, что делает его источником ценной информации. А именно квалифицированная информация помогает коллекционерам отличать подлинники от подделок.