Коллекция фонда "Связь времен"
История собирательства
 |
Яйцо "Ренессанс". Фирма К.Фаберже, М.Перхин,1894 |
Выставка "Эпоха Фаберже" в Музее личных коллекций представляла более 200 изделий из собрания Фонда "Связь времен" Виктора Вексельберга. Фирма Карла Фаберже работала в Санкт-Петербурге и имела большой филиал в Москве, она была поставщиком императорского двора. Основа этой коллекции была заложена пять лет назад, когда он приобрел в Нью-Йорке редкостное на тот период по полноте собрание медиомагната Малькольма Форбса. Американский любитель Фаберже собрал воедино девять пасхальных яиц, принадлежавших в свое время императорской фамилии. Эти редчайшие ювелирные шедевры, приобретенные Вексельбергом в 2004 году, были выставлены тогда на широкое обозрение в Кремле и Эрмитаже, а затем специально созданный Фонд "Связь времен" представил эти уникумы на выставках на Урале и в Сибири. Сам Великий Карл, его сыновья и знаменитые мастера отец и сын Хольмстрем, Юлиус Раппопорт, Эрик Колин, Генрик Вигстрем и Михаил Перхин блистательно воплотили в ювелирном искусстве стилистику модерна. При этом ювелиры использовали недорогие материалы: русские самоцветы, серебро, стекло и в скромных объемах золото и драгоценные камни. Тайна Фаберже в гармонии художественного замысла и изящного исполнения. Восхищает фантазией знаменитое пасхальное яйцо "Лавровое дерево", выполненное в Санкт-Петербурге в 1911 года. Его крона собрана из множества крошечных нефритовых листочков с белыми вкраплениями эмалевых цветочков, композиционная и цветовая уравновешенность достигнута устойчивым нефритовым же постаментом. Использование разнообразнейших передовых для той эпохи ювелирных технологий восхищает и нынешних зрителей. Изобретательная простота и филигранность мастерства отличала искусство Михаила Перхина - ведущего ювелира у Фаберже. Его "Коронационное" яйцо, созданное им в 1897 года заставляет внимательно рассматривать тончайшее ромбовидное золотое плетение на объеме, выполненном фактурной насечкой. И лишь очень внимательный зритель рассмотрит в этом плетении совсем небольших двуглавых орлов, воссозданных в черной эмали. Глубочайшее знание материалов, умение максимально "вынуть" их возможности позволили Перхину стать ведущим ювелиром своего времени.
На прошедшей выставке впервые представлено и самое первое пасхальное яйцо, выполненное на фирме. К Пасхе в 1885 г. Александр III преподнес Марии Федоровне "Курочку" - золотую несушку в золотой скорлупке. А последнее из 50 выполненных К. Фаберже пасхальных яиц - "Георгиевское" с портретами Николая II и наследника в обрамлении георгиевских лент было преподнесено последним императором вдовствующей императрице на Пасху 1916 года. Императоры заказывали у Фаберже и памятные дары для различных торжеств и мероприятий. Грандиозный серебряный ковш от имени императора был пожалован Льву Сергеевичу Голицыну "в воздаяние выдающихся заслуг в отечественном виноградарстве и виноделии". Подобные предметы делали в Москве. Изделия московской фабрики отличало преобладание русского стиля, где со вкусом использовались традиционные разноцветные эмали.
Национальный бренд России остается и поныне престижнейшим предметом коллекционирования. По словам председателя правления "Связи времен" Владимира Воронченко, на проходившей выставке представлено лишь 30% всего собрания. Сейчас фонд реставрирует Шуваловский дворец в Петербурге, чтобы там показывать Фаберже, возможно, в режиме постоянной выставки, а также ведет переговоры с Московским правительством, чтобы к 2014 году построить в столице музей. Экспонатов, вероятно, хватит для обеих столиц. Представители фонда охотятся за творениями Фаберже по всему миру и покупают их партиями на крупнейших аукционах. Выставка Фонда "Связь времен" в Музее личных коллекций представила результаты пятилетней собирательской деятельности.