Славить жизнь в красоте
Антик-издания
 |
Обложка книжки Евгения Гатилова |
Издательство "Среди коллекционеров" выпустило в свет фундаментальное издание, посвященное Евгении Ильиничне Гатиловой. Она - классик отечественного искусства и давно известна исследователям, а нынче и многочисленным собирателям и знатокам советского фарфора. Книга готовилась долго и тщательно Галиной Бубыренко, Ириной и Сергеем Насоновыми, которые и стали ее издателями, а спонсором этого многотрудного проекта выступило ООО "Солярис". Его руководитель Олег Буберенко всегда поддерживал увлечение своей супруги. Галина любит и понимает фарфор, ей не изменяет вкус. Именно поэтому она давно приобрела скульптурку "На этюдах", а потом Галине повезло и познакомиться с ее автором - Евгенией Ильиничной. Они стали разбирать архив художницы, рассматривать фотографии, буклеты давних выставок, вести долгие беседы. Так и зародилась идея издания книги. Увлеченных исследователей своей темы Галина обрела в лице молодых, образованных и энергичных издателей. Им удалось выпустить в свет профессиональное, красивое и достойное столь изысканной темы издание. Жанр его трудно определить: это и альбом, включающий более двухсот изображений работ Гатиловой, и монография, объединяющая высококвалифицированные статьи ведущих искусствоведов, занимающихся фарфором, и воспоминания коллег и друзей художницы, и скрупулезно собранный справочно-библиографический материал.
Евгения Ильинична создала свою знаменитую "Баньку" в 1981 - 1982 годах, будучи уже широко известным советским скульптором. К тому времени она проработала в Дулеве четверть века, поступив туда в 1956 году. Гатилова среди талантливых коллег-фарфористов - А.Бржезицкой, Н. Малышевой, О.Чечулиной, К. Рябининой - стала узнаваемым, оригинальным скульптором с собственной пластикой и образностью. " ...Я не могу слепить, как Гатилова, потому что она очень крепко лепит. У нее скульптура, даже если она на одной ноге стоит, то ее не шелохнешь", - вспоминала в 2001 году Аста Бржезицкая. "Русские Венеры", как называли многие специалисты ее нежных и "теплых" "Обнаженных", стали уже в 1950-х годах экспонатами многих музеев, а "Банька" нынче тоже хранится в Третьяковке. Число авторских экземпляров этой фигурки было совсем немногочисленно. А нынче, спустя почти тридцать лет после ее создания, с грустью можно констатировать, что появились на рынке подделки ее прекрасных обнаженок и даже "Баньки". Формы этой знаменитой работы остались на Дулевском фарфоровом заводе. Художнице не удалось с наступлением новых времен вывезти их с завода. Неизвестные люди тиражируют "Баньку", не спрашивая у автора разрешения и, естественно, не выплачивая ей положенных "авторских". Московская мастерская на Брянской улице в период перестройки была захвачена рейдерами, варварски разгромлена и разграблена. Но коллекцию своих скульптур Гатиловой удалось сохранить.
В 2006 году Евгении Ильиничне было присвоено звание "Народный художник России". Художница и ныне продолжает работать - пишет натюрморты и пейзажи, они также воспроизведены в этой книге. Графика ее также отличается "крепкой" рукой и точным глазом. Новая книга, так ярко представившая знаменитого фарфориста, демонстрирует вечно живущие традиции отечественного искусства.