Русские торги в Лондоне
Мировой арт-рынок
 |
Л.Бакст "Портрет Рейчел Стронг",1924 г. |
Общий итог по суммам продаж русских аукционов в Лондоне составил 45,5 млн. фунтов. Лидерами продаж стали Sotheby's и MacDougall's, оставив далеко позади Christie's и Bonham's, также проведших свои русские торги. Christie's изменил свою маркетинговую стратегию на рынке русского искусства, его коллекция была совсем небольшой и большого интереса, как в былые годы, не вызвала. Sotheby's традиционно провел вечерние VIP-торги, выставив на них 26 лотов. Семь лотов, в том числе и прекрасные марины Айвазовского, были сняты. Значительная часть топ-лотов продалась с незначительным повышением эстимейта. Хитом продаж стала картина Александра Яковлева "Дочери африканского вождя", за которую было выручено 2 млн.505 тыс. фунтов. Миллионный ценовой рубеж перешагнул "Портрет Гржебина" работы Юрия Анненкова, за который новый владелец уплатил 1 млн. 777 тыс. фунтов. С незначительным повышением старта - за 1 млн. 217 тыс. фунтов продалось "Чернолесье" Шишкина, другой же его более светлый пейзаж "Сестрорецк" был снят с торгов за неимением интереса к нему. Эти VIP-торги и принесли Sotheby's значительный доход - 10 млн.448 тыс. фунтов.
Аукцион основной коллекции повысил планку доходов еще на 6 млн. 474 тыс. фунтов. Здесь Шишкин привлек внимание покупателей. Его "Просека", оцененная скромно в 20 тыс. фунтов подскочила до итоговой цены 187 тыс. фунтов. Высоко оценили покупатели и "Портрет сына Кирилла" Бориса Григорьева", его приобрели за 231 тыс. фунтов. Отдельный день торгов был посвящен иконе и ДПИ. Изделия фирмы Фаберже были проданы почти все. Самым дорогим оказался изящный цветочек анютиных глазок в прозрачном стаканчике, изготовленный из золота и эмалей. Цветочек оценили в 200 тыс. фунтов, а продался он за 481 тыс. фунтов.
Параллельно Sotheby's торговал своими русскими сокровищами MacDougall's. Его коллекция была гигантской, трем его разделам: икона, русское искусство XIX - XX вв., графика посвящены отдельные увесистые каталоги. Отдельно на этот раз была собрана коллекция русской и советской графики. Топ-лот основной коллекции - уникальное произведение Нико Пиросмани "Арсенальная гора ночью" с безупречным провенансом был продан за 1 млн. фунтов. Не намного уступил ему мрачный шедевр Николая Рериха "Черное Гоби", проданный за 790 тыс. фунтов. Элегический пейзаж Василия Поленова "Лодка на реке" ушел за 618 тыс. фунтов. Вынесенный на обложку толстенного каталога "Праздник" советского авангардиста Александра Волкова был продан за 541 тыс. фунтов. Очень красивая, пронизанная светом неба и белизной монастырских стен картина Сергея Виноградова "Печерский монастырь" продалась за 309,8 тыс. фунтов. Основной объем этой коллекции был продан в среднем, по лондонским меркам, ценовом регистре: от 10 тыс. - 20 тыс. фунтов до 100 тыс. - 150 тыс. фунтов. Общий объем продаж русской классики составил 6 млн. 820 тыс. фунтов.
Несколько превысил эту сумму объем продаж работ нонконформистов. Здесь самой дорогой работой оказалась картина Олега Целкова "Матадор и шар", проданной за 120 тыс. фунтов. За графику MacDougall's выручил 1,5 млн. фунтов. Этот неплохой результат прогнозирует рост цен в этом сегменте. Представленные в разделе графики, да и не только в ней, работы часто отсылают знатоков российского арт-процесса ко многим московским галереям. А если принять во внимание и коллекцию Sotheby's, в которой многие вещи советских художников происходят от известного столичного галериста, то невольно приходишь к печальному выводу. Отечественное искусство экспортируется в Европу, где успешно продается по значительно более высоким ценам, нежели в Москве или Петербурге. Такая реальность приведет к печальным последствиям: "Что имеем не храним, потерявши плачем", т.к. проданные русские вещи оседают у частных владельцев за рубежом и, как правило, не доступны. А с экономической точки зрения, происходит утрата качественного материала, необходимого для цивилизованного развития российского антик-рынка.