Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7279) 14-20 июня 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияФуэте в осадеУникальная хореографическая школа во Владивостоке - под угрозой закрытия ОБРАЗОВАНИЕТатьяна СМИРНОВА Всю зиму из Владивостока вести шли одна другой страшнее: люди замерзали, учителя не получали зарплаты, шахты закрывались. Среди этого кошмара все это время жила и работала школа, где детей учили хореографии: школа Васютина. Танцам конец. Снова танцыВиктор Васютин сначала танцевал в клубной самодеятельности, потом, окончив педагогические курсы при Вагановском училище в Ленинграде, создал детскую хореографическую студию. Его ансамбль выступал в Москве, на Камчатке, в Сибири, ребята были в "Артеке", "Орленке". Потом Васютина пригласили во Владивосток, где из обветшавшего здания школы он сделал прекрасную хореографическую студию. На ее базе собирались даже открыть хореографическое училище, а кто-то уже видел театр оперы и балета, первый на тихоокеанских берегах. Но реальность - штука жестокая. Виктору Федоровичу Васютину приписали дачу копеечной взятки и упекли за решетку. А студию разрушили. Освободившись, Васютин снова из развалины сделал "дворец хореографии". Одни выпускники этой возникшей в 1994 году средней общеобразовательной хореографической школы продолжают балетное образование или танцуют: в Москве, Петербурге, Таллине, Новосибирске, Перми, Красноярске, Улан-Удэ. Кто-то уже и сам преподает, и не только у нас в стране. В гостевой книге школы оставляли записи корифеи: Наталья Дудинская, Игорь Моисеев, Махмуд Эсамбаев, Леонид Якобсон. Стучать всегда!Но однажды появилась родительская жалоба. По российской традиции, отправили гневное письмо сразу в Москву, министру образования России В.М.Филиппову. Ну и копия - вице-губернатору Приморского края Е.Г. Краснову. Чего там только не было: "нарушения прав детей и жестокое обращение с ними со стороны директора", "нездоровая и конфликтная обстановка", "деспотизм и тирания"... Родителей-жалобщиков не устраивала ликвидация физкультуры, трудового обучения, обществоведения и введение "Божьего слова". Под подозрение были поставлены и финансовая деятельность попечительского совета, и "неправильное преподавание хореографии". Выяснилось, что завуч плохо планирует, а преподаватели "не находят общего языка с родителями". Все было немило обиженным родителям. Даже люстры, которые, оказалось, "дают недостаточную освещенность", даже лестницы, которые "доставляют детям неудобства при передвижении", и паласы, которые лежат в нарушение техники безопасности. Но вся штука в том, что в школу Васютина никого палкой не загоняют. Можно вернуть детей в обычную школу, где нет вредных люстр, и отнимающей силы хореографии. Зато есть и труд, и физкультура, и обществоведение. Но почему тогда каждый год выстраиваются очереди у порога школы? Однако сигнал поступил - комиссию создали, она отработала свое. Целый месяц занятые люди потратили на то, чтобы выяснить, что в школе в целом созданы хорошие условия, есть медицинский контроль за здоровьем детей. Что классы хореографии имеют типовое оборудование. Что питание учащихся вполне нормальное. Было проведено психологическое исследование и педагогического, и ученического коллективов, выяснен уровень школьной тревожности - результаты по большом счету позитивные! Была, правда, еще часть справки, которая начиналась словами "Вместе с тем...". Там были замечания, касающиеся учебных планов, сбора средств в школьный фонд. Похожие выводы можно "накопать" почти в каждой школе. Но вывод краевого образовательного начальства был неожиданно оглушительным. Балетмейстеру Васютину объявлен строгий выговор. А следующий выговор грозит ему уже увольнением "за несоответствие занимаемой должности". Немного ясностиНо многие даже мелкие замечания были весьма искусственными. Скажем, преподаватели, которых упрекают в отрыве от образовательного прогресса, обучались в институте повышения квалификации! Да так хорошо, что руководство ИПК даже выразило администрации школы благодарность. Теперь о страшном методическом и "идеологическом" преступлении. Развернутое название предмета, который и ученики, и педагоги между собой называют "Божье слово", звучит так: "Религиозная культура и ее роль в развитии мировой культуры". Такой предмет в этой школе куда нужнее труда и физкультуры, которых тут и так хватает. К тому же предмет ввели именно по просьбе родителей три года назад. Что же касается финансовых вопросов, то кое-что проясняет краткая справочка бухгалтера школы. "Дана Васютину В.Ф. в том, что он согласно тарификационной ведомости имеет педагогическую нагрузку 48 часов в неделю. Фактически разрешено к оплате 9 часов. Оплата за переработанные 39 часов не производится. Не оплачена постановка 24 хореографических номеров". Да, было дело, по решению попечительского совета деньги в школьный фонд с родителей собирали. Потому что больше их взять негде. Нужно настроить пианино, купить медикаменты, салфетки, туалетную бумагу. Это жизнь такая! А однажды бывший мэр Владивостока Виктор Черепков выделил школе только на костюмы - ставилась "Шопениана" - по-нынешнему 50 тысяч рублей. Как человек честный и благодарный, Васютин занес имя мецената-мэра в альбом истории школы. И сразу попал в сторонники опального экс-мэра. Стоило Васютину сказать, что будет обращаться к полпреду Дальневосточного федерального округа Константину Пуликовскому и ныне депутату Госдумы от Владивостока Виктору Черепкову, как ему дали понять, что он подписал себе смертный приговор. Вот такая история с танцами. Под титулом "Общеобразовательная хореографическая школа" на самом деле как бы две школы сразу. Первая из них, обычная, занимается по программе Министерства образования, а вторая, хореографическая, - по программе Министерства культуры и имеет особый устав. Но это лишь формальная сторона. Владивостокская школа прежде всего авторская, не будь Васютина в природе, она бы никогда не возникла. И потянуть ее далеко не каждому под силу. А Васютину - шестьдесят с гаком. Исчезнет с дальневосточного горизонта Васютин - без сомнения, этот маленький храм культуры перейдет в ведение каких-нибудь коммерческих структур, но уже по другому назначению - здание отремонтировано и место хорошее. Нет сомнения, что не только лично педагог-балетмейстер Васютин, но и сам Дальний Восток имеют права на сохранение хотя бы крохотного культурного оазиса. Пока тут не до театра оперы и балета... "Неучтенные" школыО нашей системе образования можно слагать легенды, о ней можно спорить. Особенно о том, остается ли она по-прежнему лучшей в мире. Сегодня, если хорошо поискать, в России можно найти место, где ребенка научат всему, что только пожелает самый требовательный родитель. Чадо будет петь, рисовать, танцевать, болтать на нескольких иностранных языках. И все это - в добавление к обычным школьным предметам. Таких учебных заведений за последние годы появилось множество. Сведения о них есть в различных справочниках, однако, как выяснилось, никакой общефедеральной статистики по этому вопросу нет. В Интернете, например, можно узнать, что к 1998 году в России было 22 хореографические школы, в которых учились более четырех тысяч человек. А вот сколько в стране школ "с эстетической компонентой", специализированных, "с углубленным изучением" или им подобных (называются они по-разному), возможно, кто-нибудь и знает, но нам найти такого человека не удалось. Московский комитет образования, естественно, компетентен в рамках столицы, а вот что делается на "бескрайних просторах нашей родины", ни Министерство образования, ни Минкультуры не знают. Роль этих ведомств в постперестроечное время свелась к тому, что они стали отвечать лишь за обязательную программу, так называемую федеральную компоненту. Остальные, дополнительные предметы - это уже региональная компонента, и потому регулируется местным законодательством. Захотели в региональном управлении образования - ввели историю родного края, а захотели - экономику, экологию или историю религии. Кому-то пришло в голову преподавать детям музыку или хореографию - замечательно. Так и возникали заведения, подобные школе Васютина во Владивостоке. А статус "общеобразовательная хореографическая" и ему подобные просто не были учтены разработчиками федерального Закона об образовании. Как объяснили нам в Министерстве образования, по типовому положению школа может быть или общеобразовательной, или хореографической. То есть либо в обычной школе углубленно изучаются музыка, хореография, либо наоборот: хореография - во главе угла плюс все остальные предметы - на должном уровне. Формулировки "средняя общеобразовательная хореографическая школа" быть не может. Но школа-то есть! И называется именно так, как не предусмотрено никакими типовыми положениями. И дети там изучают и общеобразовательные предметы, и историко-бытовой и народно-характерный танец, французский язык, этикет, музыку. Исполняют "Шопениану" и первый акт "Спящей красавицы", поступают в ведущие хореографические училища страны. И аттестат получают государственный. Есть и другие "неучтенные" школы, о многих из которых в министерствах и узнают-то случайно. Так что все они обделены вниманием вышестоящих органов, а потому и проблемы у них во многом похожи. Если учредителем школы является районное (краевое) управление образования (культуры), то они и будут решать все возникающие вопросы. И подаваемые жалобы будут рассматриваться на местах, как сказали нам в управлении инспектирования Минобразования. Можно предположить, что ситуация, которая сложилась во Владивостоке, не уникальна. Хотя, видимо, этот конфликт во многом замешен на личных отношениях директора школы с родителями, руководством края. Тем не менее получается, что основным документом, по которому действует школа, является устав, который регистрируют в местных органах образования. Прописали, скажем, что возможны прием на конкурсной основе или отчисления по причине профессиональной непригодности, так и будет. Все законно. Мы не ставили задачи выяснить, кто прав в конфликте во Владивостоке, а кто виноват. Но попытались выяснить, какое ведомство может принимать решения по этому поводу. В Министерстве культуры, которое, собственно, занимается хореографическими, музыкальными и художественными школами, объяснили, что о владивостокской хореографической никогда не слышали. Значит, эта школа не входит в число федеральных, более того, она не получала лицензии на деятельность в специальном учебно-методическом объединении Минкультуры. Вот что говорит Елена Коптелова, ведущий специалист отдела образования Департамента науки, образования и развития социально-культурной инфраструктуры Министерства культуры: - Значит, их лицензировали без участия профессионалов в области культуры, то есть в органах образования. С тех пор как право лицензирования учебных заведений с культурным профилем было отдано Министерству образования, таких "странных" школ появилось невероятное количество - мы не можем за всем уследить. Например, недавно совершенно случайно мы узнали, что в Вологде успешно работают пять хореографических школ классического направления. Учредителями таких учебных заведений, как правило, являются местные органы культуры или образования, но могут быть и различные крупные культурные образования, как, например, театральное объединение "Премьера" в Красноярске. Получается, что эти школы не участвуют в фестивалях и конкурсах, которые мы проводим, и мы ничего о них не знаем. Конечно, лицензию им проще получить в Минобразования. Дело в том, что мы при выдаче лицензии учитываем четыре момента. Во-первых, наличие материальной базы. Затем, конечно, профессиональные кадры, оснащенность школы специальной литературой. И, последнее, наличие в городе какого-либо профессионального коллектива, ансамбля, театра. А вот театра оперы и балета как раз во Владивостоке и нет. Никогда не было. Странно, но в Минобразования про васютинскую школу также не слышали. Обращайтесь в край, говорят. "Ситуация действительно очень непростая, - говорит главный специалист Управления народного образования Приморского края Валентина Горюнова. - Что касается материальной базы, условий, в которых учатся дети, они выше всяких похвал. И педагоги - молодые и талантливые люди. Да и сам директор - человек неординарный, одаренный, трудолюбивый. Но почему-то порождает вокруг себя массу неприятностей. Может быть, ему не хватает чувства такта, терпения в отношениях и с детьми, и с родителями. Жалобы до нас доходили не раз. Мы разбирались, работали с родителями, но конфликты продолжались. В последний раз мы проверяли школу в ноябре, специально приглашали юристов, представителей правозащитных организаций, чтобы не было потом претензий. Сделали замечания по учебному процессу, выяснили, что некоторые приказы об отчислении детей были отданы неправомерно, что в учебном плане уже после согласования с нами появился предмет "Божье слово", - а ведь в школе учатся и мусульмане. К тому же мы не смогли посмотреть хореографию - я не специалист в этом вопросе, таких людей у нас в крае мало, и почти все они разругались с Васютиным. Поэтому мы посчитали нетактичным пригласить их. Мы решили объявить директору строгий выговор, но приказ об этом подготовили с опозданием - были в командировках, поэтому по формальному признаку вынуждены были выговор отменить". В самой школе нам сообщили, что комиссия до сих пор что-то проверяет, но уже понятно: по большому счету наказывать школу не за что. Завуч рассказала, что буквально на днях они собирали по всему городу подписи и наконец направили Президенту Путину письмо с просьбой открыть во Владивостоке театр оперы и балета. Так и живут: без света и тепла, без компьютеров и факсов, зато продолжают танцевать. Также в рубрике:
|