Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7133) 18 - 24 июня 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Свет Марины Ладыниной

Какая-то сосредоточенная внутренняя жизнь накладывала печать на эту великую актрису

Сергей ЕСИН


Обращение к юбилею большого художника, сыгравшего значительную роль в родном искусстве, - это всегда и попытка разобраться в самом себе: как это явление отсветило в твоей собственной жизни, его судьба, его творчество.

Юбилей Марины Алексеевны Ладыниной. Это парадокс величин самого высокого ряда: не нужно называть титулов и званий, говорить о количестве премий, даже называть картины. Имя обнимает все. И даже чуть больше. Свет его заливает и определяет эпоху.

И сразу возникает целый ряд глубоко личных ассоциаций. Это уж потом эти личные ассоциации интерпретируются, подвергаются толкованию...

В каком это году вышли у нас "Кубанские казаки", которые нынешняя просвещенная критика так легко пустила по разряду лакировки действительности? "Каким ты был, таким остался", - пела тогда уже не очень молодая Ладынина, лихо управляясь с норовистой лошадкой. Так какой год... 195...

Я тогда вовсю прогуливал школу. И коротал время в следующих местах: в детском, ныне не существующем зале Российской Государственной библиотеки (б. Ленинки) и в двух кинотеатрах - "Москва" и "Метрополь". Последний тоже уже не существует, а ведь кинотеатр многозальный, почти нынешний мультиплекс. Тогда я, начинающий киноман, точно уяснил себе, что живу в эпоху малокартинья, ибо в лучшем случае новые фильмы появлялись раз в месяц. И еще я опытным путем определил, что именно в этих двух московских кинотеатрах, купив один раз билет, можно остаться и на второй, и на третий сеанс: по окончании фильма потоки зрителей, покидающих кинотеатр и тех, кто шел на картину, на мгновение сливались. Здесь уже все зависело от твоей мальчишеской изворотливости. Ах, как трудно в то время было отыскать в зрительном зале свободное место, чтобы тебя не вычистила билетерша!

Как мы тогда жили? В огромной, на сто человек коммунальной квартире ставили газ. Соседский старший сын Даня Гинзбург, пришедший с войны без руки, заканчивал, кажется, юрфак университета. Того самого, который потом буду заканчивать и я. Мой отец еще не вернулся из лагеря. К демонстрации 1 Мая выкрасили шерстяную рубашку моего деда и из нее сшили курточку. Жизнь была тяжелая, но полная надежд.

И все-таки в этом немыслимом и, как сейчас стало ясно, после киви и ананасов на московском прилавке, таком простом и незамысловатом кубанском изобилии была своя правда и логика. Горами высились арбузы, дыни и помидоры - не только плоды земли, но и плоды труда. И за этот труд, как тогда отчетливо понимали мы все: и прогуливавшие уроки школьники, и работавшие у станков люди, - мы все имели право на свое маленькое счастье. Жизнь и идеология были построены так, что за труд, упорство и верность всегда воздавалось. Считалось, что в колхозах были одни только "палочки". Но ведь сливочное масло в Елисеевском на улице Горького, и тогда только что открытом гастрономе на Смоленской, и в прекрасном магазине "Молоко" на углу Вспольного переулка и б. улицы Алексея Толстого, нынче снова переименованной в Спиридоньевскую, - это первый магазин, в который я вошел после отмены карточек с мелочью из своей детской копилки, но ведь, повторяю, масло тогда в Елисеевском, и пшено, и колбаса были свои, отечественные. Существовала ли тогда еще доктрина о некоторой вине кулацкой деревни перед пролетаргородом? Но дети этих самых несчастных кулаков и этих самых незабалованных пролетариев вкупе с профессорскими сынками и сынками учителей и врачей отстояли страну в Отечественной войне. Спасли от национального унижения и, наверное, уничтожения. И все хотели быть счастливыми. Мы тогда еще не рассказывали о русском национальном характере так: не что бы мне было лучше, а чтоб соседу было хуже. Мы тогда еще мечтали, чтобы если не на всем земном шаре, но где-то было хорошо. Я все отчетливо, будто это было вчера, помню - после этих трех или пяти просмотров: и совсем юную Лучко, и Петрова, так похожего на Алейникова кавалера и невероятного обаяния Бориса Андреева - "помнишь, Федя?" И двух опереточных звезд, двух толстых птичниц. Ощущение полнокровной справедливости жизни, достатка здоровых людей, заслуженного ими в это послевоенное время счастья. И помню удивительный роман Марины Ладыниной и Сергея Лукьянова - двух председателей колхозов. Один воевал, а другая в тылу занималась мужским делом, вела колхозное хозяйство. А вот теперь, на этой ярмарке, заваленной арбузами, в этой жизни соревнующихся колхозов, они не могут овладеть своим личным счастьем. Не могут перешагнуть, любя друг друга, через что-то несущественное. И все доказывают друг другу - делами, трудом и даже на колхозном ипподроме. Кубанские казаки!..

Она была прекрасна и узнаваема, Марина Ладынина, для нас, молодых зрителей. Она была героиней для наших матерей, еще совсем молодых женщин, которые или дождались, или не дождались, но всегда хотели, в соответствии с эпохой, крепкого романтического счастья.

Согласимся, что изображение любви как человеческого акта, возвышенного и духовно тонкого, всегда являлось достижением в искусстве. Нынешние страсти в клочья, и предметы дамского туалета в клочья и долой, мордобой влюбленных и аэробика в постели - это проще, нежели любовь-взгляд, любовь-состояние. Марина Ладынина научилась у своих современниц этой возвышенной и русской любви; а потом этой гордой и нежной любви учились у нее они.

Замечательные кинозвезды наших 30-х разделили между собой бывшее амплуа инженю.

Наши звезды тридцатых годов как бы поделили между собой разные черты своих советских героинь. Любовь Орлова олицетворяла эксцентрику с некоторым американским уклоном. Тамара Макарова - мужество освоителей Севера и Дальнего Востока (недаром ей, наверное, так и не далась Нина в экранизации "Маскарада", не ее жанр). Валентина Серова была символом женственности и верности. Зоя Федорова - лукавой девчонкой из народа.

В этом смысле Марина Ладынина, ее героини стали средоточием национального характера. Она сама сибирячка, и в ее героинях много вот этого глубинного, крепкого. Жизнь ее сложилась так, что мимо прошли и Анна Каренина, и Раневская, и Негина, и шекспировские персонажи. Все это, что она, возможно, и сыграла бы, не осенило ее жизнь. Вечно среди тракторов, среди лошадей и коров, вечно в земле и на земле повязанная белым платочком, она такой осталась в памяти зрителей своего поколения.

И вершиной здесь стала, безусловно, ее Глаша в "Свинарке и пастухе". Вершина пырьевского фольклора, это фильм особой судьбы. Начавшись сниматься в самый канун войны, он заканчивался уже на фоне Сельскохозяйственной выставки в серой, тревожной Москве, укутанной в светомаскировку, под небом, разрезанным лучами прожекторов. Уже близился страшный октябрь сорок первого - исход из Москвы людей и архивных бумаг, самого правительства. Кто тогда мог верить в победу, когда немцы стояли на Рогачевском шоссе, в двадцати километрах - помнишь, станция Луговая?

Потом законченный в голодных ночных съемках фильм стал талисманом для фронтовиков. Его перехватывали друг у друга части, стоявшие на передовой, и никто не знал, будет ли он жив завтра: назавтра бой, а сегодня сеанс в окопах. История любви - если нас подружила Москва, это особая, советская любовь. Марина Алексеевна как-то рассказывала, что однажды показывали эту картину в госпитале под Алма-Атой - туда был эвакуирован "Мосфильм". И вот после просмотра она вышла из душного зала, полного раненых, на свежий воздух. Было холодно, чисто, светло, на небе застыли крупные, мохнатые звезды. Внизу - огоньки Алма-Аты, а Москва - за тысячи километров. Но как-то особенно чувствовалось, что это одно небо. Одна земля, за которую там борются танками и гранатами, а здесь, на экране, - вот этой любовью, странным знакомством, соединившим северную колхозницу и пастуха с гор Кавказа.

В "Свинарке и пастухе" было какое-то щемящее, нарядное ощущение времени. С его невероятными, не воплощаемыми раньше возможностями в судьбах людей. Не только дерзость разноплеменной любви, когда глухая страсть слепо бросает людей в объятия друг к другу. Но любви возвышенной, чистой, преодолевающей преграды, стоящими, кажется, только перед шекспировскими героями. Здесь не только пресловутый советский характер с его такой же развенчанной дружбой народов. Но и тяжелейшая актерская задача в постижении и освоении и этого нового в искусстве характера, и идеологических задач. Перед искусством всегда время ставит задачи, а искусство их разрешает. Вводя наработанное им в обиход. И здесь надо вспомнить, с какой удивительной теплотой и достоверностью Ладынина сыграла свою свинарку Глашу на фоне помпезных декораций сталинского ампира. И сколько молоденьких женщин и девушек избрали стилем своего поведения, облика, сейчас бы сказали - имиджа, Марину Ладынину. И здесь самое время привести нехитрую, но сегодняшнюю мысль об отличии нынешней звезды, у которой факты ее личной хроники или повторяют, или разнообразят скандальный сюжет ее ролей, или интересуют зрителя больше, чем извивы трудовой биографии ее героини. Впрочем, и героини, и их трудовые биографии нынче не в моде.

Я познакомился с Ладыниной в Болшеве, прелестном сталинском Доме творчества, который когда-то существовал и куда запросто московские актеры и режиссеры ездили на встречу Нового года или просто на уик-энд. В еще не до конца обветшавших коридорах, кажется, слышались шорохи платьев из панбархата с квадратными накладными плечами. И Ладынина, хрупкая, маленькая женщина, роста и фигуры Улановой - пишу об этом потому, что масштабы, кроме масштаба личности, удивительно не гармонировали с интерьером своей эпохи. Не гармонировала она и с моими представлениями о ней. "Сибирский характер" увлекался какой-то изысканной поэзией, не сплетничал, не вел задушевных актерских бесед, какая-то сосредоточенная внутренняя жизнь клала печать на эту великую актрису российского кинематографа. Молодые актеры и актерки не стремились войти в круг ее знакомых, эту женщину как бы окружало силовое поле собственных возвышенных интересов и раздумий. В это время она уже давно не снималась. В поездках к зрителям, среди кавалерии первых звезд, стадионы еще встречали Ладынину ревом - как нынче встречают Майкла Джексона. Но она пыталась выстроить какие-то свои актерские программы из самых изысканных стихов русской и зарубежной поэзии. Я вряд ли здесь что-нибудь путаю, потому что мои ощущения значительности и вдохновенной глубины этой женщины до сих пор очень ярки.

Тогда же я вспоминал и о ее удивительном содружестве с Иваном Пырьевым, закончившемся так трагически (если об этом неизвестно широкой публике, то уж кинематографическое и актерское сообщество об этом широко осведомлено), и о том, что она никогда ни единым плохим словом о нем не обмолвилась. О том, что звезда в многолетнем простое, что не разменивает свою репутацию, как некоторые ее сверстницы, на мелкие актерские вылазки. Она, кажется, уже ничего не ждала от жизни нового, но с честью и достоинством несла бремя своей невероятной славы.

По этому признаку тоже узнаются великие актрисы.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;