Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7643) 7 августа-13 августа 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Все на продажу

КИНО НА ТВ

Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ


8 января 1967 года, не дожив и до сорока, нелепо и трагически погиб на Вроцлавском вокзале великий актер Збигнев Цибульский. Это стало огромным потрясением для Анджея Вайды, который создал миф Цибульского, сняв его в своем шедевре "Пепел и алмаз" (1958) - с тех пор они были очень близки. Вайда считал, что его друг был не только актером, он сам был персонажем, достойным быть запечатленным на экране. И поэтому сразу после похорон родился замысел фильма "Все на продажу" ("Культура", 16 августа, 22.20. Польша, 1969. В ролях: Эльжбета Чижевска, Анджей Лапицкий, Даниэль Ольбрыхский, Беата Тышкевич, Витольд Хольц, Малгожата Потоцка), который воскресил миф Цибульского. Это, может быть, самый личный фильм Вайды, исповедальный по своей сути. Он и о природе творчества, и о кинематографической среде и атмосфере, в которой рождается Кино, и о том, как появляются кумиры. Его сюжет элементарно прост: исчез знаменитый Актер, и встревоженные режиссер (Лапицкий), в фильме которого он снимался, жена Актера (Чижевска) и его друзья бросились его искать. "Я не мог использовать ни имени Цибульского, ни его фотографий, ни фрагментов фильмов с его участием, - писал режиссер. - Я решил, что герои моей картины будут идти по его следам, повторять побасенки, которые кружили вокруг него, дотрагиваться до связанных с ним реквизитов или мест, еще хранящих его тепло. Он вошел в их жизнь - нашу жизнь! - нарушил ее, как-то ее раскачал, даже взбаламутил... Это не фильм против артистов. Он о людях, которые делают кино. Неслучайно они тут выступают под собственными именами. Зачем мне было давать им другие имена, если они произносят с экрана свои собственные слова? Они говорят то, что хотели сказать. С самого начала я знал, кто будет играть в этой "распродаже". Проблема возникла только с исполнением роли режиссера. Некоторое время я считал, что сам обязан его сыграть, но в конце концов не решился на это".

И еще один фильм польского классика: "Месть" ("Культура", 17 августа, 21.00. Польша, 2002. В ролях: Роман Поланский, Януш Гайош, Анджей Северин, Катаржина Фигура, Даниэль Ольбрыхский). Вайда много лет намеревался экранизировать классическую одноименную пьесу Александра Фредро, но только зрительский успех "Пана Тадеуша" (1999) - экранизации одноименной поэмы Адама Мицкевича - окончательно убедил его взяться за эту работу. Режиссер посчитал, что "в этой растерянности и бесконечных дискуссиях об общей Европе наш зритель ждет чего-то по-настоящему польского - польской речи, например, и "щедрых" поляков на экране". Это история о том, как давняя вражда пана Раптусевича (Гайош) и стряпчего Мильчека (Северин) не помешала племяннице Раптусевича Кларе и сыну Мильчека Вацлаву полюбить друг друга. Они мечтают пожениться, и тут-то и появляется Иосиф Папкин, готовый на все, лишь бы доказать свою полезность! Сыграл его Роман Поланский. Завершив съемки "Пианиста", он решил тряхнуть стариной (в молодости он играл в театре). Так, спустя 48 лет после первой встречи перед камерой в фильме "Поколение" два знаменитых режиссера вновь встретились на съемочной площадке.

"Культура" отметилась на обозреваемой неделе еще и мини-ретроспективой культового "независимого" американского режиссера Джима Джармуша. Свой первый полнометражный фильм "Более странно, чем в раю" ("Культура", 12 августа, 23.50. США - ФРГ, 1984) вчерашний выпускник Школы искусств Тиша в Нью-Йорке снял в 30-летнем возрасте всего лишь за 120 тысяч долларов и произвел настоящий фурор в кинематографической среде, был удостоен множества наград, включая такие престижные, как "Золотая камера" на МКФ в Канне, "Золотой Леопард" на МКФ в Локарно и Специальный приз жюри на МКФ в Сандэнсе. Национальное общество кинокритиков назвало его лучшим фильмом года. Новаторство молодого режиссера проявилось в особом, "минимизированном" киноязыке. Показывая взаимное влияние, пересечение и антагонизм различных культур в современном мире, он сосредотачивает внимание не на действиях (они неторопливы, монотонны и обыденны), а на состояниях своих невзрачных персонажей, которые главным образом находятся в тесных и убогих интерьерах и мало двигаются. Камера статична, минимум монтажа, зернистое черно-белое изображение. Обыденность в исполнении Джармуша предстает как удивительным образом стилизованная фантасмагория. Сама история обрисована бегло, но внятно, однако она остается на втором плане и служит своего рода фоном для моделирования характеров главных героев. Их трое. К венгерскому эмигранту Уилли (его сыграл музыкант Джон Лури), хиппующему где-то в трущобах Нью-Йорка в компании с таким же нелепым и скучающим бездельником и игроком Эдди (Ричард Эдсон), с его исторической родины приезжает юная кузина Ева (Эстер Балинт). Общение с дружками и жалкие условия их существования отнюдь не пришлись по вкусу девушке, и дней через десять она махнула к тете (Цециллия Старк). От нечего делать ребята отправились ее навестить, и совсем скоро вся троица оставила заснеженный север и поселилась в пустом мотеле во Флориде. Предприимчивая Ева каким-то образом разбогатела и... исчезла.

Сценарист и режиссер Джим Джармуш задействовал музыканта Джона Лури как актера и в снятой двумя годами позже криминальной комедии "Вне закона" ("Культура", 14 августа, 23.55. США, 1986). Он убедительно изображает сутенера, обманутого партнером по бизнесу и оказавшегося за решеткой. Еще один представитель современной музыки - Том Уэйтс - также задействован не только в саундтреке, но и в одной из главных ролей: играет неудачливого диджея, которого прогнала очередная сожительница и крупно подставил знакомый из криминального мира. К ним двоим в камеру подсаживают третьего - героя Роберто Бениньи, который и подбивает всю троицу на побег. У Джармуша Бениньи снимался до того, как добыл мировую славу собственной режиссурой. Картина снималась в Новом Орлеане и болотах Луизианы. Ее открывает панорама нью-орлеанских улиц с рядами почти игрушечных, архаичных деревянных домишек. Джармуш здесь тот же, что и был. Музыкальный, даже когда самой музыки за кадром не слышно, и монохромный, чтоб не сказать - черно-белый. Потому что картинка хотя и фотографически четкая и контрастная, но полна полутонов и нюансов.

В качестве эпиграфа к фильму "Мертвец" ("Культура", 13 августа, 23.55. США - Германия - Япония, 1994. В ролях: Джонни Депп, Гэри Фармер, Гэбриел Бирн, Лэнс Хенриксен, Майкл Уинкотт, Билли Боб Торнтон, Альфред Молина, Роберт Митчум, Джон Херт) Джармуш использовал поэтическую строку Анри Мишо: "Не следует путешествовать с мертвецом!" "Мертвец" - молодой счетовод Уильям Блейк (эта роль писалась специально под Джонни Деппа) и в самом деле почти мертвец. Приехав на Дикий Запад после смерти родителей в надежде найти работу, он нашел утешение в объятиях проститутки. А тут заявился ее дружок. После короткого выяснения отношений проститутка с дружком отправляются на тот свет, а наш герой получает пулю под сердце. Его выхаживает индеец (Фармер), которого много лет возили по городам и весям в качестве живого экспоната: он принял этого юношу в очках за поэта Уильяма Блейка, чьи стихи запали в сердце "дикаря", и стал его ангелом-хранителем. И весьма кстати: Уильяма признали убийцей и за его голову назначили награду в 500 долларов. В погоню отправилась свора жаждущих поживиться. Но Уильям уже не тот, что прежде: в недавнем прошлом маменькин сынок превратился в убийцу, удачливого и равнодушного... Как это ни странно, "Мертвец", считающийся ныне безусловным шедевром, на МКФ в Канне был встречен сдержанно - он оказался слишком необычным, и даже подготовленная каннская публика не смогла его воспринять. И только спустя год пришло признание: приз Европейской киноакадемии лучшему неевропейскому фильму года. По внешним признакам это вроде бы вестерн, но не традиционный, а мистический и метафизический. Действие развивается замедленно, словно бы в полусне. Природа, окружающий ландшафт служат не только средой обитания героя, но и играют самостоятельную роль. Препарируя жанр вестерна, Джармуш развенчивает один из главных американских мифов - покорение Дикого Запада.

Немного смешную и много грустную историю про двух 40-летних подруг рассказал Андреас Дрезен в трагикомедии "Лето на балконе" ("Первый канал", 13 августа, 1.50. Германия, 2005. В ролях: Инка Фридрих, Надя Юль, Андреас Шмидт, Стэфани Шонфилд, Винсент Редецки). Одна из них в одиночку воспитывает сына-подростка, бесконечно устав от отсутствия любви и поисков подходящей работы. Другая зарабатывает на жизнь, ухаживая за одинокими беспомощными стариками. Подруги обожают коротать время, сидя на балконе за бутылкой-другой вина. Однажды им повстречался долговязый, щуплый, примитивный как овощ и сексуально ненасытный дальнобойщик... В картине много бытовых деталей, которые любопытны российскому зрителю, но самое главное - в ней есть ощущение жизни, жизни других людей, очень на нас не похожих и вместе с тем близких нам своими заботами, переживаниями, своей осознанной и неосознанной тягой к обыкновенному человеческому счастью, которое, увы, слишком часто оказывается недостижимым.

"Год дракона" (РЕН ТВ, 14 августа, 0.15. США, 1985. Режиссер Майкл Чимино) переносит нас в китайский квартал в Нью-Йорке - место опасное и почти недоступное для посторонних. Этот мир не просто поражен коррупцией и мафией, он похож на настоящий ад. Крестный отец китайской мафии Джой Тай (Джон Лоун) имеет здесь почти безграничную власть. И ему осмелился объявить бескомпромиссную войну нью-йоркский полицейский Стэнли Уайт (Микки Рурк) - ветеран вьетнамской войны, утробно ненавидящий всех азиатов. Чтобы проникнуть в наглухо закрытый мир китайского квартала, без чего о победе над мафией нечего и думать, он использует самые изощренные методы, вспоминая о законе в последнюю очередь... Фильм был дружно обруган мировой критикой, которая ждала от автора "Охотника на оленей" большего. Чимино обвиняли, что он, мол, создал "ксенофобский путеводитель по Чайна-тауну", что "более отвратительных, коварных и жестоких монголоидов на киноэкране не появлялось со времен "Зеленых беретов" Джона Уэйна". Очевидны и драматургические просчеты, хотя сценарий вместе с Чимино писал такой зубр, как Оливер Стоун. Зрители, тем не менее, восприняли картину хорошо, и она была весьма популярна в 80-е годы. Нельзя не признать, что отлично смотрится Микки Рурк, находившийся в то время на пике славы. Да и режиссерского мастерства Чимино не занимать.

Заслуживает внимания и мистический триллер "Сердца в Атлантиде" ("Россия", 14 августа, 2.20. США, 2001. Режиссер Скотт Хикс. В ролях: Энтони Хопкинс, Антон Ельчин) - экранизация одноименного романа Стивена Кинга. В этом фильме, наполненном ностальгической атмосферой (действие происходит в провинциальном Коннектикуте 1960 года), Энтони Хопкинс играет таинственного Теда Бройтигана, которому придется стать воспитателем и отцом для Бобби (Антон Ельчин). Он обращается к мальчику за помощью, чтобы спастись от странных людей, пытающихся получить возможность контролировать способности Теда...

Также в рубрике:

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;