Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Мизансцена |
|
Рубрики разделаСчётчики |
![]() |
Анонс06 Декабря 2010, ПонедельникИ снова «Рыдания»6 и 7 декабря на сцене санкт-петербургского музея им. Ф.М.Достоевского – моноспектакль «3d» по пьесе польского драматурга Кшиштофа Бизе «Рыдания». Заслуженная артистка России, актриса театра им.В.Ф.Комиссаржевской МАРГАРИТА БЫЧКОВА дебютирует в этом спектакле в качестве РЕЖИССЕРА. Всех героинь играет ЕЛЕНА БИРГЕР. «3d» – первая режиссерская работа Маргариты Бычковой. Это история трех женщин из одной семьи: бабушки, матери и дочери. «Генетика женского одиночества, – говорит Маргарита, – сохраненная чистота, нежность, любовь и преданность, передаваемая из поколения в поколение». Маргарита Бычкова – ученица режиссера и педагога Л. Додина, ведущая актриса театра им. В.Ф.Комиссаржевской, лауреат высшей театральной премии «Золотой софит». Снималась в фильмах и сериалах: «Похороните меня за плинтусом», «Брежнев», «Большая прогулка», «Семейный дом», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», «Фаворит», «Пропавшая невеста», «Начальник каруселей» и пр. Актриса владеет редким жанром трагической клоунады. Яркое художественное воображение дает ощущение свободы, в которой зарождаются и оказываются воплощенными самые удачные идеи. Бычкова – прирожденная лицедейка, ее взрывной характер несет на сцену обворожительную вихревую энергию, в которую радостно вовлекаются ее сценические партнеры даже на мизерном клочке сценического времени. Первый режиссерский опыт актрисы – интересное сочетание яркой актерской фантазии, вихревой энергии и нового для Маргариты элемента внутреннего сосредоточения, попытка сочетания содержания и формы. 27 Ноября 2010, СубботаВсем «Мерси»27 ноября в Большом драматическом театре имени Г.Товстоногова состоится премьера спектакля «Мерси» по пьесе Игоря Шприца. Режиссёр – Владимир Золотарь. Художник – Олег Головко. Художник по свету – Владислав Власов. Балетмейстер – Игорь Григурко. Музыкальный руководитель – Николай Якимов. В спектакле заняты: Е. Толубеева, А. Петров, Ю. Дейнега, В. Павлова, И. Патракова, К. Разумовская, Р. Барабанов, А. Винников, С. Галич, Ф. Лавров, Д. Мурашев, К. Полухин, Е. Славский, А. Фалилеев, И. Федорук, студент СПГАТИ М. Касапов. 27 и 28 ноября 2010 года на сцене БДТ имени Г.А. Товстоногова состоится премьера спектакля «Мерси» по пьесе петербургского драматурга Игоря Шприца в постановке Владимира Золотаря. Жанр обозначен драматургом как «печальная история», и рассказывает она о любви. Молодой и подающий надежды выпускник юридического факультета знакомится с девушкой по имени (точнее по прозвищу) Мерси, зарабатывающей в переходе метро игрой на флейте. Вступившись за девушку перед милицейским патрулем, Матвей ввязывается в драку, которая заканчивается, как ему кажется, смертью милиционера. Потом он вместе с девушкой отправляется в схрон к ее друзьям, в ночной клуб. Воспитанный мальчик из хорошей семьи попадает в доселе невиданный мир, в котором нет привычных запретов и правил, а мораль одна – делай так, как тебе хочется. Он, привыкший классифицировать и оценивать каждый шаг и действие, оказывается перед неопределенностью и пускается по течению жизни. В этом мире он встречает людей разных судеб, интересных и неординарных характеров. Но всех их, несмотря на уже ставшую вторым лицом маску цинизма и скучающего созерцания жизни, объединяет одно несбыточное желание быть любимыми и согретыми простым человеческим теплом. История любви Мерси и Матвея заканчивается печально – девушка трагически погибает, а он вместе с ней теряет настоящую любовь... Владимир Золотарь: «Это история про вечную человеческую попытку найти себя, свое место в мире. Про попытку выбиться из «стада» и стать собой. И о том, как эта попытка заканчивается провалом, и человек оказывается не в силах хотя бы на секунду даже ради чего-то очень важного противостоять окружающему миру. Сегодня мир заявляет о себе, как о сообществе, где нет законов и правил, и человек в нем, казалось бы, свободен от догм, канонов, традиций, устоев… Но когда эта кажущаяся свобода вдруг начинает диктовать жесткие правила, исключающие из жизни важные и безусловные ценности – любовь, дружбу, верность, преданность, «свободная» личность подчиняется и, попав в этот нравственный тупик, расплачивается сломанной судьбой, а иногда и жизнью». 19 Ноября 2010, ПятницаМежду светом и теньюВ Московском театре сатиры 19 ноября состоится премьера спектакля «Между светом и тенью». Инсценировка режиссера Юрия Еремина написана по пьесе Теннесси Уильямса «Orpheus Descending». В 1940 году Теннесси Уильямс написал одну из первых своих пьес – «Битву ангелов». Она шла недолго, не имела особого успеха. Но тема – трагическое одиночество художника, переступившего границы дозволенного, – была очень близка автору. Уильямс признавался, что никогда не переставал работать над пьесой, действие которой разворачивается в маленьком городке одного из южных штатов. Существует множество вариантов поздней редакции «Битвы ангелов» – «Orpheus Descending», известной в русском переводе как «Орфей спускается в ад». В работе над спектаклем Театра сатиры режиссер-постановщик Ю. Еремин использовал различные варианты пьесы. Спектакль Театра сатиры будет называться «Между светом и тенью», что соответствует авторской символике. Действие спектакля отнесено в 70-е годы прошлого ХХ века и происходит с февраля по май в одном из небольших городков одного из американских штатов. Это история о том, что пока человек живет, он должен надеяться. Это история любви, которая творит чудеса. Она – Лейди Торренс, по прихоти судьбы ставшая женой человека, убившего ее отца. Он – Вэл Зевьер по прозвищу Змеиная Кожа, убегающий от прошлого. Их счастье длится мгновение, но за него приходится платить собственной жизнью. «Я давно мечтал поставить эту пьесу, – признается народный артист России Юрий Еремин. – Сегодня она как никогда актуальна с точки зрения душевной потребности в любви, нежности, понимании». Постановка и сценография Юрия Еремина. Художник по костюмам – Виктория Севрюкова В ролях – Алена Яковлева/ Наталия Карпунина (Лейди), Андрей Барило/Стас Николаев (Вэл), Светлана Малюкова /Анастасия Микишова (Кэрол), Марина Ильина /Юлия Пивень (Ви), Александр Ширвиндт (Дэвид Катрир) и другие. 16 Ноября 2010, ВторникЧеловек.docТеатр «Практика», Театр и клуб «Мастерская», Театр «Сцена-Молот» (Пермь) с 16 по 28 ноября представят проект документального театра «Человек.doc» - 10 героев современной культуры. У каждого спектакля есть свой режиссер и драматург, нас сцене – сам герой: Бронислав Виногродский (текст Евгений Казачков) Александр Гельман (реж. Эдуард Бояков, Виктор Алферов) Олег Генисаретский. Внутренняя одиссея (текст Герман Греков) Ольга Дарфи. Смутный объект разведки или чистая вата (текст Ольга Дарфи, реж. Руслан Маликов) Гермес Зайготт. Невероятное приключение Гермеса Зайготта в Америку (текст Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, реж. Юрий Муравицкий) Олег Кулик. Игра на барабанах (текст Евгений Казачков, реж. Эдуард Бояков, Светлана Иванова) Владимир Мартынов. В конце было слово... текст (текст Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, реж. Эдуард Бояков) Смоки Мо. Круги на полях (автор Юрий Муравицкий) Александр Петлюра. Театр-хуятр на славянский, блядь, манер (текст Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, реж. Владимир Агеев) Андрей Родионов. Красилка поэта Андрея Родионова (автор Борис Павлович)
«Человек.doc» – первый опыт создания горизонтального вербатима. В отличие от классических, вертикальных вербатимных проектов «нулевых» годов, где в центре внимания оказывались социальные группы, сверхзадача «Человека.doc» – возвращение героя. Используя аналогии из мифов, это не рассказ о профессиональных болезнях, привычках, привязанностях и предрассудках древнекритских гастартбайтеров, строивших лабиринт, а история Тесея, победителя Минотавра. Наши герои – состоявшиеся личности, которые осознают, что не до конца совпадают сами с собою и готовы говорить об этом со зрительным залом. Зоны умолчания, табу, внутренние запреты, комплексы и страхи, – все это будет отброшено и изжито в сценическом действии, где каждый играет самого себя. «Человек.doc» отличается от всего того, что было раньше, тем, что требует некоего внутреннего взгляда на себя, без посторонних глаз, взгляда медитирующего человека, абстрагировавшегося от реакции остальных людей. Этого очень трудно добиться. Новая драма всегда пытается показать реальность, но в основном через крайности: показать наркомана или алкоголика – одно, а показать реального человека, который находится в спокойном состоянии самосозерцания – гораздо сложнее. 27 Октября 2010, СредаИ снова «Гамлет»27 октября в Театре «Пушкинская школа» Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге состоится премьера спектакля «Гамлет». Самая знаковая пьеса мирового театра пойдет в переводе Бориса Пастернака – очень современном, очень личном и в то же время конгениальном оригиналу, мощно транслирующем трагическое мироощущение шекспировского героя. Постановка народного артиста России, лауреата Государственной премии России Владимира Рецептера. Художественный руководитель центра, прославленный артист легендарного БДТ времен Г.А.Товстоногова, не случайно выбрал для новой работы трагедию Шекспира, ставшую судьбоносной для многих актеров. Гамлета играли Джон Гилгуд, Лоуренс Оливье, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий, Мел Гибсон и другие звезды мирового театра и кино. «Шекспир – самый высокий экзаменатор актерского профессионализма. Он мгновенно показывает, что у актера доподлинно есть, а чего нет. Он требует миропонимания, гармонического развития, предъявляя свой, шекспировский, счет... Гамлет не может оказаться очередным эпизодом биографии актера... Здесь исключена случайность» («Театр», 1963, опрос на тему «Шекспир в моей жизни»). Сам Владимир Рецептер впервые исполнил эту роль в 1961 году, в спектакле Ташкентского Русского драматического театра им. М. Горького (режиссер – А. Михайлов). Два года спустя, уже в Ленинграде, состоялась премьера знаменитого моноспектакля «Гамлет», впоследствии объехавшего не только весь Советский Союз, но и другие страны. По случайному поводу (формальный «показ» уже принятого в БДТ артиста худсовету театра) родился актерский шедевр, из «концертного» замысла вырос драматический. Именно «Гамлет» стал причиной приглашения Рецептера в БДТ. И именно «Гамлет» стал причиной бурной полемики в прессе: когда в 1964 году, к юбилею Шекспира, вышел фильм Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, многие критики отдали предпочтение работе Рецептера. Поиски своего Гамлета Рецептер не прекращал все эти годы, фиксируя опыт исследователя – актера, режиссера, литературоведа – в статьях («Письма от Гамлета», «“Гамлета” – в одиночку», «Принц Гамлет Датский»). Теперь трагический путь Принца Датского и других героев Шекспира под руководством мастера пройдут молодые артисты, его ученики. В спектакле заняты: Наталия Байбикова, Наталья Гулина, Марина Канаева, Мария Мельник, Анна-Магда Обершт, Никандр Кирьянов, Иван Мозжевилов, Григорий Печкысев, Павел Сергиенко, Денис Французов, Павел Хазов, Максим Хоменко и др. В роли Гамлета – лауреат Петербургской театральной премии «Прорыв» Денис Волков. Художник – Вячеслав Лебедев. Художник по костюмам – Ольга Морозова. Сценическое движение – Александра Тихомирова. Музыкальное оформление – Сергей Патраманский. Художник по свету – Игорь Мызовский. Режиссер-ассистент – Юрий Герцман. 24 Октября 2010, ВоскресеньеЛаборатория современной драматургии и режиссуры24 октября в Омском государственном драматическом «Пятом театре» в рамках фестиваля «Молодые театры России» пройдет Лаборатория современной драматургии и режиссуры, при поддержке Правительства Омской области и Министерства культуры Российской Федерации. В программе Лаборатории будут представлены эскизные показы пьес, написанных современными драматургами России, Германии, и спектакли, поставленные по современным российским и зарубежным произведениям. Участниками Лаборатории станут Омский государственный драматический «Пятый театр», Театр Мастерская новой пьесы «Бабы» (Челябинск), Театр «Metamorfoosi» и фабрика культуры «Korjaamo» (Финляндия), Омский академический театр драмы. Работать над эскизными показами будут драматурги Лутц Хюбнер, Михаил Угаров, Михаил Дурненков, Наталья Ворожбит, режиссеры Ральф Зибельт, Олег Еремин, Максим Кальсин. 15 Октября 2010, ПятницаЖурнал "Театр" снова выходит в свет15 октября в Синем зале Союза театральных деятелей России состоится пресс-конференция, посвященная выходу первого номера обновленного журнала "Театр". По словам его нового главного редактора Марины Давыдовой, журнал предлагает "говорить и думать о театре не только как о совокупности спектаклей, сыгранных на академических сценах имени каких-нибудь великих людей, то есть не только в привычном, но и в широком смысле этого слова, попытается для начала хотя бы зафиксировать новые очертания его границ". "Я очень надеюсь, что журнал "Театр" станет территорией, на которой сможет высказаться каждый, кому действительно есть что сказать", – такими словами заканчивает первый номер обновленного журнала "Театр" председатель СТД Александр Калягин. О том, почему журнал, как утверждает главный редактор, не должен быть пухлым сборником длинных рецензий, какие новые необычные жанры, разделы и ракурсы можно будет в нем найти, как постарается откликнуться он на запросы времени, можно будет узнать от участников пресс-конференции Александра Калягина, Марины Давыдовой и Игоря Гуровича, арт-директора журнала, руководителя студии "Ostengruppe". Начиная с 1930-х годов журнал "Театр" был оплотом отечественной науки о театре, одним из самых авторитетный изданий, в котором было честью напечататься для критика и еще большей честью быть упомянутым в положительном контексте для театрального практика. В перестроечные годы тираж журнала доходил до 50.000, что было рекордом для издания, посвященного искусству. Именно на страницах "Театра", где печатались все выдающиеся представители российского театроведения – Бояджиев, Алпатов, Мокульский, Гвоздев, Марков, позже – Крымова, Соловьева, Бартошевич – сложилась уникальные традиции отечественного театроведения, не разводящего, как на Западе, академическую науку и театральную журналистику, а сопрягающего их в едином медийном пространстве. Номера журнала были подобны альманаху, а иногда, когда они были тематическими, даже книге. Можно сказать, что на протяжении многих десятилетий мы имели самую живую и отзывчивую на требования времени науку о театре. В годы войны, а затем в 1990-е и нулевые годы журнал по разным причинам выходил с перерывами (последний раз такая пауза случилась два с лишним года тому назад), но всякий раз возрождался заново. Его очередное знаменательное возрождение происходит в не очень простое для сценического искусства время. Утихли споры о том, нужен ли нам театр в эпоху кино, видео, Интернета. Оперативные рецензии заняли свое место на страницах ежедневных изданий. Театра вокруг сейчас много, как никогда. Но его количество не всегда переходит в качество. Общественная значимость театрального искусства стала заметно меньшей, чем прежде. Социальный состав театральной аудитории заметно отличается от недавних относительно времен, когда посещение спектаклей было для интеллигентного человека почти обязательным времяпрепровождением. А погружение отечественной публики в западный контекст, случившееся в результате активной фестивализации российской театральной жизни, порой заканчивается для нее – публики – культурным шоком. В мире нет ни одной мощной театральной державы, не имеющей при этом сильной и влиятельной театральной прессы. В связи с этим СТД РФ посчитало необходимым возрождение журнала "Театр", как главного профильного журнала страны, на страницах которого можно было бы обстоятельно и неспешно поговорить о том, что представляет собой театр и его публика в наше время, и о том, каким он может и должен стать в недалеком будущем. 01 Октября 2010, Пятница"Балтийскому дому" – 20 летОсенью этого года знаменитый Фестиваль "Балтийский дом" отметит свое 20-летие. 20 лет – это много или мало? С точки зрения человека – совсем ничего. Конечно, уже не первые шаги, но серьезные мысли точно первые. 20 лет для театрального фестиваля – солидный возраст, показатель его стабильности, благонадежности. Это первые седины, это статус и право называться культурным городским явлением. "Балтийский дом" – действительно таковым является. Он начался давным-давно, когда страна стремительно менялась, и непонятно было, что завтра случится. Тогда, как сейчас, смеясь, об этом рассказывает сам директор одноименного Театра "Балтийский дом" Сергей Шуб, он пришел в банк брать… кредит на проведение первого Международного театрального фестиваля "Батийский дом". Это было 20 лет назад. А теперь режиссеры с мировым именем – Эймунтас Някрошюс, Алвис Херманис, Люк Персеваль и многие другие – считают за честь приехать осенью в Петербург со своим спектаклем. Многие имена были для России открыты именно здесь, на "Балтдоме". В том числе имя шумного, энергичного, пугающего и восхищающего, но равнодушным никого не оставляющего украинца Андрея Жолдака. С ним связана кульминация юбилейного фестиваля. 7 октября в рамках его программы будет сыграна премьера постановки "Москва – Петушки", где в главной роли Венечки Жолдак выведет на сцену… любимого актера Някрошюса спокойного и по-прибалтийски неспешного Владаса Багдонаса. Вот уж правда: вода и камень, лед и пламень. Однако, познакомившись, они друг другу сразу же понравились. И репетировать Багдонас согласился с энтузиазмом. Что из этого выйдет – увидим на фестивале. Что еще мы увидим? Тем, кто любит театр, я бы порекомендовала на те две недели, с 27 сентября по 10 октября, что будет проходить "Балтийский дом", взять отпуск. Потому что ни один из заявленных в программе спектаклей пропустить просто невозможно. Откроется форум "Отелло" Някрошюса. Вообще, театр "Мено Фортас" больше не играет его, но ради Петербурга Нярошюс пошел на однократное возобновление этого мощного сценического полотна о любви и смерти, сопровождаемого аккордами Зденека Фибиха. Затем этот же литовский театр сыграет "Идиота", свою последнюю премьеру, которую обе столицы имели счастье посмотреть еще в прошлом году (на "Балтдоме" и во время "Сезонов Станиславского"). Попрощаться с еще одним спектаклем доведется пришедшим на "Маскарад" Римаса Туминаса, который поставил его в Малом театре Вильнюса. Событие грустное. Спектакль – живой организм. Но, как верно прокомментировал это событие Сергей Шуб, у каждого спектакля есть срок годности, отведенный ему на жизнь период, который рано или поздно закончится. И в этом нет трагедии. Таков порядок вещей. От поляков будет Кристиан Люпа со своим объехавшим уже всю Европу спектаклем "Персона. Мэрилин", посвященным Мэрилин Монро. Если не помешают внешние обстоятельства, всем нам, увы, известные и понятные, то в Петербург приедет уникальная постановка Тбилисского театра имени К.Марджанишвили "Дама с собачкой" (режиссер Леван Цуладзе). "Кто попадет на этот спектакль, тот счастливчик", – отозвались о ней организаторы фестиваля. Когда-то, тоже очень давно, на Фестивале "Балтийский дом" появился вдумчивый и очень ясно говорящий латыш. Тогда никому из горожан не известный. Им был Алвис Херманис, который с каждым годом все больше и больше влюблял в себя не очень приветливую публику промозглого Питера. Его "Долгую жизнь" уже привозили на фестиваль несколько лет назад. Но кто сможет отказаться посмотреть его еще раз и снова пережить те волнующие эмоции, которые дарит путешествие вместе с этим спектаклем по волнам нашей общей человеческой памяти? Из Амстердама в Петербург приедет Тонеельгруп со своей интерпретацией пьесы Жана Кокто "Человеческий голос". Москва тоже пошлет на "Балтдом"-2010 своих делегатов. Школа современной пьесы покажет "Дом" режиссера Иосифа Райхельгауза, МТЮЗ – "Медею" Камы Гинкаса (кроме того, можно будет увидеть работы учеников этого мастера), Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина – постановку "Жизнь удалась" (режиссеры Михаил Угаров и Марат Гацалов), а Театр. doc представит спектакль "1.18", еще одну работу Угарова. Петербургская программа пока что формируется, о ней мало что известно. На пресс-конференции, которую собрал Театр "Балтийский дом", прозвучало пока что только два названия: "Салемские колдуньи" театра на Васильевском и "Гамлет" Александринского театра. Однако точно известно, кто будет закрывать юбилейный фестиваль. Новый спектакль Люка Персиваля "Дети Солнца", который режиссер поставил по пьесе Максима Горького на сцене гамбургского театра "Талия". 30 Сентября 2010, ЧетвергИграем Аркадия Аверченко30 октября в ярославском Театре им. Ф.Волкова состоится премьера спектакля «Чертова дюжина» по А.Аверченко. В начале минувшего века популярность этого писателя была огромна, его рассказами зачитывались и вокзальные носильщики, и члены царской семьи. Сегодня имя Аркадия Аверченко известно лишь узкому кругу. Волковский театр решил вспомнить «короля смеха» XIX века и «русского Марка Твена», вернуть зрителям его юмор – «краснощекий и толстокожий», «беспартийный» и асоциальный, пропитанный добродушием и неистребимым жизнелюбием; наполнить пространство сцены сочным языком и заселить ее колоритными персонажами… Так родился замысел комедии «Чертова дюжина», которую ставит Александр Кузин. Пьеса Ольги Никифоровой, созданная по рассказам А.Аверченко, необычна. В зависимости от желания режиссера она может состоять из разного количества новелл. В спектакле Волковского театра – в соответствии с названием – новелл будет 13. Объединяет их тема, иронично обозначенная режиссером так: «Поговорим о странностях любви». Красивые женщины, чертовски привлекательные мужчины, пикантные ситуации из серии анекдотов про любовника в шкафу – все будет в спектакле. При этом в пьесе нет ни грамма пошлости и вульгарности. «Аверченко – это повод счастливо избежать на сцене пошлости, при этом сделать веселый игровой спектакль», – отмечает Ольга Никифорова. Имя постановщика спектакля Александра Кузина хорошо известно в театральных кругах. Режиссер, театральный педагог, профессор Ярославского государственного театрального института. Заслуженный деятель искусств России, шестикратный лауреат областной премии имени Федора Волкова за заслуги в области театрального искусства. Александр Кузин окончил актерский, а затем режиссерский факультет Ташкентского театрального института. Снимался в кино, сыграл более 40 ролей в театре. Был главным режиссером ярославского ТЮЗа. Поставил 90 спектаклей, в том числе за рубежом. В комедии «Чертова дюжина» заняты актеры, любимые многими зрителями, – народная артистка РФ Наталья Терентьева, заслуженные артисты РФ Валерий Кириллов, Ирина Сидорова, Евгений Мундум, а также Александра Чилин-Гири, Николай Шрайбер, Алексей Кузьмин… Дебютным выходом на сцену спектакль станет для артистов, пришедших в труппу в новом сезоне, – Владимира Майзингера, Елены Шевчук, Юрия Круглова и Анны Ткачевой. Один из главных персонажей комедии, объединяющий все истории единой канвой, – Рок. В этом неожиданном образе предстанет Валерий Кириллов. Его герой предложит нам посмеяться над человеческими слабостями и пороками, над бесшабашностью, неуемной людской натурой, глупостью и самоуверенностью… Музыку для спектакля написал Игорь Есипович. На сцене будет живой оркестр из актеров, играющих на альте, фортепиано, гитаре, баяне, барабане и контрабасе. Как оказалось, в труппе Волковского есть еще и замечательные музыканты! Сценическое решение спектакля принадлежит начинающей художнице Анастасии Бугаевой. Ее имя открыл фестиваль БТР, на котором были выставлены макеты студенческих спектаклей, созданные Анастасией во время учебы в Школе-студии МХАТа. Декорации, придуманные художницей для «Чертовой дюжины», – это открытое светлое пространство. Действие спектакля будет разворачиваться в атмосфере элегантной беззаботности и в то же время непредсказуемости и тайны… 21 Сентября 2010, ВторникМужская паникаВ Московском театре «Эрмитаж» театральная компания «Гагарин-продакшн» представит 21 и 22 сентября премьеру спектакля «Паника. Мужчины на грани нервного срыва». Автор комедии, молодой финский драматург и режиссер Мика Мюллюахо, директор Национального театра Финляндии. Продюсер спектакля Йоэл Лехтонен, известный также как весьма перспективный режиссер. Музыка Найка Борзова. В ролях: Григорий Антипенко, Константин Карасик, Владимир Скворцов. Это – комедия о мужчинах, находящихся в том среднем возрасте, который так часто рифмуется с понятием "кризис". Живые диалоги, узнаваемые ситуации, комические перевертыши, пародия на психоанализ, упругий ритм мегаполиса - все это есть в пьесе. 19 Сентября 2010, Воскресенье« Театральные издания Европы»С 19 по 25 сентября в рамках II Международного театрального фестиваля «АКАДЕМИЯ» (Омск) состоится конференция «Театральные издания Европы». Пройдут творческие встречи, круглые столы по проблемам развития современного театрального искусства, взаимоотношений театра и средств массовой информации, презентация российских и зарубежных изданий, освещающих театральные проблемы. В этом году расширится круг приглашенных журналистов и театральных деятелей со всего мира. В обсуждении примут участие известные театральные критики из России, Польши, Великобритании, Германии, Канады, Китая, Болгарии. 10 Сентября 2010, ПятницаНовые приключения носатой марионеткиЭтой осенью в Москве состоится премьера спектакля «Пиноккио» знаменитого французского режиссера Жоэля Помра в рамках официальной программы Года Франции в России. Премьера спектакля «Пиноккио» – копродукция компании «Луи Бруйар», театра «Практика» и Центра им. Вс. Мейерхольда, Международного фестиваля Театра для детей «Большая Перемена», Французского культурного центра в Москве, Французского института в Санкт-Петербурге. Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Culturfrance. Сюжет сказки Карло Коллоди известен каждому школьнику. К нему немало обращались в кино и в театре, но редко меняли текст, видимо из уважения к автору. Жоэль Помра, который всегда работает только со своими текстами и создает пьесу в процессе работы над спектаклем, переосмысливает, переписывает историю «Пиноккио» и пересматривает приключения живой марионетки, делая язык пьесы современнее, а действие более динамичным. Таким образом, он поднимает для разговора с детьми казалось бы совсем не детские вопросы: проблемы отцовства, страх бедности, как отплатить добром человеку, давшему тебе жизнь? как стать взрослым и остаться свободным? как не поддаваться соблазнам и стать достойным человеком? как научиться любить и прощать. Жоэль Помра – драматург и режиссер, одно из главных театральных открытий Франции последних лет, режиссер, заставляющий по-новому взаимодействовать текст и сценическое пространство, сюжет и образ. В 1990 году он создал собственную труппу «Компани Луи Бруйяр» (Луи Бруйяр – несуществующий персонаж, литературная маска, придуманная Помра, чтобы запутать публику). «Компани Луи Бруйяр» ставит в среднем по одной пьесе Жоэля Помра в год, но собственной площадки не имеет, ее спектакли выходят на разных сценах в разных городах Франции. В 2004 году благодаря успеху спектакля «К миру» «Компани Луи Бруйяр» начинает много гастролировать и вскоре становится одной из самых заметных и востребованных французских трупп, работающих с современной драматургией. В 2006 году сразу три спектакля Помра – «К миру», «Красная шапочка» и «Торговцы» – показываются в рамках юбилейного шестидесятого Авиньонского фестиваля. В 2007 году Помра удостаивается Гран-При в области драматургии за пьесу «Торговцы». В этом же году «Компани Луи Бруйяр» становится на три года резидентом возглавляемого Питером Бруком Театра Буфф дю Нор, на сцене которого в октябре 2007 года выходит его новый спектакль «Я дрожу», названный театральным обозревателем газеты «Ле Монд» Фабьен Дарж самой завершенной работой режиссера. В 2008 году Жоэль выпускает на сцене театра «Одеон» в Париже мощную, зрелищную работу - спектакль «Пиноккио». С театром Практика французский режиссер сотрудничает не в первый раз. Его спектакль «Этот ребенок», построенный как сцены из обыденной проблемной жизни детей и их родителей, впервые был показан на фестивале «Большая перемена» и вот уже несколько лет с успехом идет в «Практике». 28 Июля 2010, Среда«Нижинский»28 июля на сцене Театра им.В.Ф.Комиссаржевской состоится премьера спектакля «Нижинский». Это совместный проект Санкт-Петербургского Академического драматического театра им.В.Ф.Комиссаржевской и Театральной компании «Д.Ж.Е.М.» Спектакль посвящен 100-летию Дягилевских сезонов. Спектакль «Нижинский», посвященный великому танцовщику Вацлаву Нижинскому, состоит из двух частей. Первая часть «Чувство» создана по дневникам великого танцовщика, где находят отражение фрагменты личной жизни Нижинского, его отношения с Дягиливым, с женой Ромолой. Вражда со всем миром, трагические события двадцатого века, первая мировая война и революция в России, непростые отношения с Богом, расстройство личности и как итог - психиатрическая лечебница. Исследователи творчества Нижинского до сих пор спорят, сошел ли он с ума или лишь симулировал безумие, дабы не общаться с человечеством. Автор идеи и режиссер – Ольга Обуховская. Актерский состав: н.а.России Фарух Рузиматов, з.а.России Борис Ивушин, Ольга Обуховская, Сергей Янковский и артисты балета Вторая часть «Соло» - премьера сольной программы звезды мирового балета Фаруха Рузиматова на музыку И.С.Баха. Эти два имени связывает необычайный, трагический талант. Именно они заставили забыть о вспомогательной роли мужчин в балете. Оба танцовщика совершили переворот в мужском танце и хореографии и нередко были первыми исполнителями новых партий. Вацлав Нижинский и Фарух Рузиматов История жизни гениального танцовщика Вацлава Нижинского – одна из загадочных страниц летописи балета. Его «звезду» открыл и показал миру знаменитый Сергей Дягилев, но именно он сделал все для того, чтобы судьба Вацлава Нижинского оказалась столь трагичной… Творческая жизнь Фаруха Рузиматова кажется более благополучной, тем не менее, в судьбе этого артиста были свои взлеты и падения, ошибки и невероятные зигзаги. Также, как и Вацлав Нижинский, в 18 лет его приняли в труппу Мариинского театра, где он, как и Нижинский, танцевал «Шопениану», «Шехеразаду», «Жизель» и пр. Оба танцовщика совершили переворот в мужском танце и хореографии, заставив забыть о нелестном определении мужчин в балете, как «костылей» для ведущих исполнительниц главных партий. Оба были нередко были первыми исполнителями новых партий. Западная пресса, изощряясь в придумывании комплиментов премьеру Мариинского театра, называла его «танцующим леопардом» (Британия), «золотым танцовщиком века» (Америка), scene animal (Япония). Анастасия Волочкова, которая часто называет Рузиматова одним из своих любимых партнеров, уверена: «Фарух – это мужчина удивительной красоты. Такое открытое лицо и спокойная доброжелательная улыбка, как у него, могут принадлежать только благородному человеку». Фарух Рузиматов исполнил ведущие партии практически во всех балетах классического репертуара, сотрудничал с труппой American Ballet Theatre, создал Фонд «Возрождение танцевального искусства» (www.ruzimatov.ru) для реализации российских и международных проектов в области классического балета, сохранения классического и современного наследия балетного театра. В 2007 г. Фарух Рузиматов решился на эксперимент и стал художественным руководителем балета Михайловского театра. За время работы Фаруха Рузиматова в этой должности (2007-2009 гг.) труппа подготовила ряд новых постановок, успешно выступила в Лондоне, Венеции, Токио и других городах Японии, театр был номинирован на высшую британскую премию в области танцевального искусства (National Dance Awards). Говоря о Нижинском и Рузиматове, которых разделяет столетие, нельзя не заметить, что внешность Нижинского можно назвать ангельской – в нем сочеталась какая-то детскость и наивность большого красивого ребенка. Внешность Фаруха многие называли демонической. Не случайно именно на него был поставлен спектакль о Григории Распутине. Но в танце каждый из них открывал то, что каждый раз удивляло публику. Из интервью с Фарухом Рузиматовым: О ролях: Исполняя партию, я никогда не учу внутреннюю роль героя и не превращаю себя в него. Скорее, я всегда исполнял самого себя. На сцене есть только мои переживания, эмоции и чувства. Это мой внутренний мир, который я выношу на сцену, и насколько он будет убедителен, не мне судить. О свободе: Я думаю, что свобода это такое состояние, которое либо есть, либо нет. Оно не дается и не отбирается кем-то. Это внутреннее состояние. Можно и в тюрьме быть свободным. Не могу сказать, что я полностью внутренне свободен. Но ведется непростая работа над возможностью быть наедине с самим собой. Жизнь танцовщика Конечно, с одной стороны, век танцовщика короток, но, с другой… Я думаю, что все зависит от человека, от его отношения к профессии, желания танцевать – от его любви к этой профессии. Пока человек стремится духовно развиваться, не останавливается на достигнутом, не появляется так называемый звездный статус, пока человек чувствует себя внутри учеником, он будет расти. Когда человек останавливается, ему становится неинтересно – он начинает стареть. Все останавливается. О главном: Я не люблю оценивать масштаб влияния и роль того, что я делаю. Для меня намного важнее находиться в гармонии с самим собой на сцене - это и есть тот стимул, который заставляет меня выходить на сцену. Все зависит от того, как человек воспринимает мир. Есть такая притча. Человек приходит в город, останавливается у ворот и говорит: «Я пришел из города, где все сплошные жулики, обманщики и воры. А как в вашем городе?» Ему отвечают: «Знаешь, у нас тоже жулики, воры и мошенники». Через некоторое время приходит другой человек и спрашивает: «Как здесь, в вашем городе?» «А как было в том городе, откуда ты пришел?» «Там прекрасный город, великолепные люди, добрые и внимательные». «Ты знаешь, у нас то же самое – внимательные, добрые люди». Вацлав Нижинский: Вацлав Нижинский родился в Киеве, похоронен на кладбище Монмартр в Париже. Он прожил 61 год, 33 из которых находился в безумии. Он окончил Петербургское театральное училище, был принят в труппу Мариинского театра и почти сразу приглашен Сергеем Дягилевым для участия в знаменитом балетном сезоне 1909 года, где внезапно прославился. Критики называли его «восьмым чудом света», великая Сара Бернар назвала его гением. «Он опровергнул все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве…» — писал о Нижинском французский сюрреалист Жан Кокто. Нижинский стал открытием Дягилева, первым танцовщиком, а потом и хореографом труппы. «Весна священная», написанная Стравинским в атональной системе и хореографически построенная Нижинским на сложных комбинациях ритмов, стала одним из первых экспрессионистских балетов. Нижинский оказался смелым и оригинально мыслящим хореографом, открывшим новые пути в пластике, вернувшим мужскому танцу былой приоритет и виртуозность. Остались воспоминания о «летающем» Нижинском. Он обладал способностью буквально «зависать» в воздухе. Во время прыжка он мог сделать более десяти вращений, расстояние от авансцены до задника Вацлав покрывал одним прыжком. Личная судьба Нижинского, тесно переплелась с творческой и оказалась по-настоящему трагичной. В дом Дягилева Нижинского привел Бакст. Сергей Дягилев, будучи на двадцать лет старше Вацлава, очень быстро смог пробиться сквозь замкнутость юноши и сделать его личной собственностью. О нетрадиционной сексуальной ориентации Дягилева знали все. Наверное, знал о ней и Нижинский. Но, познакомившись с Дягилевым, в свои 19 лет он не смог сопротивляться его мощной энергии. Они стали близкими друзьями и везде появлялись вместе. К «Русским сезонам» 1909 года были подготовлены специальные балеты, которые поставил Михаил Фокин. Главные партии в них танцевал Вацлав Нижинский. В считанные дни он стал звездой первой величины мирового масштаба. Молодая венгерская красавица Рамола, дочь примадонны главного венгерского театра, впервые увидев выступление труппы Дягилева в 1912 году в Будапеште, влюбилась стразу и навсегда. Именно она сумела сломать золотую клетку, куда посадил гениального танцовщика Дягилев. Через год она стала членом труппы и, поехав вместе со всеми (за исключением Дягилева) на пароходе в Южную Америку, вышла на берег уже невестой Нижинского. Судьба танцовщика была решена, Дягилев разорвал с ним всяческие отношения, революция и Первая мировая война разлучила Нижинского с родиной, и через некоторое время мозг гения начал погружаться в темноту…Начались приступы шизофрении, по свидетельствам некоторых современников и исследователей – наследственной болезни в семье Нижинских. Все 33 года безумия Рамола не оставляла мужа – он умер у нее на руках в 1950 году в Лондоне… 23 Июня 2010, Среда«Анна»23 июня в Центре имени Вс.Мейерхольда состоится премьера спектакля «Анна». В роли Анны Тимиревой – Анастасия Бусыгина, голос адмирала Колчака – Георгий Тараторкин, музыка Дианы Арбениной, режиссер – Анна Фекета, художник – Иван Миляев. 23 июня в Центре имени Вс.Мейерхольда состоится премьера нового театрального проекта «Анна» – спектакля о любви. Любви пронзительной и невероятной. Любви до, во время и после. О любви во имя и вопреки. О любви-боли и о любви-счастье. Это история, в которую невозможно было бы поверить, если бы она не случилась на самом деле, – спектакль посвящен памяти адмирала Александра Колчака, его судьбе и истории любви к Анне Тимиревой (Анастасия Бусыгина). Действие постановки разворачивается уже после трагической смерти Колчака, когда Анна находится в карагандинском лагере Карлаге. Основой для спектакля послужила подлинная переписка адмирала и его возлюбленной. Он и Она, их душевная связь, их диалоги стали частью постановки. В спектакле Александр Васильевич Колчак говорит голосом народного артиста России Георгия Тараторкина. Для него предложение озвучить легендарного адмирала стало в некотором роде продолжением романа с этим героем – несколько лет назад Георгий Тараторкин сыграл роль Колчака в одноименном спектакле Иркутского драматического театра имени Н.Охлопкова: «Встреча с такими судьбами, как Колчак – встреча навсегда. И новой возможности прикосновения к его судьбе я был рад. Этот спектакль о судьбе Анны Тимиревой, но ее судьбы нет вне судьбы Колчака». Но историческая канва – лишь одна из граней спектакля. «Мы пропускали историю через себя, искали средства, чтобы передать ее бережно и глубоко. Передать с любовью. И передать Любовь – ощущения, выходящие за пределы какого-либо времени, – говорит режиссер спектакля Анна Фекета. – Так родилась форма спектакля – в соединении слова, пластики и музыки, в соединении языка романсов начала ХХ века с пронзительными песнями Дианы Арбениной». Этот спектакль о любви. О любви, которая больше смерти. Любви, которая помогает даже тогда, когда становится воспоминанием, побеждая клевету и разлуку, время и расстояние. О любви – самопожертвовании и любви – умении жить мгновениями, которые становятся вечностью, и о том «солнечном сиянии», что, согревая изнутри, прорастает светом… Спектакль «Анна» – о любви достойной, которая не закончилась и продолжает жить и после смерти обоих героев, и каждый, кто обращается к этой теме, видит и читает эту историю по-разному. Ведь «Анна» – не первое художественное осмысление истории любви этих людей. На наших глазах Александр и Анна становятся легендой, превращаются в героев великого мифа о Любви, каким когда-то стали адмирал Нельсон и леди Гамильтон. 11 Июня 2010, ПятницаМастер-класс Константина Райкина11 июня в Центре имени Вс.Мейерхольда состоится мастер-класс Константина Райкина «Разговор о профессии», при участии студентов 1-го курса Школы-студии МХАТа. Публичные мастер-классы в ЦИМе стали традиционными для московского сезона. На откровенные разговоры о современном состоянии режиссерской профессии, о театральной педагогике приходит самая разнообразная публика. Мастер-классы на сцене ЦИМа устраивали Лев Додин и Андрей Могучий, Дмитрий Крымов и Андрей Хржановский, Валерий Белякович и Вячеслав Кокорин, и многие другие. Глава «Сатирикона», одного из самых заметных театров Москвы, Константин Райкин приглашен Центром имени Вс.Мейерхольда дать на большой сцене публичный мастер-класс. Из всех занятий Константина Райкина педагогическая деятельность, которой он крайне успешно занимается уже много лет, – по своей природе самая незаметная для широкого зрителя. Нам захотелось уделить этой грани таланта любимого мастера чуть больше внимания. |