Фигуру Юрия Башмета, выдвинутого Нижегородской филармонией, в равной мере трудно назвать и спорной, и бесспорной. С одной стороны, только ленивый не наградил Башмета орденом, медалью, дипломом, и Госпремия будет выглядеть в этом списке данью спохватившегося государства, которому и надо бы отметить первого альтиста на континенте, но в принципе абсолютно все равно когда: вчера или послезавтра. Концертные программы 1992 – 2000 годов, послужившие поводом для выдвижения Башмета, безусловно, все это время вызывали пристальный интерес: здесь нелишним будет вспомнить о премьерах сочинений современных композиторов, которые альтист без устали представляет публике.
Наконец-то – иначе не отреагируешь на выдвижение Московской филармонией Наталии Гутман. Опять-таки можно взять какие угодно ее концертные программы – хоть 1995 – 2000 годов, хоть любых других лет. На сцене – всегда большой художник, игра которого исполнена подлинного вдохновения.
Волею Московского музыкального общества в число соискателей попал – и совершенно справедливо – Марк Горенштейн, создатель и художественный руководитель одного из самых любопытных российских симфонических коллективов – оркестра "Молодая Россия". Именно своей молодостью и располагает к себе этот коллектив. Безусловно, она отражается на его темпераменте при весьма высоком уровне мастерства.
Александр Дмитриев, бессменный руководитель Второго симфонического оркестра Петербургской филармонии с 1977 года, имеет заслуженную репутацию эрудита, профессионала и человека высокой культуры, впрямую наследующего высоким традициям дирижирования немецко-петербургской школы, и являет собою тип музыканта, нехарактерного для нашего времени: он абсолютно лишен эгоцентризма, несуетен, сдержан и предан работе. Дмитриев не пожалел времени и титанического труда, осваивая такое циклопическое сочинение, как так называемая "Симфония тысячи участников" Малера (Симфония № 8), впервые в стране исполнил ораторию Генделя "Сила музыки".
Очевидно, как раз получение Государственной премии могло бы способствовать продвижению на концертную эстраду сочинений Арифа Мирзоева, оказавшегося в числе соискателей благодаря Московскому азербайджанскому обществу. Произведения, за которые он номинируется, написаны уже довольно давно ("Январские пассионы" – 10 лет назад, "Органная симфония памяти И.-С.Баха" – 16), но практически не звучали. Правда, на них обратили внимание за границей – "Симфония" прозвучала в Вестминстере и Вашингтонском кафедральном соборе. Наверное, это тоже аргумент в его пользу.
Очевидно, длиной списка номинированных музыкантов, к тому же составляющих серьезную конкуренцию, можно объяснить тот факт, что в разряд музыкальных просветителей попали Эдуард Грач и Виктор Афанасьев. Известный скрипач Эдуард Грач выдвинут за создание камерного оркестра "Московия" – по существу, студенческого ансамбля. Или именно в этом обстоятельстве и усматривается особое просветительское направление пути маэстро?
Творчество генерала Виктора Афанасьева, возглавляющего музыкальные ресурсы Министерства обороны, очень полюбилось газете "Вечерняя Москва", которая и выдвинула маэстро. Отдельный показательный оркестр и Симфонический оркестр МО под его руководством действительно бороздят российские просторы, привлекая внимание к музыкантам с погонами на плечах. Однако уровень звучания этих коллективов, как и дирижерский уровень самого Афанасьева, порой забывающего в нужный момент взмахнуть палочкой, оставляют желать чего-то большего.
Что касается Святослава Бэлзы, то он Святослав Бэлза – и этим уже все сказано. Разумеется, Бэлза – великий и ненавязчивый просветитель. Кто еще с такой непринужденностью и изяществом может пересказать, к примеру, сюжет "Сказок Гофмана"? Святослав Игоревич выдвинут за цикл телепередач "Шедевры мирового музыкального театра". Очень познавательный цикл. И шедевры в нем – действительно шедевры.
Весьма достойными представляются нам кандидаты, пропагандирующие произведения для детей и юношества.
Виктору Попову, сумевшему провести своих поющих детей от пионерской песни к классическим высотам, нужно не просто Госпремию дать, а памятник поставить. Он оказался способным воспитывать сразу несколько юных поколений, подбирая для каждого из них достойный репертуар, работать в разных стилях, давать начинающим музыкантам отличное базовое образование и возможность общаться с известными музыкантами, привлекая своих "академиков" к исполнению крупных ораториальных и хоровых произведений. Но, наверное, главная заслуга Виктора Попова в том, что в переломный социально-культурный момент он не лишил детей детской песни.
Команда "Метро" в составе Я.Стоклосы (композитор, музыкальный руководитель, дирижер), Я.Юзефовича (режиссер-постановщик, балетмейстер), Ю.Ряшенцева (поэт), М.Долидзе (художник по костюмам), А.Вайнштейна, Е.Гечмен-Вальдек и В.Тартаковского (авторы русской версии и постановки), В.Боровинских и Т.Дольниковой (исполнители главных ролей) перевернула российское представление о мюзикле, явив нам супермолодежное и суперпрофессиональное шоу. (И все же Комитет по культуре г.Москвы, заявивший "Метро" в номинации "Для детей и юношества", возможно, немного поторопился: не лучше ли было бы дождаться следующих спектаклей этой команды, которая надеется обрести в обозримом будущем собственное мюзик-холльное здание?)
Почему с подачи Московской филармонии одареннейший "многостаночник"-джазмен Георгий Гаранян, талант и страсть которого к джазу в разных его ипостасях абсолютно неоспоримы, внесен в кандидаты на Госпремию в номинации "Эстрадное и цирковое искусство", совершенно неясно. Эстрада и джаз – разные планеты, Георгий Гаранян, житель обеих планет, при всех его достижениях сегодня не делает погоды ни на одной из них.
Зато дрессировщику Николаю Павленко, оказавшемуся со своими "Суматранскими тиграми", как и в прошлом году, в одной "упряжке" с эстрадой, кажется, сам доктор прописал Госпремию. Его аттракцион – безусловно, одно из высших достижений современного цирка. Неужели и на сей раз эстрада перекроет цирку дорогу?
|