Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Антиквар |
|
№ май (8) май 2001 2001г. |
Рубрики разделаАрхив
Счётчики |
![]() |
Российский антик-рынокРыночные уроки Игоря ГрабаряРоссийский антик-рынок
К 130-летию И.Э. Грабаря (1871-1960) прошли выставки, представляющие его творчество и обширнейшую музейную деятельность. Но почти не упоминался его интереснейший опыт в области торговли искусством. Зимой 1921-1922 годов создается Выставочный комитет по проведению Выставки русского искусства в Америке (США). В него вошли И.Д. Сытин - известный издатель и деятель культуры, С.А. Виноградов - активный участник Союза русских художников, скульптор С. Т. Коненков и К. А. Сомов, как представитель интересов петербургских художников. Был приглашен и И.Э.Грабарь. Он впоследствии стал главной движущей силой этого предприятия. Им был составлен каталог. Он приглашал художников-россиян, живших тогда в Париже. Отъезд в Америку - пароходом из Риги - был намечен на ноябрь 1923 г. Грабарю было поручено заехать в Мальмё (Швеция), где из-за войны 1914 г. застряли картины русских художников. Он присоединяет их к предстоящей выставке. Участников ее тщательно отбирали на специальной комиссии в Москве. Из писем И. Э. Грабаря к жене представляется четкая картина этой масштабной американской выставки-продажи: всего было продано 93 вещи, т.е. более 10% всего выставленного, на сумму около 50 000 долларов, что считалось грандиозным успехом в связи с общим застоем художественного рынка. Наибольший интерес вызвали Кончаловский, Петров-Водкин, Машков, Александр Яковлев, Лентулов, Колесников, Борис Григорьев, Сорин и особенно Коненков и, конечно, сам Грабарь, всегда прекрасно продававший себя любимого. В перечне имен - по сей день наиболее рыночно востребованные мастера. Актуальным и сегодня остается письмо-обращение к художникам. Грабарь писал из Нью-Йорка в марте 1924 г.: "Дорогие друзья, те соображения, расчеты, надежды, которые были у всех нас в Москве, оказались в значительной степени не отвечающими тем условиям жизни как общей, так и художественной. Все мы были введены в злостное заблуждение рассказами об американских богачах, не знающих куда девать деньги, россказнями о баснословных ценах на картины вообще и в частности на произведения Рериха, Сорина и других русских художников. Рерих еле ноги уволок отсюда, занимал деньги у богачей. Мы хватили в своих оценках такие тысячи долларов, что американцы со смеху покатывались. Если бы мы все эти цифры так и оставили, мы провалили бы все дело. Кустодиев - милый, скромнейший человек, поставил за свои вещи по 20 000 и 15 000 долларов, Чехонин за миниатюрки хватил по 600 долларов. Ведь все это сплошные анекдоты. Что было нам делать? Либо идти на то, что вся выставка вернется обратно, либо приспособить цены к действительным и реальным условиям рынка. В Америке платят и большие деньги, но только за имена. Больше всего платят, конечно, за Рембрандтов и Веласкесов. А русских вообще не знают, или знают только Бакста и кое-кого из парижских кругов. Все мы, приехавшие сюда, абсолютные нули для них в смысле имен, притом все мы равны между собою в этом нулевом уравнении. Сначала надо добывать себе имена". Как мало изменилось российское самосознание за прошедшие 80 лет! Русским и по сию пору кажется, что только их искусство ждут в Европе и Америке. И как жаждут отмены Закона о вывозе! Забыт и печальный опыт 1980-90-х годов, когда возникла благоприятная рыночная конъюнктура для русской иконы, авангарда и эмали. Русские ломанули на Запад и обвалили рынок. Нужна индивидуальная, кропотливая и ежедневная работа. Работа на своей территории. Учитесь у истории, господа антиквары! Также в рубрике:
|