Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Антиквар |
|
№ август (31) август 2003г. |
Рубрики разделаАрхив
Счётчики |
![]() |
История собирательстваКоллекция князей СеверныхИстория собирательства
Продолжателем грандиозных коллекционных подвигов Екатерины II был ее сын Павел I. В сентябре 1781 года великий князь Павел Петрович с супругой Марией Федоровной отправились в путешествие по Европе. Екатерина II придавала большое значение путешествию будущего наследника трона. Но оно носило частный характер, и Екатерина настояла на том, чтобы юная чета на время путешествия приняла титул графа и графини Северных. Путешествие длилось больше года - чета вернулась в Петербург в ноябре 1782 года. За ними двигались возы, груженые картинами, мебелью, гобеленами, скульптурой и фарфором. Многие вещи они получали в подарок от королевских особ, но еще больше произведений искусства заказывали и покупали сами, имея в виду оформление Каменноостровского дворца и тогда только проектируемого дворца в Павловске. Молодая чета была хорошо образованна. Павел Петрович свободно говорил и писал на немецком и французском, был хорошо подготовлен по истории, географии и математике. Мария Федоровна к тому же хорошо рисовала и занималась резьбой по кости. В их небольшой свите был знаменитый знаток искусств князь Н. Б. Юсупов. Во время своего путешествия они живо интересовались различными областями искусства, посещали мастерские художников. По моде того времени увлеченно осматривали антики, как тогда говорили. В Неаполе и Риме Павел Петрович приобрел античные подлинные предметы и несколько копий для своей коллекции. Из Италии в Павловск были присланы и две порфировые античные колонны, использованные впоследствии в отделке будуара Марии Федоровны. В Риме чета посетила мастерскую популярнейшего в то время Помпео Батони (1708 - 1787). Для подарка императрице-матери у него было куплено знаменитое "Святое семейство". Юсупов заказал у него же портреты великого князя и Марии Федоровны. А великая княгиня в свою очередь купила у Батони его копию "Марии Магдалины" Корреджо. А у его ученика - немецкого художника Иоганна Цульмана она заказала две копии своих портретов в натуральную величину и шесть погрудных портретов в овале. Париж и Версаль, двор Людовика XVI произвели на молодую чету большое впечатление. Французский король вручил им грандиозные дары - шестнадцать шпалер (из них четыре шпалеры "Залы Ватикана" скопированы с фресок Рафаэля). Среди подарков были и две огромные фарфоровые вазы темно-синего фона в бронзовой оправе. Севрский фарфор настолько покорил Марию Федоровну, что в Париже было закуплено различных сервизов и ваз на 300 тысяч ливров. А роскошную мебель супружеская чета приобрела у знаменитых королевских мебельщиков Анри Жакоба, Карлена и Вайсвалера. Любимейшим детищем Павла I была коллекция Михайловского замка, в которой находилось около 150 живописных полотен, преимущественно европейских школ. Картины располагались в жилых покоях императорской четы, великих князей Александра Павловича и Константина Павловича. По воле императора в замке была создана анфилада специальных художественных галерей с продуманной экспозицией - зал антиков, галерея Рафаэля, галерея Арабесок, галерея Лаокоона, Воскресенский зал. В покоях Александра Павловича располагался огромный Картинный зал, где размещались крупномасштабные полотна исторического и мифологического содержания, архитектурные ведуты. Павел успел приобрести лишь сорок восемь картин, девяносто семь полотен были перенесены в замок из Эрмитажа. Самым крупным павловским приобретением было полотно Рубенса "Союз Земли и Воды". В коллекциях Павла впервые появляются работы русских художников. В Воскресенском зале была серия картин на сюжеты отечественной истории. В интерьерах разместились пейзажи с видами Павловска, Гатчины и Царского Села, а также изображение Михайловского замка кисти Ф. Я. Алексеева (1755 - 1824). Продолжая собирательскую деятельность императорского дома, Павел I ощущал себя преемником великого прадеда, считавшего коллекционирование делом государственной важности. В 1796 году император выступил инициатором создания полного каталога Эрмитажа, который вплоть до середины XIX века и оставался основным музейным каталогом. Также в рубрике:
|