Эрмитаж - вековая кладовая антикварных приобретений
История собирательства
В период юбилейных торжеств Санкт-Петербурга стоит вспомнить об антикварной истории города. Именно величавый Эрмитаж на берегу Невы стал первым хранилищем антикварных приобретений российских самодержцев. Основа его была заложена Петром I (о чем мы писали в предыдущем номере). Но годом основания Эрмитажа считается приобретение большой европейской коллекции дочерью императора - Елизаветой Петровной.
Летом 1745 года было объявлено о намерении императрицы завести картинную галерею в Царском Селе. Она поручила придворному живописцу или как тогда говорили - гофмалеру немцу Г. Х. Грооту "комиссию по закупке картин". Тот запросил у императрицы "потребные ему двенадцать тысяч рублей". Гофмалер предлагал выдать "наперед" не всю сумму, а лишь ее половину, а если после привоза картин они "явятся неугодны, то имею я все картины оставить себе, а полученные мною деньги возвращу бесспорно". Гроот для первой и столь крупной закупки отправился в Прагу, в которой он бывал прежде. В то время она имела славу крупнейшего европейского художественного центра. При дворе Рудольфа II работали многие прославленные итальянские, австрийские и нидерландские мастера. Огромное его собрание в то время начало распродаваться. Обо всем этом Гроот был хорошо осведомлен. Он отобрал произведения, составил список, а непосредственную перевозку картин осуществлял его помощник Л. К. Пфандцельт - впоследствии первый реставратор Эрмитажа. В мае 1746 года купленные картины прибыли в Петербург. Всего Гроот выписал для картинной галереи в Царском Селе 195 предметов искусства, кроме картин, были приобретены также мелкая пластика и мебель. Впервые в России появились произведения прославленных живописцев - Тициана, Рубенса, Рембрандта, Я. Бота, Д. Тенирса, А. Ван де Вельде. Так была заложена основа Эрмитажной коллекции.