Качественный этап российской экспертизы
Экспертиза
Третьяковская галерея и Объединение Магнум Арс с 26 по 28 ноября провели IX Научную конференцию "Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства". В этом уже традиционном мероприятии принимают участие искусствоведы и реставраторы из национальных и региональных музеев России, а также их коллеги из стран СНГ. На конференции было заслушано 31 научное сообщение, а также обсуждены 27 стендовых докладов.
Все увереннее заявляет о себе новая тенденция в методах экспертизы. Многие эксперты предлагают начинать исследование объекта с технико-технологической экспертизы. В случае неопровержимой фальсификации - использование современных красителей в старых работах, старение доски или холста и т.п. - не затрачиваются дальнейшие усилия на исследование очевидной подделки. Специалисты ГосНИИра О.В. Лелекова и М.М. Наумова, проведя технико-технологическое исследование иконы "Спас Вседержитель" из Тверской галереи, пришли к безусловному убеждению в том, что произведение является подделкой, выполненной в 1970-80-х годах. В галерее же она определялась искусствоведами как икона XII в.
Наибольший интерес искусствоведов вызвало сообщение Александра Семенюты из ЗАО "Группа Эпос". Этой группой был создан совершенно новый метод бесконтактной, цифровой фиксации живописи и графики. Такое изображение обладает повышенной разрешающей способностью - от 200 до 500 пикселей. Это дает возможность рассмотреть при компьютерном воспроизведении малейшие нюансы живописной техники и ясно "прочесть" при поздних напластованиях и записях первоначальные варианты и подписи.
Группа экспертов, исследовавших пейзаж Карла Брюллова "Вид форта Пику на острове Мадейра", работала, что называется, в походных условиях. Полотно исследовалось в Лиссабоне (Португалия), куда согласилась доставить его владелица шедевра. С собой удалось взять ограниченный инструментарий - бинокулярный микроскоп и лампу ультрафиолета. Исследование подписи мастера в ультрафиолетовом диапазоне совпадало с автографом Брюллова, поставленным художником на портрете, выполненном в те же годы на острове Мадейра. Параллельно были проведены еще некоторые исследования, которые полностью подтвердили принадлежность этого пейзажа кисти Брюллова. Экспертное заключение поставило точку в долгих переговорах о приобретении Третьяковской галереей этого шедевра.