Русский модернизм обеспечит удовольствие и деньги
Советы коллекционеру
Ценность русского авангарда незыблема сегодня. Но стоимость его пугает рядовых ценителей искусства. В конце ушедшего сезона на русском рынке появился новый пласт нашего искусства, пока еще не столь заоблачный по ценам, как авангард. Екатерина МакДугалл - глава аукционного дома MacDougall's, русская по происхождению прекрасно знает коньюктуру внутреннего российского рынка и запросы собирателей искусства. Она вывела на свои торги совершенно новое направление: искусство советской эпохи 1920-х-1940-х годов. Даже в России выставленные на июньский аукцион произведения Владимира Луппиана, Алексея Пахомова, Николая Тырсы, Александра Самохвалова, Антонины Софроновой, Алексея Грицая были известны лишь узкому кругу специалистов. И почти все они были проданы с превышением старта. Модернистская, напоминающая французских фовистов "Обнаженная модель" Н. Тырсы при скромной оценке в 80 тыс. фунтов продалась за 325 748 фунтов. А прекрасный пейзаж А. Грицая "Электростанция" продался за 67 925 фунтов. Этих художников на Западе назвали русскими модернистами. И по прогнозам арт-дилеров, за ними светлое будущее на европейском рынке.
Словно утверждая устремления рынка, одновременно и в Москве проходила выставка "От Сталина до Троцкого. Советское искусство 1926 - 1936 годов". На ней показывались почти те же художники, которые продавались и в Лондоне. В московской экспозиции в массиве огромного музейного материала представлялись работы и из частных собраний. Известные московские коллекционеры - Е.Носов, Р. Бабичев, Д. Захаров, В. Аминов и их коллеги по увлечению предоставили свои вещи, купленные в последние пять лет. Некоторые из них, как, например, московский галерист Ильдар Галлеев, сделали это направление специализацией своих выставочных проектов и в тоже время темой своего личного собрания. Художественная интуиция подсказала правильный выбор. Теперь эти работы, показанные на престижной столичной выставке и опубликованные в каталоге подорожают на 20-30 процентов, и еще добрые 30 процентов им принесет в ближайшее время попадание в модный антикварный мейнстрим. Будут ли коллекционеры продавать свои вещи - вопрос непростой. Но то, что значительно повысилась капитализация их коллекций и они обрели устойчивый культурологический и рыночный статус, это однозначно. Тот, кто успеет сегодня приобрести произведения данных мастеров, безусловно, выиграет рыночную гонку, то есть купить дешево - продать дорого.