Коллекция Юрия Трайсмана
История собирательства
 |
Юрий Трайсман Ода к радости. Каталог коллекции |
Юрий Трайсман - фигура примечательная в российском антикварном сообществе. Он давно и хорошо знаком со многими известными художниками и антикварами. Собирать фарфоровые фигурки он начал еще в детстве, а художественный вкус и чувство прекрасного развивалось у него естественно - в домашнем кругу, поскольку его отец был художником. Долгие годы собиратель связан дружбой с известным питерским искусствоведом Александром Боровским, "заразившись энтузиазмом которого я приобрел свою первую фигурку", - пишет коллекционер. На сегодняшний день коллекция русского и советского фарфора Трайсмана уникальна и по историко-художественному качеству, и по уровню вещей, зачастую редчайших. Это собрание ныне уже систематизировано и зафиксировано на фото, исследовано ведущими специалистами в области фарфора и опубликовано в фундаментальном каталоге на двух языках: русском и английском. В течение нескольких месяцев коллекция показывалась в США, в Музее Хилвуда.
В каталоге представлен 401 предмет из коллекции Трайсмана. Преимущественно это пластика, фарфоровые фигурки, но, пожалуй, впервые в таком объеме представлены и вазы, созданные в советскую эпоху. Фарфор, по мысли Дональда Каспита - американского исследователя данной темы, всегда был связан с пропагандой государственной идеологии. "Амбициозное благородство фарфоровых фигурок - их эпическая, при всей миниатюрности, простота, - размышляет исследователь, - сказочная картина рая, ими создаваемая".
Вещи представляются по темам, воплощенным в фарфоровой пластике: старая Россия, революция, страна советов, мирная жизнь, советская культура, власть. В первом разделе воспроизведены гарднеровские народные типажи - знаменитые разносчики и торговцы, крестьянки и дети, представители народов, населявших тогда Россию. Затем следует т.н. агитационный фарфор, ценность которого признана мировыми аукционами и невероятными ценами на него нынче. И это, пожалуй, самый знаменитый пласт отечественной "фарфоровой истории" XX столетия. Больше открытий любителей этого вида искусства ожидает в советском разделе: 1940 - 1960-е годы. Кого только не изображали фарфористы: и пожарников, и летчиков, и геологов, и пограничников - весь реестр счастливой советской жизни. Вне пропаганды были, пожалуй, только фигурки влюбленных и детишек. В ряду почетных, идейных подарков были вазы. Они были огромных размеров, более метра в высоту. На них изображались вожди, партийные начальники и полководцы. Их расписывали лучшие советские художники-фарфористы. Такие редкостные вазы можно нынче увидеть только в музее. В частных собраниях подобных образцов вазописи практически нет.
Редкостью коллекции Трайсмана является и собрание "фарфорового проекта" Гриши Брускина, в котором герои, заявленные в "Фундаментальном лексиконе", обрели плоть в фарфоровой пластике. Эта серия из 25 фигурок названа Брускиным "Всюду жизнь". Таким образом, коллекция Юрия Трайсмана дает редчайшую возможность - проследить развитие и преломление художественной образности в изображении российской жизни на протяжении всего XX столетия.