Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Антиквар |
|
№ ноябрь-дек (72) ноябрь-декабрь 2008г. |
Рубрики разделаАрхив
Счётчики |
![]() |
Антик-изданияМонография Наталии СиповскойАнтик-издания
Наконец-то вышла давно ожидаемая знатоками книга Наталии Сиповской "Фарфор в России XVIII века", (Пинакотека, 2008). Автором она задумывалась еще 15 лет назад. Шло время, трансформировались научные представления о культуре XVIII века, об истории русского фарфора, но автор скрупулезно откорректировал свою монографию в связи с новыми представлениями в этой области отечественного и европейского искусствознания. Сиповская не только рассказывает историю бытования фарфора в ту эпоху в России, но и рассматривает сложную проблему формирования частной жизни через увлечение россиян этой китайской, а позднее европейской диковинкой. В 1730-е годы в России произошел перелом в отношении к фарфору. Из восточного товара фарфор превратился в объект моды, привычек, он стал "своим". Появление в Европе моды на фарфор приобрело масштабы настоящего культурного явления. Век эпохи Просвещения стал подлинным фарфоровым бумом. Невероятно дорогие изделия из порцелина, как тогда называли его в Европе, приобретали английские короли Вильгельм Оранский, а затем Яков Стюарт, французский королевский двор, особенно страстно увлекался им Август II Саксонский и затем прусский король Фридрих Великий. Август и содействовал созданию первой в Европе - знаменитой Мейсенской мануфактур. Третьим в Европе по масштабам производства был российский Императорский фарфоровый завод, созданный по указанию Петра I. Русский создатель фарфора Д.Виноградов первым в ту эпоху написал научный труд, раскрывающий секреты массы и технологию изготовления фарфоровых изделий. Именно в России гением Ф.-Б. Растрелли появился самый большой в Европе фарфоровый кабинет, так называлось тогда убранство интерьеров из этого неординарного материала. Кроме интерьеров, фарфор России первой трети XVIII века нашел широкое применение в качестве посуды. Знаменитые роскошные императорские сервизы были непременным атрибутом парадных приемов. Для украшения столов создавались специальные композиции из фарфора. Изысканное изделие "Гора-каприз", выполненное в 1780-е на ИФЗ, воссоздавало некий искусно расписанный грот с ажурной белой беседочкой наверху. Подобное украшение водружалось на стол, создавая особую атмосферу многочасовых царских застолий. Большой иллюстративный материал, собранный автором, во многом уникален. На репродукциях воспроизведены раритеты, чудом сохранившиеся фарфоровые редкости, хранящиеся ныне в многочисленных российских музеях. Также в рубрике:
|