Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Антиквар

№ ноябрь-дек (72) ноябрь-декабрь 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2010 год
Дек-январь май июнь
июль- авг сент-окт Ноябрь
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Антик-издания

Монография Наталии Сиповской

Антик-издания


Наконец-то вышла давно ожидаемая знатоками книга Наталии Сиповской "Фарфор в России XVIII века", (Пинакотека, 2008). Автором она задумывалась еще 15 лет назад. Шло время, трансформировались научные представления о культуре XVIII века, об истории русского фарфора, но автор скрупулезно откорректировал свою монографию в связи с новыми представлениями в этой области отечественного и европейского искусствознания.

Сиповская не только рассказывает историю бытования фарфора в ту эпоху в России, но и рассматривает сложную проблему формирования частной жизни через увлечение россиян этой китайской, а позднее европейской диковинкой. В 1730-е годы в России произошел перелом в отношении к фарфору. Из восточного товара фарфор превратился в объект моды, привычек, он стал "своим".

Появление в Европе моды на фарфор приобрело масштабы настоящего культурного явления. Век эпохи Просвещения стал подлинным фарфоровым бумом. Невероятно дорогие изделия из порцелина, как тогда называли его в Европе, приобретали английские короли Вильгельм Оранский, а затем Яков Стюарт, французский королевский двор, особенно страстно увлекался им Август II Саксонский и затем прусский король Фридрих Великий. Август и содействовал созданию первой в Европе - знаменитой Мейсенской мануфактур.

Третьим в Европе по масштабам производства был российский Императорский фарфоровый завод, созданный по указанию Петра I. Русский создатель фарфора Д.Виноградов первым в ту эпоху написал научный труд, раскрывающий секреты массы и технологию изготовления фарфоровых изделий. Именно в России гением Ф.-Б. Растрелли появился самый большой в Европе фарфоровый кабинет, так называлось тогда убранство интерьеров из этого неординарного материала.

Кроме интерьеров, фарфор России первой трети XVIII века нашел широкое применение в качестве посуды. Знаменитые роскошные императорские сервизы были непременным атрибутом парадных приемов. Для украшения столов создавались специальные композиции из фарфора. Изысканное изделие "Гора-каприз", выполненное в 1780-е на ИФЗ, воссоздавало некий искусно расписанный грот с ажурной белой беседочкой наверху. Подобное украшение водружалось на стол, создавая особую атмосферу многочасовых царских застолий.

Большой иллюстративный материал, собранный автором, во многом уникален.

На репродукциях воспроизведены раритеты, чудом сохранившиеся фарфоровые редкости, хранящиеся ныне в многочисленных российских музеях.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;