Коллекционеры продолжают свою неустанную деятельность
История собирательства
В начале февраля в помещении Музея личных коллекций прошло очередное заседание Клуба коллекционеров произведений изобразительного искусства. Наталья Автономова - руководитель МЛК - рассказала о предстоящих юбилейных планах Музея изобразительных искусств им. Пушкина, о предстоящих реконструкциях, в том числе и об увеличении площадей нынешнего МЛК. Н.Автономова также представила коллекционерам планы ближайших выставок МЛК. В феврале состоится масштабная выставка "Икона XIV - XIX вв. из частных собраний". В экспозиции примут участие 23 владельца редчайших икон. Далее по графику следует масштабная выставка грандиозной коллекции фарфора Юрия Трайсмана. Затем широкому зрителю будет показано единственное в своем роде собрание театрально-декорационного искусства Владимира Соляникова.
На этом заседании выступил с интереснейшим сообщением собиратель русского искусства 1920 - 1930-х годов известный московский галерист Ильдар Галлеев. Он рассказал о малоизвестной фигуре отечественной культуры начала XX века - Николае Макаренко (1877 - 1938). Он был ученым-археологом, написал несколько монографий о результатах археологических раскопок на Севере России и на Украине, являлся помощником главного хранителя Императорского Эрмитажа и составителем каталогов и книг о его сокровищах. В 1916 году Макаренко выпустил книгу "Художественные сокровища Императорского Эрмитажа". К 1919 году он стал благодаря и своей художественно-просветительской деятельности широко известной фигурой в сфере исследований отечественной старины. В 1920 - 1924 гг. Макаренко был директором Музея искусств Б.И.Ханенко (ныне Киевский музей западного и восточного искусства). Этот подвижник культуры смог вернуть в Киев значительную часть коллекции Ханенко, вывезенную коллекционером в Москву перед Первой мировой войной. Макаренко выразил протест против сноса Михайловского Златоверхого собора в Киеве, за что был арестован в 1925 году, но по ходатайству руководства Всеукраинской Академии наук был отпущен на поруки. Вторично был арестован уже в 1934 году и выслан из Киева в Казань. В 1937-м вновь арестован уже в Казани как участник "Союза спасения России" и был расстрелян в 1938 году.
Н.Макаренко был библиофилом и собирателем графики. Он собрал замечательную коллекцию книжных раритетов, среди которых и экземпляр прекрасной сохранности знаменитых "Византийских эмалей" А. Звенигородского. Коллекция собранных Макаренко графических произведений была сохранена в Казани музееведом В.В.Егеревым. Насколько замечательным было это собрание, продемонстрировала выставка "Два века русской графики", проходившая недавно в Галлеев Галерее.