Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7211) 27 января - 2 февраля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Антреприза"Золотая маска" глазами экспертов
Вадим ГАЕВСКИЙ, зав. кафедрой театроведения РГГУ, заслуженный деятель искусств России: - Про нас говорят, что мы ничего не делаем и очень много зарабатываем денег. В силу того, что я немножко постарше остальных, я в этот год никуда, кроме Питера, не ездил. Но почти все мои коллеги ездили очень много. А поездки эти достаточно неудобны - далеко ехать на один день и даже на один вечер довольно нелепо. Это крайне неудобная форма театрально-критической жизни, но полезная в профессиональном смысле. Каждый спектакль, если он изначально не задумывался как гастрольное мероприятие, лучше смотреть там, где он поставлен. Возникает вопрос: если смотреть спектакль едут два-три человека, то почему остальные эксперты должны им доверять? Задача эксперта - не только разобраться в спектакле, но и разобраться в своих коллегах, понять коэффициент их увлеченности. И с учетом этого коэффициента мы друг другу доверяем. И потом, мы можем проверить все на кассете, которая обычно дополняет рассказ. Вообще-то на выездах эксперты относятся к делу гораздо более ответственно. Когда мы смотрим спектакль в гостях, то видим, в каких условиях рождается нечто достойное внимания. И понимаем, что это надо с одной стороны оценить, а с другой - не переоценить, потому что переоценка может привести к конфузу не только критиков и экспертов, но и сами театры, приглашенные в Москву. Мне кажется, в нынешнюю афишу музыкального театра вошли очень достойные спектакли. Ситуация в балетных и оперных театрах последние несколько лет довольно стабильна. Поэтому и афиша фестиваля из года в год однотипна. В ней классическое искусство присутствует в той же мере, что и открытия и эксперименты. В этом году мы отделили спектакли классические, традиционного плана, от спектаклей в современном стиле, на основе dance modern. И обнаружили, что у нас в сфере современного танца очень интересная жизнь. Поначалу внимание к этим театрам было несколько настороженным, поэтому их спектакли не выделялись в отдельный конкурс. А в этом году появление новой номинации совпало с тем, что начали проводиться всероссийские и даже международные смотры современного танца в Москве, Волгограде, Екатеринбурге. И "Маска", которая не знала о том, что такие смотры будут проводиться, оказалась на высоте. Администрация "Маски", как выяснилось, обладала чувством предвидения и, значит, хорошо знала ситуацию в современном театре. В нашей экспертной группе в целом нет ни тенденции только к большому академическому искусству и "большому стилю", нет и установки только на экспериментальное искусство. Но среди нас есть эксперты крайних взглядов: и традиционалисты, и авангардисты. Раньше этого не было, но теперь, поскольку и балетное, и даже оперное искусство само дифференцируется по этим двум направлениям, появляются и довольно яростные апологеты того и другого. Это не значит, что надо создавать две экспертные комиссии, но надо уметь договариваться, и не только об оценках, но и о критериях. Конечно, стопроцентной объективности в Экспертном совете нет. Нас всего девять человек, разных по возрасту, воспитанию, вкусам, художественным установкам. За очень короткое время мы должны решить судьбу спектакля, а тут без субъективности не обойдешься. Здесь возникает очень существенный вопрос о численном составе экспертной комиссии. Для объективности оценки, для выяснения общественного мнения девять человек - это безумно мало. Для конкретной работы на обсуждениях - многовато. Когда возникнет полное несовпадение наших оценок с общественным мнением, тогда надо будет решать вопрос о замене существующей системы работы Экспертного совета. Сейчас, может быть, экспертную комиссию следует на пару человек увеличить, причем за счет приезжих, а не московских критиков. Вообще "Золотая маска" - очень увлекательное дело. Это школа полемики, и надо быть убедительным и убежденным, уметь и рассердиться, и скрыть это. И надо заставить с собой считаться, не обидев никого. Это школа терпимости и умения отстаивать свою точку зрения, что, мне кажется, полезно всем. Также в рубрике:
|