Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7211) 27 января - 2 февраля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЧастный случай общего образованияДЕКЛАРАЦИЯ О НАМЕРЕНИЯХБеседу вела Наталья КОВАЛЕВА В середине января в Москве впервые за последние пятнадцать лет собралось Всероссийское совещание работников образования, беспрецедентное по своей представительности: пять тысяч делегатов со всей страны. Впрочем, и основную причину их встречи банальной тоже не назовешь - обсуждение проекта Национальной доктрины образования РФ. Конечно, к реформам нашим педагогам не привыкать - первые толчки незыблемая прежде советская система образования ощутила еще в 1984 году, в начале 90-х произошли просто тектонические сдвиги. Но столь любопытный документ учителям предлагается впервые. Несмотря на декларативный характер документа, это дало основание некоторым участникам совещания определить его как Конституцию в образовании, - сам факт его появления чрезвычайно важен. Во-первых, государство обозначило-таки образование в числе своих приоритетов, как, собственно, давно случилось в развитых странах. Во-вторых, сформулированы принципы государственной политики в области образования. Среди них важнейшим можно считать доступность образования. В обществе с отчетливым социальным расслоением гарантии равных стартовых возможностей для получения образования нельзя переоценить. В-третьих, впервые так определенно сформулированы не только обязанности государства перед школой, но и обязанности школы перед государством. В этом смысле новое - которое, как известно, хорошо забытое старое - сводится к тому, что школа должна воспитывать граждан своего государства, то есть заниматься патриотическим воспитанием, "формированием целостного миропонимания и современного научного мировоззрения" и т.п. Иными словами, с тотальной деидеологизацией школы в начале либеральных реформ как-то погорячились. Только семья с воспитанием граждан демократического общества не очень справляется. И не только СМИ в этом виноваты. Приятно удивляет в тексте документа частота употребления слова "культура". И уже совсем радует раздел "Оплата труда педагогических работников", который в течение ближайших трех лет обещает повышение ставок и должностных окладов. Тем не менее документ, повторяю, декларативный и, значит, рождает больше вопросов, чем ответов. Наш собеседник - заместитель министра образования РФ Владимир ШАДРИКОВ. - Владимир Дмитриевич, не вступает ли Доктрина в противоречие с действующим Законодательством в области образования? Ведь, скажем, с Законом о всеобщей воинской повинности при введении 12-летнего обучения она не очень согласуется... - Доктрина разработана с учетом действующего Закона об образовании, в котором, кстати, предусмотрено 12-летнее обучение, поэтому принципиальных противоречий нет. Что касается границы призывного возраста, то чисто гипотетически может возникнуть ситуация, когда у выпускников не останется времени на поступление в вузы. Однако 12-летнее обучение вводится с 2003 года, первые выпускники появятся в 2015 году. Так что, как вы понимаете, времени, чтобы согласовать эти вопросы, достаточно. Но переходить на 12-летнее обучение необходимо: наше образование должно соответствовать мировым тенденциям развития образовательных систем. Речь идет не о механическом добавлении двух лет, а о качественно новом образовании и, возможно, о новых методах обучения. - В проекте Доктрины есть пункт о "развитии отечественных традиций в работе с одаренными детьми", однако ничего конкретно не сказано о так называемом дополнительном эстетическом образовании - музыкальных, художественных школах, школах искусств. Как, собственно, и в действующем Законе об образовании... - Как вы понимаете, это комплексный, принципиальный документ, в котором невозможно учесть все частные случаи. Музыкальные школы в основном находятся в ведении Министерства культуры, но они есть и у нас в системе дополнительного образования. При нормальном сотрудничестве министерств мы можем существенно улучшить эстетическое образование школьников. - В последнее время всю заботу об образовательных учреждениях переложили на плечи органов субъектов Федерации и местного самоуправления. Такая политика привела к тому, что объем средств, предусматриваемых в бюджете, в последние десять лет уменьшился более чем в три раза. Как решает проблему финансирования в области образования Национальная доктрина? - В Доктрине предполагается решение целого ряда вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением образовательного процесса, и, в частности, Доктрина предусматривает увеличение объема финансирования до 6 - 8 процентов от валового внутреннего продукта (ВВП) - это приблизительно в 2,5 - 3 раза больше, чем выделяют на образование сегодня. Эти деньги должны быть предусмотрены в бюджетах всех уровней, тогда это позволит решить вопросы и материально-технического обеспечения, и, в первую очередь, вопрос о повышении заработной платы работникам образования до размеров, которые предусмотрены в законе, то есть в средней школе - до размеров средней заработной платы в промышленности, а в высшей школе - в два раза выше. Тогда учитель смог бы не работать на полторы-две ставки, а больше времени уделять детям, изучению методического материала, повышению своего профессионального уровня. - Когда планируется представить документ общественности в окончательном виде? - Совещание приняло документ в том виде, в котором он был представлен. Доктрина получила положительные отзывы большинства субъектов Федерации. Сейчас существует созданная Владимиром Владимировичем Путиным Государственная комиссия по разработке Национальной доктрины развития образования. На 1 февраля назначено заседание этой комиссии, 17 февраля этот вопрос запланировано заслушать на заседании правительства. Когда правительство примет соответствующее решение, документ будет направлен в Думу для дальнейшего рассмотрения его в качестве закона. Мы не имеем возможности формировать повестку Думы. Если депутаты сочтут этот вопрос первоочередной задачей, могут поставить его рассмотрение на ближайшее время... Если документ будет принят Думой, у нынешнего кабинета есть шансы войти в историю как создателя образования ХХI века. В том, разумеется, случае, если вся гигантская работа по реальному воплощению его в жизнь будет проделана, если государство выполнит принятые на себя обязательства - например, такие экзотические, как "высокую занятость трудоспособного населения, в том числе молодежи". Пока это декларация о намерениях, впрочем, вполне современная и заслуживающая поддержки общества. Но есть такая русская пословица: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги"... Также в рубрике:
|