Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7211) 27 января - 2 февраля 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Частный случай общего образования

ДЕКЛАРАЦИЯ О НАМЕРЕНИЯХ

Беседу вела Наталья КОВАЛЕВА
Фото В.ЛАГРАНЖА


В середине января в Москве впервые за последние пятнадцать лет собралось Всероссийское совещание работников образования, беспрецедентное по своей представительности: пять тысяч делегатов со всей страны. Впрочем, и основную причину их встречи банальной тоже не назовешь - обсуждение проекта Национальной доктрины образования РФ. Конечно, к реформам нашим педагогам не привыкать - первые толчки незыблемая прежде советская система образования ощутила еще в 1984 году, в начале 90-х произошли просто тектонические сдвиги. Но столь любопытный документ учителям предлагается впервые. Несмотря на декларативный характер документа, это дало основание некоторым участникам совещания определить его как Конституцию в образовании, - сам факт его появления чрезвычайно важен. Во-первых, государство обозначило-таки образование в числе своих приоритетов, как, собственно, давно случилось в развитых странах. Во-вторых, сформулированы принципы государственной политики в области образования. Среди них важнейшим можно считать доступность образования. В обществе с отчетливым социальным расслоением гарантии равных стартовых возможностей для получения образования нельзя переоценить.

В-третьих, впервые так определенно сформулированы не только обязанности государства перед школой, но и обязанности школы перед государством. В этом смысле новое - которое, как известно, хорошо забытое старое - сводится к тому, что школа должна воспитывать граждан своего государства, то есть заниматься патриотическим воспитанием, "формированием целостного миропонимания и современного научного мировоззрения" и т.п. Иными словами, с тотальной деидеологизацией школы в начале либеральных реформ как-то погорячились. Только семья с воспитанием граждан демократического общества не очень справляется. И не только СМИ в этом виноваты. Приятно удивляет в тексте документа частота употребления слова "культура". И уже совсем радует раздел "Оплата труда педагогических работников", который в течение ближайших трех лет обещает повышение ставок и должностных окладов. Тем не менее документ, повторяю, декларативный и, значит, рождает больше вопросов, чем ответов.

Наш собеседник - заместитель министра образования РФ Владимир ШАДРИКОВ.

- Владимир Дмитриевич, не вступает ли Доктрина в противоречие с действующим Законодательством в области образования? Ведь, скажем, с Законом о всеобщей воинской повинности при введении 12-летнего обучения она не очень согласуется...

- Доктрина разработана с учетом действующего Закона об образовании, в котором, кстати, предусмотрено 12-летнее обучение, поэтому принципиальных противоречий нет. Что касается границы призывного возраста, то чисто гипотетически может возникнуть ситуация, когда у выпускников не останется времени на поступление в вузы. Однако 12-летнее обучение вводится с 2003 года, первые выпускники появятся в 2015 году. Так что, как вы понимаете, времени, чтобы согласовать эти вопросы, достаточно. Но переходить на 12-летнее обучение необходимо: наше образование должно соответствовать мировым тенденциям развития образовательных систем. Речь идет не о механическом добавлении двух лет, а о качественно новом образовании и, возможно, о новых методах обучения.

- В проекте Доктрины есть пункт о "развитии отечественных традиций в работе с одаренными детьми", однако ничего конкретно не сказано о так называемом дополнительном эстетическом образовании - музыкальных, художественных школах, школах искусств. Как, собственно, и в действующем Законе об образовании...

- Как вы понимаете, это комплексный, принципиальный документ, в котором невозможно учесть все частные случаи. Музыкальные школы в основном находятся в ведении Министерства культуры, но они есть и у нас в системе дополнительного образования. При нормальном сотрудничестве министерств мы можем существенно улучшить эстетическое образование школьников.

- В последнее время всю заботу об образовательных учреждениях переложили на плечи органов субъектов Федерации и местного самоуправления. Такая политика привела к тому, что объем средств, предусматриваемых в бюджете, в последние десять лет уменьшился более чем в три раза. Как решает проблему финансирования в области образования Национальная доктрина?

- В Доктрине предполагается решение целого ряда вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением образовательного процесса, и, в частности, Доктрина предусматривает увеличение объема финансирования до 6 - 8 процентов от валового внутреннего продукта (ВВП) - это приблизительно в 2,5 - 3 раза больше, чем выделяют на образование сегодня. Эти деньги должны быть предусмотрены в бюджетах всех уровней, тогда это позволит решить вопросы и материально-технического обеспечения, и, в первую очередь, вопрос о повышении заработной платы работникам образования до размеров, которые предусмотрены в законе, то есть в средней школе - до размеров средней заработной платы в промышленности, а в высшей школе - в два раза выше. Тогда учитель смог бы не работать на полторы-две ставки, а больше времени уделять детям, изучению методического материала, повышению своего профессионального уровня.

- Когда планируется представить документ общественности в окончательном виде?

- Совещание приняло документ в том виде, в котором он был представлен. Доктрина получила положительные отзывы большинства субъектов Федерации. Сейчас существует созданная Владимиром Владимировичем Путиным Государственная комиссия по разработке Национальной доктрины развития образования. На 1 февраля назначено заседание этой комиссии, 17 февраля этот вопрос запланировано заслушать на заседании правительства. Когда правительство примет соответствующее решение, документ будет направлен в Думу для дальнейшего рассмотрения его в качестве закона. Мы не имеем возможности формировать повестку Думы. Если депутаты сочтут этот вопрос первоочередной задачей, могут поставить его рассмотрение на ближайшее время...

Если документ будет принят Думой, у нынешнего кабинета есть шансы войти в историю как создателя образования ХХI века. В том, разумеется, случае, если вся гигантская работа по реальному воплощению его в жизнь будет проделана, если государство выполнит принятые на себя обязательства - например, такие экзотические, как "высокую занятость трудоспособного населения, в том числе молодежи". Пока это декларация о намерениях, впрочем, вполне современная и заслуживающая поддержки общества. Но есть такая русская пословица: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги"...

Также в рубрике:

ДЕКЛАРАЦИЯ О НАМЕРЕНИЯХ

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;