Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7212) 3 - 9 февраля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяПерсонажи, нашедшие автораАлександра ВАСИЛЬКОВА Очередная выставка московских сценографов "Итоги сезона" проводится в тридцать шестой раз. В этом году - в Театральной галерее на Малой Ордынке. Что касается итогов, то они, на мой взгляд, утешительные. Хотя, в общем, этого и следовало ожидать. В конце концов мы увидели эскизы и макеты к тем самым спектаклям, на которые ходили в прошлом сезоне. Правда, здесь и возникает некоторое неравенство, если не в оценках, то в восприятии, и именно потому, что на выставке представлены эскизы и макеты реальных спектаклей, а не свободные фантазии художников. Между тем сценограф - действительно, не только на словах, сопостановщик спектакля. Макет Сергея Бархина к "Черному монаху" (МТЮЗ) сам по себе красив, но, не зная спектакля, невозможно вполне оценить работу художника. Так же, как художник во время работы видел перед собой не прелестную игрушку с цветными перышками, а реальное пространство спектакля, так и я, стоя у макета, вижу и слышу то, что он лишь обозначает, о чем напоминает. Не только то, что придумали Кама Гинкас и Сергей Бархин, но и за пределами человеческих и актерских возможностей сыгранную Игорем Ясуловичем роль Черного монаха. Честно говоря, не очень хочется перечислять имена, особенно известные. Как-то даже неудобно говорить о том, насколько прекрасны макеты Станислава Бенедиктова к "Даме Пик" (Пермский театр оперы и балета) и Татьяны Сельвинской к "Романтикам" Ростана (Челябинский театр для детей и молодежи): у них по-другому просто не бывает. А если выбирать лучше, полнее всего представленный спектакль, то это, наверное, "Кармен" Владимира Арефьева и Александра Тителя в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Эскизы персонажей (именно персонажей, а не костюмов) куда больше рассказывают о спектакле, чем фотографии актеров в ролях. Хотя, конечно, и самый лучший макет, и самые лучшие эскизы - это лишь чувственная формула спектакля, настроение, идея, то зерно, из которого он потом вырастает. Или, если это эскиз не рабочий, а сделанный задним числом специально для выставки, - представление о реальном итоге работы. Или, может быть, некое дополнение, вызванное желанием досказать то, что в спектакле прозвучало недостаточно отчетливо. В какой-то степени "Итоги сезона" предстают выставкой намеков, воспоминаний и обещаний, но вместе с тем это и выставка самостоятельных, законченных работ, которые вполне можно рассматривать как произведения живописи, графики, скульптуры. И это относится не только к таким самодостаточным явлениям, как куклы Сергея Тараканова (оказывается, есть такой семейный театр "Тараканов и Роза"). Самый красивый экспонат из всего, что на этот раз удалось увидеть, - это макет костюма, сделанный Аленой Сидориной для спектакля "Сильное чувство" в городе Новокуйбышевске. Сам по себе, независимо от спектакля, этот макет костюма - музейная вещь. Надо сказать "макет костюма" - не очень точное определение для этого существа из проволоки, бисера, бумаги и тряпочек. Это, скорее, персонаж, кукла, скульптура, у его контурного, очерченного проволокой лица есть выражение, он в движении, он живет в пространстве. На выставке нет ничего такого, что потрясало бы основы или переворачивало представления. Я увидела здесь еще одно подтверждение того, что театр у нас, на наше счастье, живой, что, кажется, поиск новых форм сам по себе никого не волнует, а каждый ищет форму для того, что хочет высказать, и что уровень нашей сценографии по-прежнему высок. Больше, собственно говоря, и добавить нечего, поскольку содержание спектакля еще кое-как можно пересказать, а оформление спектакля пересказывать - задача совсем уже неблагодарная. Идите и смотрите! Также в рубрике:
|