Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7225) 11 - 17 мая 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Новейшая история

Россия в последней мировой войне

Размышления в год 55-летия Победы

Андрей ФУРСОВ
кандидат исторических наук
директор Института русской истории РГГУ
зав. отделом Азии и Африки ИНИОН РАН


В.Васнецов. "После побоища Игоря Святославича с половцами". 1880 г.

Май 2000 года - последнего года ХХ века и второго тысячелетия от Рождества Христова, пятидесятипятилетие Победы. Какой контраст с сорокалетием! Россию - победительницу Гитлера - вытолкали из Европы, как когда-то, после Крымской войны, из Европы вытолкали победительницу Наполеона. Нынешняя ситуация чем-то напоминает 1856 год - год русского позора в Крыму. С той лишь разницей, что после Парижского трактата положение России на ее южных и восточных рубежах было прочным.

1856 год - не последняя отметка в колодце Истории, по которой можно мерить нынешнее внешнеполитическое состояние России. Пространственно мы как бы оказались в середине XVII века, в самом начале правления Алексея Михайловича; только вот 350 лет назад Россия ширилась, прирастала и с запада, и с востока, а теперь сжимается, скукоживается, превратившись во "внутреннее государство" с проблематичным выходом к морям.

Таким - печальным и досадным одновременно - оказался долгосрочный итог участия России/СССР в последней мировой войне. За десять лет - между Мальтой и Косово (1989 - 1999) - мы проиграли войну за советское наследство.

"Холодная война" закончена, и союзникам Штатов повезло больше, чем союзникам Советов. Как и Штатам повезло больше, чем Советам. Последние (точнее их - наше - руководство), наделав ошибок, оступились и отступили, начали пятиться, покинув в 1991 году Историю практически по Кибирову:

Ленивы и нелюбопытны, бессмысленны и беспощадны,

в своей обувке незавидной пойдем, товарищ, на попятный...

Мы сами напрудили лужу со страха, сдуру и с устатку.

И в этой жиже, в этой стуже мы растворились без остатка.

Мы сами заблевали тамбур. И вот нас гонят, нас выводят.

Здесь все точно: нас вывели из Европы (из Германии) - мы же еще и уход себе продирижировали; в 1980-е мы действительно оказались ленивы и нелюбопытны и наделали - "со страха, сдуру и с устатку" - много глупостей, совокупность которых привела к крушению СССР.

Теперь объективно на кону оказывается наследство российское, и война за него, по сути, уже началась. Достаточно вспомнить текст выступления Клинтона (он же - "друг Билл") и целый ряд положений "Великой шахматной доски" Бжезинского о том, что происходит в Средней Азии, на Кавказе, вокруг Каспия.

В любом случае, наши отношения с Западом вступают в новую фазу, происходит очередная "перемена участи": в начале 1990-х годов мы из одной крайности (громыковское "нет") бросились в другую (козыревское "да", точнее - "yes, sir"). Теперь, когда наобнимались и нацеловались, пора заканчивать с крайностями и трезво взглянуть на положение России в мире. Однако нынешняя ситуация - результат нескольких веков развития России и мировой системы, частью которой она была, причем частью очень важной - об этом свидетельствует такой феномен, как мировые войны (две из которых для России оказались отечественными). 55-летие Победы - хороший повод поразмышять об этом.

За мировую корону

Мы, люди ХХ века, высокомерно считаем мировыми войнами те, что происходили только в нашем веке, поэтому мировых войн насчитываем только две - Первую (1914 - 1918) и Вторую (1939 - 1945). С эмоциональной точки зрения это понятно. В количественном измерении катаклизмы этих мировых войн действительно не имеют аналогов в прошлом. Однако если взглянуть на проблему с качественной, системно-исторической точки зрения, то обе эти войны оказываются лишь наиболее мощным примером феномена, впервые обозначившегося в XVII веке и возникшего вместе с капитализмом, капиталистической системой.

Капитализм - система мировая по определению, и, естественно, борьба за гегемонию в этой системе является мировой, а войны за эту гегемонию - мировыми, которые, как правило, длились тридцать лет (беспрерывно или с перерывом).

Первой среди таких войн называют Тридцатилетнюю (1618 - 1648), в которой сошлись Габсбурги с их континентальными владениями и антигабсбургская коалиция, решающую роль в которой объективно играли интересы Голландии - морской державы. Итог войны известен: Габсбургам не удалось создать мировую империю, а Голландия стала гегемоном формирующейся мировой системы.

Пик гегемонии Голландии пришелся на 1620 - 1672 годы, затем мощь Голландии идет на спад, и за "корону" нового гегемона начинают бороться сухопутная держава Франция и морская - Великобритания. Они выясняют отношения в два раунда: Семилетняя война (1756 - 1763) и революционные и Наполеоновские войны (1792 - 1815), то есть в целом получается еще одна тридцатилетняя, на этот раз - англо-французская - мировая война. То, что войны 1618 - 1648 и 1756 -1763 плюс 1792 - 1815 годы были мировыми, несомненно.

Хотя Тридцатилетняя война велась в Европе, оперативным экономическим пространством Голландии был мир (торговля в мировых масштабах), а за Испанией Габсбургов стояли их американские колонии. Что касается семилетне-революционно-наполеоновской войны, то она вообще велась на трех континентах и четырех частях света - от форта Тикандероги до Москвы и от Пондишери до Каира.

Пик британской гегемонии - 1815 - 1873 годы, и по его прошествии начался новый тур борьбы за гегемонию, на этот раз между континентальной Германией и морской державой США. В двух войнах (1914 - 1918 и 1939 - 1945 годы) США взяли верх и стали новым гегемоном капиталистической системы; при этом многие историки склонны считать 1914 - 1945 годы единым военным периодом, по сути, непрекращающейся или почти непрекращающейся мировой войной, в которой морская держава в очередной раз взяла верх над континентальной, причем, как подчеркивают западные специалисты, в таких победах не большую роль играл тот факт, что на стороне морской державы - претендента на гегемонию - выступал старый гегемон, старый "морской волк".

В этой схеме многое правильно, но что-то явно не учтено, что-то пропущено, забыто.

В чужом пиру похмелье?

Нехорошо то, что в схемах, о которых идет речь, "забыта" Россия - она из них просто выпала. А ведь Россия не только участвовала во всех мировых войнах ("боком" даже успела повоевать в Тридцатилетней - Смоленская война 1632 - 1634 годов), но в четырех из пяти сыграла решающую роль. Именно Россия нанесла поражение Фридриху II, русские войска взяли Берлин - "едут, едут по Берлину наши казаки", - да так, что город долго приходил в себя. Именно Россия силами "Барклая, зимы и русского Бога" сокрушила Наполеона. Именно Россия с одного удара - по принципу каратэ - вырубила в 1915 году Австро-Венгрию из войны (и из Истории) и в течение всей войны оттягивала на себя немцев, ослабляя их на Западном фронте и позволяя ситуации там стабилизироваться по принципу "на Западном фронте без перемен". Наконец, именно Россия сломала хребет Гитлеру, перетерев своей людской массой и своим пространством вермахт. О том, как могло прийтись союзникам в двух последних войнах без России, свидетельствуют немецкая наступательная операция в Пикардии в марте - апреле 1918 года, когда немецкий молот обрушился прежде всего на 5-ю Британскую и 3-ю Французскую армии, и немецкое наступление в декабре 1944 года в Арденнах силами трех потрепанных немецких армий (6-й и 5-й танковых армий СС и 7-й армии), показавшее американцам, что война - это прежде всего плоть и кровь, а не техника.

Иными словами, в англо-французских и американо-германских "тридцатилетних войнах" морская держава побеждала не потому, что на ее стороне выступал прежний морской гегемон, а прежде всего потому, что ее союзником каждый раз была одна и та же континентальная держава - Россия (СССР). Более того, решающий театр военных действий в мировых войнах начиная с наполеоновских находился на территории России. Судьба этих войн решалась на русском пространстве и русской кровью.

Парадоксально, но факт: войны за гегемонию в капиталистической мировой системе разыгрывались на территории и на крови страны, которая либо не претендовала на такую гегемонию, так как не была достаточно плотно включена в эту систему (Россия, XIX - начало ХХ века), либо вообще содержательно не была частью капиталистической системы, противостояла последней как система антикапиталистическая (СССР, середина ХХ века).

Что же заставляло Россию участвовать в этих войнах, каков был ее интерес в войнах за гегемонию в капиталистической мировой системе, что подчиняло ее трехсотлетней геополитической "миросистемной" логике? Согласно этой логике сухопутная Россия словно обречена была вместе с морской державой противостоять другой сухопутной державе, будь то Франция или Германия.

Итак, в чем был интерес России - по крайней мере в наполеоновских войнах и в Великой войне? Будучи континентальной державой, а потому завися от торговли с державой морской, Россия экономически должна была разворачиваться в морскую сторону. Будучи континентальной державой, не претендующей на гегемонию в капиталистической системе, Россия, как правило, не имела сверхострых потенциально военных противоречий с морскими державами на мировом уровне (локальные противоречия были, достаточно вспомнить русско-английское соперничество в Средней Азии во второй половине XIX века). Наконец, будучи континентальной державой, на региональном уровне Россия почти автоматически вступала в противоречия с другими континентальными державами, особенно если те были соседями (Германия) или оказывались соседями (почти соседями) в ходе экспансии (Франция). Отсюда - "категорический императив" выбора России позиции в мировых войнах, обеспечивавшего в мировом масштабе победу "государства-моряка" над "государством-пехотинцем".

Разумеется, говоря о победах в мировых войнах, не надо забывать и принижать значение мощного экономического потенциала "морских держав" - будущих гегемонов, Великобритании и особенно США. Так, уже в 1928 году США обладали энергетическим потенциалом 896 млн. лошадиных сил, тогда как Европа - 261 млн., а весь остальной мир - 193 млн.; к середине 1940-х годов доля США в мировом валовом продукте подошла близко к 50 процентам. Вот эти проценты Америка и бросила как "гирьку" на чашу весов. Но другой "гирькой" были советский народ и русское пространство, и, при всей важности экономической мощи, войны выигрываются людьми, кровью и смертями.

Военные кануны

По оценке экспертов (да из мемуаров Шпеера это отчасти видно), немецкая экономика конца 1930-х не похожа на экономику страны, нацеленной на тотальную (то есть в данном контексте - мировую) войну. Известный американский экономист Дж.Гэлбрэйт в своих воспоминаниях писал, что, вопреки распространенному мнению, именно Великобритания в 1940 - 1941 годах была "натянутой военной струной". В 1941 - 1944 годах при экономике с общим объемом производства примерно на 30 процентов меньшим, чем у Германии, англичане выпускали больше самолетов, почти столько же танков и гораздо больше других бронированных машин. В 1941 году английское военное производство превосходило таковое Германии по очень многим показателям, что же тогда говорить об американском военном производстве?

Все это - разительный контраст со степенью подготовленности Германии к войне 1914 - 1918 годов, накануне которой немецкая промышленность производила 250 тысяч снарядов в день, а английская - 10 тысяч снарядов в месяц. Неудивительно, что, например, в боях на линии Дунаец - Горлице в мае 1915 года немцы продемонстрировали фантастические результаты: за четыре часа они выпустили по 3-й Русской армии 700 тысяч снарядов (для сравнения: за всю франко-прусскую войну 1870 -1871 годов немецкая артиллерия выпустила 817 тысяч снарядов).

Германия (правда, с Австро-Венгрией, но это незначительная добавка) в 1914 году превосходила как Россию и Францию вместе взятые, так и Великобританию в отдельности по доле в мировом промышленном производстве, и по общему промышленному потенциалу, и по потреблению энергии; по производству стали она превосходила все три страны вместе взятые. По военным расходам и общим затратам на мобилизацию Германия превзошла США (19,9 млн. долл. против 17,1 млн. долл.) и лишь немного уступила Великобритании (23 млн. долл.) (для сравнения: Россия - 5,4 млн. долл., Франция - 9,3 млн., Австро-Венгрия - 4,7 млн.). Вот это подготовка!

В 1930-е годы ситуация изменилась. С 1929 по 1938 год доля Великобритании в мировом промышленном производстве снизилась с 9,4 до 9,2 процента, Германии - увеличилась с 11,1 до 13,2 процента, СССР - увеличилась с 5 до 17,6 процента, США - снизилась с 43,3 до 28,7 процента. При этом в 1937 году США из национального дохода в 68 млн. долл. тратили на оборону 1,5 процента, Великобритания из 22 млн. долл. - 5,7, Германия из 17 млн. долл. - 23,5, СССР из 19 млн. долл. - 26,4 процента. Относительный военный потенциал держав в том же 1937 году оценивался так: США - 41,7 процента, Германия - 14,4, СССР - 14, Великобритания - 10,2, Франция - 4,2 процента.

Все это говорит о том, что за период с 1913 по 1939 год Германия существенно отстала от своего главного соперника в борьбе за мировую гегемонию в капиталистической системе и новая мировая война теоретически оказывалась крайним средством не допустить увеличения разрыва - по крайней мере к такому выводу приходят многие западные исследователи в объяснении конкретного механизма возникновения последней мировой войны. Однако, как показывают уже упоминавшиеся исследования, именно к мировой войне в 1930-е годы Германия не была готова.

Чтобы тягаться с англо-саксами за мировое господство, немцам нужен был тыл - так же, как Наполеону в начале XIX века. И так же, как в начале XIX века Наполеон, Гитлер в конце 1930-х годов не был уверен в прочности все того же тыла под названием "Россия". При этом положение Гитлера было хуже положения Наполеона: захват русскими нефтеносной Южной Буковины, по сути, обездвиживал немецкую армию.

Советский удар был вполне возможен, а воевать на два фронта Гитлер не был готов. Единственным решением этой дилеммы был блицкриг. Поэтому-то Гитлер вполне рационально и ставил на него. И сам же, кстати, эту рациональность нарушил, потеряв темп во время последовавшего за Смоленским сражением наступления на юг.

Планируя блицкриг, Гитлер понимал, что другого шанса в войне на два фронта, по сути, нет и что можно в любой момент получить удар в спину от Сталина.

Я не буду вдаваться здесь в споры о том, готовил ли Сталин войну против Германии и собирался ли первым нанести удар, - это отдельная тема и особый разговор. Ограничусь следующим. Сталин как политик должен был не только думать о войне с Германией и готовиться к ней, но думать именно об упреждающем, превентивном ударе, о том, чтобы нанести удар первым. Как политик Сталин не мог не понимать, что в случае победы над Англией следующей жертвой (в Евразии) усилившегося рейха будет СССР. В такой ситуации нельзя было не думать о первом ударе. Но дело здесь не только в тактике и стратегии. СССР и Германия рано или поздно (и уж тем более в случае победы Германии над Англией) должны были столкнуться в соответствии с логикой борьбы социальных систем - капиталистической и антикапиталистической (коммунистической). Столкновение произошло в 1941 году.

Особенная война

У последней мировой войны в целом, особенно у периода 1941 - 1945 годов, который для нас был Великой Отечественной, и благодаря этому периоду есть несколько особенностей, существенно и сущностно отличающих эту мировую войну от предыдущих. В последней мировой войне к противостоянию главных претендентов на роль гегемона внутри капиталистической системы добавились, во-первых, открытая борьба одного из капиталистических претендентов (Германии) с антикапиталистическим (СССР); во-вторых, скрытое противостояние этого антикапиталистического социума своим капиталистическим союзникам по антигитлеровской коалиции в ходе войны с Германией, и чем ближе к концу войны, тем более острым и менее скрытым становилось это противостояние. Таким образом, последняя мировая война по своему социальному содержанию на порядки сложнее предыдущих мировых войн, выходит за рамки выяснения вопроса о гегемонии в капиталистическом мире. Другое дело, что в ходе этой войны логика капиталистическо-капиталистического противостояния не стала главной по отношению к логике борьбы за гегемонию в капиталистической системе, не подмяла ее, скорее, наоборот. Однако как только война закончилась, именно эта логика вышла на первый план.

Повторю: социосистемное противостояние помимо государственно-гегемонического, антикапиталистическо-коммунистическо-капиталистическое помимо внутрикапиталистического - серьезнейшее качественное отличие последней мировой войны от предыдущих. Но было и еще одно отличие.

Мировая война (1939 - 1945) была первой по-настоящему глобальной. Дело не в том, что она физически охватила весь мир и в ней было больше государств-участников, чем в войне 1914 - 1918 годов, то есть дело не в количественном аспекте, а в качественном; мир, как любил говорить Эйнштейн, - вообще понятие качественное. Глобальный характер последней войны, которая является и мировой, и глобальной одновременно, обусловлен прежде всего тем, что два из участвовавших в ней социума не просто стремились к гегемонии в мировой системе, к очередному мировому переделу, но выступали с глобальными проектами целенаправленного системного переустройства мира (большевики, то есть интернационал-социалисты) или как минимум (у национал-социалистов) кардинального изменения вековых правил игры.

Первым в истории капиталистической системы практическим социосистемным глобальным проектом целенаправленного мирового переустройства - на основе отрицания капитализма ("отречемся от старого мира") - был русский. Русский большевистский проект. Цель - мировая революция и торжество коммунизма во всем мире. Капитализм был мировым явлением, но он стихийно и постепенно охватывал весь мир, у большевиков же речь шла о плановой (целерациональной, как мог сказать бы Макс Вебер) социосистемной перестройке мира в целом на антикапиталистической основе. При этом проект был универсалистским, он основывался на признании разума, всемирно-исторических законов и на вере в прогресс. В этом смысле, несмотря на противостояние капиталистическому миру с господствующей в его ядре идеологией либерализма, у коммунизма был универсальный лексикон для общения с западными демократиями. Марксизм, как и либерализм, - идеология универсалистская, направленная на создание универсалистского глобального порядка.

Нацистская Германия тоже выступила с проектом нового мирового порядка. Однако порядок этот не посягал на капитализм, не предполагал его разрушения. Он должен был изменить правила игры в капиталистической системе - с универсалистских на партикуляристские. Иерархия и месторасположение в капиталистической системе, согласно нацистскому проекту, должны были определяться расово-этническим критерием: да здравствуют циркуль и линейка!

"Коммунизм был попыткой построить антикапитализм ("посткапитализм") на универсалистской основе, иными словами, покинуть капитализм по универсалистским рельсам. Национал-социалисты играли не только по другим правилам, но и на другом поле. Они хотели уйти не из капитализма (он сохранялся), а из современного (modern) общества и создать капиталистический социум и рейх на партикуляристской, антиуниверсалистской основе. Отсюда - неприятие как христианства, так и либерализма и, естественно, либеральной (буржуазной) демократии" (А.И.Фурсов. Колокола Истории. М., 1996. С.289).

Аналогичное неприятие было характерно и для советского коммунизма - с существенным, однако, нюансом. Коммунизм отрицал христианство и либерализм как частные формы универсализма с позиций другой частной (для коммунистов, естественно, единственно верной) формой универсализма же. Таким образом, по линии "универсализм - партикуляризм" советский коммунизм парадоксальным образом оказался ближе к западным демократиям, чем к национал-социалистическому рейху.

Избрав партикуляристскую, антиуниверсалистскую идеологию в качестве идейного средства борьбы за мировую гегемонию вообще и гегемонию в капиталистической системе в частности, нацисты социокультурно противопоставили себя доминирующей либерально-марксистской геокультуре современности (1789 - 1991) в целом - геокультуре, коренящейся в Просвещении, бросили ей вызов. И не только ей, а всей цивилизации модерна. С этой точки зрения, в известном смысле правы те, кто квалифицировал нацистский проект как бунт темных сил прошлого против Просвещения и Великой французской революции (а еще точнее - Великой европейской революции 1789 - 1848 годов), как контрреволюцию в самом широком смысле этого слова. На знамени этой контрреволюции было начертано: Государство, Раса, Воля. Так, Воля была противопоставлена Разуму, Раса - Человечеству, Государство - Индивиду и его обществу, то есть гражданскому.

Если Наполеон, по меткому замечанию Ф.Фехера, стремился создать гражданское общество без демократии, то Гитлер хотел свести к минимуму само гражданское общество, сделав его границы пунктирными, а само общество - пористым. Поскольку все это еще и сопровождалось планом создания расово-этнической иерархии капиталистической системы, то ясно, что идейно-политически нацисты загнали себя в угол, противопоставив как остальной части капиталистического мира, так и СССР. Разумеется, во внешней политике ценности и принципы - штука эластичная, особенно по сравнению с интересами: решающую роль играют геополитические и военно-стратегические резоны, что и было доказано лишний раз советско-германским сближением 1939 - 1941 годов и осторожным наведением мостов нашими западными союзниками с Германией с 1944 года - когда ее поражение стало очевидным. И все же определенную роль в раскладе сил в войне идейное содержание партикуляристского глобального проекта нацистов сыграло. Проект большевиков, советский антикапиталистический проект, был предложен извне капиталистической системы и, по крайней мере, пока вопрос о гегемонии в самой капиталистической системе не был решен, казался менее значимым, представлял меньшую угрозу в практическом смысле, с практической точки зрения. Как только после войны у капиталистического мира появился гегемон, выражающий долгосрочные целостные интересы этого мира, то борьба с "антимиром" и его проектом вышла на первый план. В результате в 1945 году заканчивается последняя мировая (миро-глобальная) война и начинается первая глобальная - "холодная".

Если идейные составляющие нацистского проекта и либеральной идеологии разводили Германию и ее западных противников, то культурно-исторические, напротив, соединяли и противопоставляли России. Именно этим объясняется тот факт, что в последней мировой войне немцы по-разному воевали с англичанами, американцами, французами, с одной стороны, и русскими - с другой. Известный немецкий философ и политолог Карл Шмитт писал, что во Второй мировой войне Германия вела две войны: обычную - на Западном фронте и совсем другую, тотальную, - на Восточном. Первая война имела обычные военные цели; целью второй было физическое истребление представителей другой этнической группы, уничтожение противника как Враждебного Иного.

...И дело здесь, конечно, не в противостоянии двух социальных систем - или хотя бы не в первую очередь в их противостоянии, как это представляли и объясняли в середине ХХ века. Ведь песня "Вставай, страна огромная" была написана не в 1941 году и не по заданию Агитпропа ЦК, а в 1914 году по велению честного и простого русского сердца. В 1941 году оставалось лишь заменить "с тевтонской силой темною, с проклятою ордой" на - "с фашистской силой...". Призыв "убить немца" впервые вышел не из-под пера советского писателя Константина Симонова, а из-под пера графа Алексея Николаевича Толстого (когда он еще был писателем русским и не знал, что станет советским). Кстати, на страницах журнала со столь милым советскому уху названием - "Огонек" (Ю.С.Пивоваров, А.И.Фурсов "Проблема НАТО" сквозь призму противостояния "Россия - Запад": конец пятисотлетнего спора? // Русский исторический журнал. М., 1998, т.1, №1. С.162 - 163).

И все же последняя война с немцами выходит за рамки всех прежних войн России с Западом: никогда еще до этого ни одно западное государство не ставило задачу физического истребления значительной части русского населения и превращения остальной части в рабов. Никогда еще культурно-историческое, цивилизационное противостояние не принимало столь брутальной "физико-демографической", "жизненно-пространственной формы".

Все это еще более усложняет социальное содержание последней мировой войны, добавляя к внутрикапиталистическому и социосистемному аспектам цивилизационный и этнокультурный. А поскольку главным и решающим фронтом в войне был Восточный, а театром действий - русский, то по крайней мере для СССР (России) культурно-исторический и этнический компоненты последней мировой войны практически выходят на первый план: нас хотели уничтожить, причем не столько как коммунистов, сколько как враждебный-не-Запад, как русских. Борьба народа за выживание, помноженная на мощь социальной системы, и потенциал этой системы, помноженный на ярость народа, которому ЧУЖИЕ подписали историко-антропологический приговор, - вот что обеспечило Победу. Или, точнее, было решающим фактором Победы.

Победа: кто победил?

Действительно, в чем же причины победы СССР и каковы основные результаты для него последней мировой войны? Что и как выиграли в этой войне США? Что и как выиграл Запад, капитализм, а что и как - исторический коммунизм? Это два взаимосвязанных больших вопроса, по которым уже написаны горы книг и статей и много еще будет написано. Ограничусь несколькими краткими замечаниями, насколько позволяют рамки газетной статьи.

"В результате последней мировой войны в краткосрочной перспективе на Западе непосредственно выиграла прежде всего не столько система - капитализм, сколько конкретное государство - США, ставшее гегемоном капиталистической системы (мир-экономики). В средне- и долгосрочной перспективе от этой гегемонии (а следовательно, в результате войны) выиграл капитализм как система в целом, добившаяся колоссальных результатов и фантастического благосостояния.

На Востоке ситуация оказалась более сложной. В краткосрочной перспективе победили СССР и коммунизм. В среднесрочной - коммунизм победил в региональном масштабе, точнее "зональном". В мировом же масштабе военная победа СССР и военно-политическая региональная ("зонально-лагерная") победа коммунизма стали неудачей последнего - в том смысле, что мировой коммунизации в результате войны не произошло. Доктрина мирного сосуществования, впервые выдвинутая Маленковым в 1953 году и подхваченная Хрущевым в 1956 году, означала неспособность коммунизма нанести капитализму военное поражение, то есть крушение военного глобального проекта коммунизма. А во "внешней политике СССР", в "холодной войне" эта неудача, этот провал, напротив, обернулись 30-летием побед (до Хельсинки-75)" (А.И.Фурсов. Колокола Истории. М., 1996. С.387-388).

Что касается причин нашей Победы, то до 1953 года победу в войне приписывали сталинскому гению и гению руководимой им партии. После смерти Сталина центр тяжести стал смещаться в сторону партии, к которой холуи очередного вождя пытались примазать своего патрона. В результате мы получали то "хрущевскую", то "брежневскую" истории войны.

В перестроечное время заговорили о том, что победили не партия и система, а народ, причем победил не благодаря Сталину, а вопреки ему, поскольку защищал не Сталина и его систему, а Родину.

Такой вывод на самом деле является всего лишь оборотной стороной, изнанкой официального советского подхода и до боли напоминает традиционные пропагандистские оценки большевиков: поражение потерпел не народ, а царизм (о русско-японской войне 1904 - 1905 гг.). Врете, ребята, поражение потерпели самодержавная система и народ как ее элемент. А вот в русско-японской войне 1945 года (почти блицкриге) победил советский народ как элемент советской (сталинской) системы.

Плохо даже не только то, что подход, разделяющий социальную систему и народ, фальшив, он ничего не прибавляет к нашему пониманию причин Победы, искажает их по-новому, в соответствии с новой политической конъюнктурой. Плохо то, что он ненаучен, строится на основе элементарного нарушения логики. Как дифференцировать народ и (сталинскую) систему? Какими средствами? Народ, что, жил в другой системе? Народ был частью этой системы и, защищая ее, защищал себя. Она была организационным средством - и очень мощным, как оказалось, - его самозащиты.

Нисколько не умаляя героизма русского воина и самоотверженности тех, кто работал на Победу в тылу (как нашем, так и вражеском), приходится констатировать: созданная в СССР в 1930-е годы система (сталинская) оказалась намного мощнее нацистской по своим мобилизационным возможностям как в прямом, так и в переносном смысле.

Под мобилизацией в переносном смысле я имею в виду то, что режим, система смогли - и довольно легко, просто и, я бы даже сказал, органично - поставить на службу себе патриотизм, русские и имперские традиции и даже православие. Это говорит о гибкости режима, о способности работать на победу в широком диапазоне социальных и культурных возможностей.

Если говорить о мобилизации в прямом смысле слова, то это мобилизация усилий всего народа на фронте и в тылу. Да, режим был сверхжесток (а чего еще ждать от народного режима по отношению к народу?), и мы всегда будем помнить и бездарные поражения первых месяцев войны, и огромные потери (абсолютные и относительные), и приказ Ставки № 270 от 16.08.41 г., и СМЕРШ, стрелявший в спины, и то, что солдата не жалели (Эйзенхауэр в мемуарах не может сдержать удивления, когда маршал Жуков объясняет ему: когда мы подходим к минному полю, наша пехота проводит атаку так, будто этого минного поля нет), и то, что в массовом порядке бросали людей на смерть (ведь победа нам была нужна одна на всех, "мы за ценой не постоим" - это не сталинская система пропела, а Окуджава, выражая принцип системы), и то, что ГУЛАГ во время войны работал не переставая, и многое другое.

И тем не менее народ, организованный системой, воевал за нее как за свою - жестокую, но свою.

Народ назвал маршала Жукова великим полководцем и героем войны. Народ в лице В.Астафьева назвал Жукова, если не ошибаюсь, "браконьером русского народа".

Обе точки зрения справедливы (я бы только уточнил: "великим полководцем системы, позволявшей не считать потери и не мерить ими победы и поражения"), и в этом смысле памятник Жукову в центре Москвы оправдан. Но если быть последовательными, то с системной точки зрения, как это ни покажется кощунственным (я уже предвижу возмущение), оправдан был бы и памятник Берии - организатору тыла, а после войны - атомной бомбы.

Короче, в схватке двух массовых обществ - советского и немецкого - при прочих равных условиях побеждало то, которое могло эффективнее мобилизовать ресурсы, массы и их энтузиазм - воинский и трудовой. Сталинский режим в этом плане оказался сильнее. В результате, например, Германия, которая даже в 1943 году располагала большими (в 2-3 раза) материальными возможностями для производства оружия и боевой техники, чем СССР, производила меньше военной продукции.

Для жителей гитлеровской Германии было невозможно низвести потребности, потребление и бытовой комфорт до того уровня, на который оказалась способной советская система. Я уже не говорю про питание, электричество и теплую воду; лишь в немногих отраслях промышленности Германии во время войны существовала ночная смена; практически не было мобилизаций женщин для работы на заводах. Еще только один пример, который я почерпнул у Дж.Гэлбрэйта: в сентябре 1944 года в Германии насчитывалось 1,3 млн. домашней прислуги, в мае 1939 года - 1,6 млн., то есть число прислуги за время войны сократилось всего лишь на 0,3 млн. (менее 20 процентов).

Я не рассматриваю вопрос, хорошо это или плохо. Речь о другом - о способности систем мобилизовать массовую поддержку "все для фронта, все для победы" и о социосистемных характеристиках населения как факторе победы.

Одним из показателей эффективности и жизнеспособности советской системы, созданной под руководством Сталина, является следующий факт. В 1941 году в первые месяцы войны был выбит почти весь офицерский (по крайней мере если говорить о младшем и среднем звене) корпус. После того как подобное произошло с русской армией в 1915 - 1916 годах, армия рухнула, а вслед за ней и вместе с ней - (царская) Россия, самодержавный строй. Иными словами, наступил социосистемный крах. Ничего подобного ни в 1941-м, ни в 1942 годах не произошло: места выбитых офицеров заняли новые, они-то и выиграли войну. Новый офицерский корпус стал возможен потому, что в 1930-е годы система подготовила значительный слой - массу - лиц с высшим и средним образованием. В социологии это называется "модальный тип личности"; дореволюционная Россия проблему создания "модального типа личности" не решила, проиграла войну и вылетела из Истории - vae victis.

Победа советского народа в социосистемном смысле была победой сталинской системы. Трагичность этого обстоятельства очень хорошо показана В.Гроссманом в "Жизни и судьбе". Другое дело, что, по иронии Истории, именно победители в войне, спасители (в краткосрочной перспективе) сталинского режима стали если не могильщиками, то той силой, которая этот режим (в среднесрочной перспективе) ослабила, если не подорвала, и стала массовой базой перехода к иной, чем сталинская, исторической форме коммунистического порядка. У поколения победителей в Отечественной войне на всю жизнь сохранилось чувство победительности и социальной правоты, в том числе и по отношению к режиму, а следовательно, и силы. Это чувство существенно отличало их от "шестидесятников" и околошестидесятников, но это уже другая тема. В любом случае война, помимо прочего, выковала специфический тип советского человека - антисталинского. Но не антисоветского и не антикоммунистического.

В этом смысле можно сказать, что во время войны начался процесс десталинизации, но протекал он внутри самой системы и поэтому парадоксальным образом способствовал ее победе.

Также в рубрике:

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;