Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 18 (7226) 18 - 24 мая 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Возможно быть другим

Социокультурные проекты краеведческого музея

ТОЛЬЯТТИ

Марина СТАРУШ


Тольятти - город молодой и благополучный. По российским меркам - даже богатый. Принято считать, что у молодых и богатых нет проблем. Во всяком случае, когда вокруг так много бедных и старых. Однако они есть...

"Музейный пикник"

Проблема номер один, которая не нуждается в специальных комментариях. Около 54 процентов молодежи города так или иначе испытывают наркозависимость. Недавно к этому прибавилась угрожающая динамика роста ВИЧ-инфицированных.

Проблема номер два, которая как раз в комментариях нуждается. Биография этого удивительно красивого поволжского города извилиста и замысловата. Губернатор-историк В.Татищев основал здесь поселение Ставрополь-на-Волге. Спустя два века малоблагодарные, но энергичные потомки накануне строительства гидроэлектростанции город перенесли. Ставрополь-на-Волге пополнил длинный список "градов Китежей" советского периода, а в Тольятти появился Центральный район - так сказать, законный правопреемник старого города. Следующее крупное поселение - Комсомольский район - возникло после строительства химического предприятия. И, наконец, последним по времени, но первым по уровню благополучия появился ВАЗовский район. Так в одной "квартире" оказались разные персонажи - респектабельные и преуспевающие "автомобилисты", но без исторических корней, прибывшие сюда со всех концов некогда необъятной страны, потомки ставропольских переселенцев, как раз имеющие родословную, но с ограниченными средствами к существованию, и "химики", давно пережившие пик материального благополучия. Совместное проживание - это еще далеко не дружная семья. Вот так и сложился город с чрезвычайно своеобразными социально-демографическими характеристиками и очень непростым психологическим климатом...

А при чем тут краеведческий музей? Это, собственно, и есть главный вопрос.

Выставка "Наедине с собой"

Конечно, в Тольятти был краеведческий музей со всеми положенными фондами - неизбежными мамонтами, древними стоянками, предметами крестьянского быта и деталями дворянского интерьера, портретами знатных земляков. Музей как музей. Тихо, строго и очень ответственно выполнял свое главное предназначение - хранил. Что, зачем, как и почему - в общем-то особо не задумывались. Поэтому, когда музей закрыли на ремонт, а ремонт, естественно, затянулся лет на 5, о нем просто забыли. И,собственно, не было бы никакой последующей истории, если бы руководителям города не пришла счастливая мысль пригласить директором Людмилу Михайловну Савченко, которая к тому времени создала и руководила Музеем детства в городе Ноябрьске. Вообще сам по себе это факт уникальный - не так часто на западный манер приглашают у нас мэры директоров музеев. Пригласили и даже помогли с квартирой. Это незаурядное событие тольяттинской общественностью вообще и прессой в частности осталось абсолютно незамеченным. Но, надо признать, недолго...

Краеведческие музеи в музейной "табели о рангах" занимают далеко не первые строчки. Самая распространенная ассоциация - рутина школьных экскурсий. Как правило, люди, в юном возрасте и в добровольно-принудительном порядке ознакомившись с историей родного края, не возвращаются туда никогда. А Людмила Михайловна хотела, чтобы они возвращались и с удовольствием. Поэтому задача номер один была очевидна и очевидно сложна - сделать краеведческий музей местом интересным для современных детей, уже вкусивших все прелести высоких информационных технологий. И экспозиция была выстроена так, чтобы школьники ощущали себя внутри того исторического времени и той исторический среды, о котором им рассказывали. В этом был элемент игры, в этом был элемент театра - из этого рождалась живая история, которую можно было потрогать руками в прямом смысле слова. В музее был создан отдел музейной педагогики, сейчас работает множество абонементов для школьников разного возраста. Большой популярностью пользуется Детский творческий центр, который работает по выходным. Так, музей энергично занял вполне достойное место в системе городского образования. Само по себе это немало. Но никто и не подозревал, что экспансия только начинается...

Задача номер два вытекала из полукрамольной идеи - музей должен активно участвовать в социальной жизни города, обязан быть ему нужным и только тогда имеет право рассчитывать на взаимность. Вообще-то идея сама по себе правильная и современная, просто очень нероссийская. Трезвый прагматизм никогда не считался сильной чертой наших соотечественников и уж совершенно был неприемлем, когда речь касалась родной культуры, которая в этом отношении, как жена Цезаря, оставалась вне подозрений. Острейшей городской проблемой были наркотики. В Тольятти действовала городская программа по борьбе с наркотиками. Но музей по понятным причинам отношения к ней не имел. Поэтому, когда Людмила Михайловна решила сделать выставку "Наедине с собой" о проблемах наркомании, ей не поверил никто, причем до такой степени, что грант на организацию дал Институт "Открытое общество". Людмила Михайловна исходила из того, что именно музей, где все подлинно и люди привыкли там всему верить, сам по себе может стать идеальным методом убеждения. Ее оппоненты - из того, что подобного не бывало и быть не может по определению. Людмила Михайловна понимала, что выставка рассчитана на подростков, традиционно немузейный контингент, и должна "говорить" с ними на понятном им языке - языке современного искусства. Ее оппоненты удивлялись, как можно вписать современное искусство в контекст традиционного краеведческого музея. Тем не менее этот социокультурный проект имел впечатляющий успех не только потому, что о нем много писали, не только потому, что выставка была затребована по многим городам и весям, а потому, что осталась книга отзывов, где ребята записывали - нет, не отзывы о том, как эстетически точно и лаконично было организовано пространство выставки, об оригинальном ее дизайнерском решении. Они писали исповеди о себе, своих друзьях и знакомых, прошедших через ад наркотиков. Еще была выставка "Преодоление", где главным стала не борьба человека со стихиями - хотя и это было тоже, - а ежедневное мужество людей, которые живут рядом, - инвалидов. И город не просто узнал, он осознал, как мало приспособлен для полноценной жизни этих людей. Потом был проект "Возможно быть другим"... Одним словом, в краеведческом музее нашли алгоритм представления острейших социальных проблем с помощью культуры. Город это понял и город это оценил. Музей работает под патронатом мэрии.

Задача номер три вообще носила наполеоновский размах. Завоевав признание в городе, Людмила Михайловна приступила к формированию среды, той особой культурной среды, в которой музей и город сосуществуют органично и взаимосвязанно. Так родилась идея масштабного проекта "Музейный пикник" (первый прошел в 1997 году) - на огромной площадке под открытым небом каждый желающий - художник и не художник - мог представить публике любой проект, посвященный чему угодно и выполненный как угодно. Излишне говорить, что поначалу в успех предприятия не верил никто. Но и сама Людмила Михайловна сомневалась: одно дело - пригласить художников, другое дело - убедить горожан прийти. Но они пришли - десятки тысяч, и с тех пор приходили каждый год. Возможно, именно здесь, на "Музейном пикнике", где было так много замечательного, веселого, ироничного искусства и не искусства, город и ощущал себя единым, неделимым на разные районы. Вообще-то, высокая объединяющая миссия культуры известна, но в основном о ней говорят, так сказать, задним числом. В сложном социально, экономически и национально дифференцированном обществе культура остается практически единственным возможным средством консолидации. То есть теоретически мы это знаем, а в Тольятти к этому тезису отнеслись неожиданно прагматически - просто начали воплощать в жизнь.

Ну а задача номер четыре уже прямо вытекала из предыдущих и формулировалась легко: объединяться. Так в 1999 году появилось "Содружество музейных работников", в которое объединились музеи Тольятти, Сызрани, Димитровграда, Энгельса. Надо сказать, что и на этом направлении немедленно перешли от слов, пусть и очень полезных, к делу. Вот, скажем, город Нефтегорск - 40 тысяч жителей - в сущности, самарская глубинка. Какой там может быть музей? Оказалось, может - Музей детства с интересной экспозицией об архитектурных стилях вообще и работе коммунальных и городских служб Нефтегорска в частности. Очень занимательно и очень полезно. Одним словом, любая социальная среда легко трансформируется в культурную. При двух условиях: надо понимать, как это сделать, во-первых, и, во-вторых, этого хотеть. Ну и главное - можно рассматривать краеведческий музей только как хранилище прошлого, а можно - как хранилище настоящего, текущей трудноуловимой эпохи. Как этого добиться? Тут много чисто профессиональных приемов и секретов, но есть и один - общечеловеческий: постоянно преодолевать стереотипы. Сначала свои, потом чужие. Это очень трудная ежедневная работа. Людмила Михайловна к ней готова, и у нее это получается.

... Вообще о Тольяттинском краеведческом музее можно написать роман почти авантюрный, можно - профессиональное исследование. Его нынешняя жизнь, его планы и намерения плохо укладываются в рамки газетной статьи. Но во всех случаях эпилог, вероятно, будут один - основным двигателем любого российского прогресса, да и просто стоящего дела всегда будут энергия отдельных людей, их умение преодолевать в принципе непреодолимые трудности, их в некотором роде исторический оптимизм. Именно на таких людях держится вся российская культура вообще и Тольяттинский краеведческий музей в частности.

Также в рубрике:

ТОЛЬЯТТИ

НИЖНИЙ НОВГОРОД

ЧЕЛЯБИНСК

  • История "О"
    Драматическая оратория Артюра Онеггера "Жанна д'Арк на костре" в Челябинском академическом театре оперы и балета

ВОРОНЕЖ

КЫЗЫЛ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;