Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7240) 23 - 30 августа 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

У каждого свой рай

Воспоминания об оперном сезоне в столице

Лариса ДОЛГАЧЕВА
Фото М. ЛОГВИНОВА


Сцена из спектакля "Царская невеста"

Он был небогат - почти все театры сбавили темп, а Музыкальный имени Станиславского и Немировича-Данченко вовсе отмолчался, не выпустив даже заявленной "Дуэньи". Роли же прочих в ежесезонной пьеске распределились по привычной схеме. Амбициозный весельчак, претендующий на первенство в компании, - это "Геликон". Дама с дурным характером, лидирующая по факту, - "Новая опера". Идеалист, по всем законам времени оказавшийся в обозе, - Камерный театр Покровского. А Простодушный, идущий куда глаза глядят, - Большой. Но он-то и пришел к самому любопытному (не путать с высоким) результату.

С двумя премьерами, которые театр, находящийся в состоянии перманентной реконструкции (или дум о ней), осилил, здесь наконец нарисовался курс. Но курс сколь спонтанный, столь и сомнительный. "Псковитянка" явилась как материализация идефикса Евгения Светланова; "Русалка" была предложением габтовских солистов. Воля руководства заключалась в малом - дать "добро" на постановку. "Добро" прозвучало. В первом случае, как представляется, потому что мечта маэстро сопрягалась с провозглашенным, но отчаянно пробуксовывающим васильевским принципом: "Большой - для больших звезд", во втором случае в пользу "Русалки" руководство театра мог склонить успех "Опричника", точнее - оцененная обществом идея вытащить из небытия произведение, несправедливо забытое (пусть в отличие от оперы Чайковского опера Даргомыжского ставилась в Большом не раз - для нынешнего поколения она почти "кот в мешке"). Вместе с "Опричником" прошлого сезона две новые премьеры и составили упомянутый курс - на национальный раритет.

Курс, появившийся в царстве случайностей, нет спору, - хорошо. Плохо, что конкретно этот довершает превращение его, некогда первого из первых, в театр местного значения. С репертуаром, где сплошь князья да бояре, неведомые прочему миру, о международной карьере стоит забыть. Давно замечено: опера тем больше привлекает, чем лучше ее знают. Парадокс, на котором стоит соответствующий рынок. Читай: шлягер там самый ходовой товар. В Большом последней из таковых была концертная "Норма", а до нее - "Аида", "Богема", "Травиата". Все неконкурентоспособный товар в силу скромности вокальных, режиссерских, сценографических сил, что и констатировала узнавшая в заграницах вкус первоклассных оперных блюд критика. Выход, по всему нащупанный в Большом интуитивно, - устранить причину огорчений. В результате второй сезон здесь обходится без мировых шлягеров, предпочитая ставить "вещицы", где поле для сравнения - с лужайку (многие ли помнят старых "Псковитянку" с "Русалкой"? А сегодняшний меломан за пределами отечества их днем с огнем не сыщет). Нормальная защитная реакция того, кто слаб... По мне - в ней, а не в патриотизме габтовских "верхов" корень проступившего курса. Курса, который стоил бы дорого, работай Большой в темпе пять - шесть премьер в сезон и имей репертуар, свидетельствующий о широте спорных интересов. Но в реальном контексте для театра первого положения это путь в местечковый тупик.

Прочие московские Оперы не двинулись ни вверх, ни вниз с занимаемых позиций. В Камерном театре Покровского по-прежнему неадекватно воспринимают свои музыкальные силы - чему свидетельство проваленная по этой части "Шелковая лестница" Россини (режиссер Михаил Кисляров). И по-прежнему строят для измученных соотечественников царство света и нравственного здоровья. Но увлечь туда вряд ли кого-нибудь в силах, как не в силах увлечь в светлое будущее лозунг "Мир, труд, май!". Нашего человека не пафосом берут - болью. А это именно то, чего категорически избегает мэтр, разумеется, и в своей последней "Сорочинской ярмарке".

"Геликон", ограничившийся тремя премьерами ("Паяцы" молодого питерца Балакина, "Макбет" опытного француза Криефа и "Леди Макбет Мценского уезда" "кисти" самого Бертмана), тоже никаких сюрпризов не преподнес. Все тот же проблемный музыкальный ряд, несмотря на приглашение за дирижерский пульт асов - Бражника и Понькина. Все тот же режиссерский кураж, не всегда подкрепленный мастерством. Новое здесь - разве что звездная болезнь, постигшая здешнего лидера (ее симптомы: отлучение от театра вредных критиков, жалобы на них по инстанциям и совсем уж халатные приготовления из ингредиентов второй свежести "Леди Макбет"). Поправляйтесь, Дмитрий Александрович!

"Новая опера" тоже из тех, кто стабилен - и в успехе, и в неудачах. Но ее позиция - верхняя строчка в сезонном рейтинге московских театров (рейтинг мой), а сверх того - живое напоминание о стародавнем споре, кто ж на оперном свете всех главнее, режиссер или дирижер. Главное, оказалось, масштаб личности. Портрет Колобова, с которым по этой части в столице не может сравниться никто, и отобразил сезон его "Новой оперы".

Почему он все ищет режиссеров-сопостановщиков в сопредельных с оперой пространствах? Надо полагать, не по примеру "старшего питерского брата", тень которого, нависшая надо всей страной (кто ж не перенимает его методов, кто ж не мечтает о том же успехе?), над театром в саду "Эрмитаж" видна отчетливей всего. Скорее, Колобов ищет адекватную себе личность, но в оперном мире не находит. Последняя из его "находок" - балетмейстер Алла Сигалова поставила в "Новой опере" "Травиату", при всей своей спорности вышедшую на такой художественный уровень целого, какого в Москве не видели давно. Эта "Травиата" и обеспечила театру рейтинговый взлет. Но Сигалова лишь не испортила "игру" дирижера Колобова и сценографа Гейдебрехта. А от предположений, что было б, сложись альянс Колобова со стопроцентной ровней Сокуровым, вообще захватывает дух. Но альянс и, следовательно, задуманная ими в этом сезоне постановка "Гамлета" Тома не состоялись. Что, по всему, закономерность - учитывая неспособность по крайней мере одной из могучих договаривающихся сторон ладить. С собратьями-художниками. С вокалистами. С журналистами. Вообще с миром.

Не умея, подобно известному мариинцу, завоевать его, он бурчит: не хочу замечать, буду творить для своих. "Высокий" блеф, результат которого - уход его артистов в Мариинку, в Большой, далее везде. Не к кормушке одной бегут и не от колобовского характера. А потому что ни один художник не любит замкнутых пространств (литераторы не в счет). Каждому нужен мир. Колобову тоже. Но он заложник собственного характера и делает таковыми других.

Вокалисты ему "мстят", оставаясь самым слабым звеном в золотой колобовской цепи. Не исключением стала и концертная "Сельская честь", которую он вдруг, незапланированно, под самый конец сезона предъявил публике. Подвигла его на этот шаг Казарновская. Он ее ставка. А что заставило его пойти на альянс с ней? Ее воля, обаяние - не голос же?! Тем не менее они сделали "Сельскую честь", явив преконтрастную пару: супермен (с точки зрения творческой формы) и - угасающая звезда с голосом, уже лишившимся цвета, запаха, вкуса... И Колобов в который раз не смог взлететь так высоко, как мог и хотел. Заложник.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;