Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7272) 19-25 апреля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеСердце за сердце, кровь за кровь"Орестея" Танеева в исполнении РНО МУЗЫКАМихаил ФИХТЕНГОЛЬЦ
В довольно затхлой филармонической жизни столицы редко встречаются те сочинения, названия которых радуют глаз и пробуждают в тебе желание во что бы то ни стало сходить на концерт. "Орестея" к числу таких произведений, несомненно, относится. Кто не успел, тот опоздал безнадежно: если ты не услышал "Орестею" в исполнении Российского Национального оркестра с Михаилом Плетневым, будь уверен, что в следующий раз услышишь ее лет через десять. С этим громоздким опусом Танеева, обозначенным как "драматическая трилогия", судьба обошлась сурово, впрочем, как и со всем наследием этого интересного и загадочного композитора. Парадоксальным образом сочинения, наличествующие в программе для музыкальных вузов, почти не востребованы на концертной эстраде - Четвертая симфония, "Орестея" и (в меньшей степени) "Иоанн Дамаскин". Ностальгическое обаяние танеевских хоров также знакомо в основном лишь студентам дирижерско-хоровых факультетов. Посему инициатива Михаила Плетнева, поставившего "Орестею" в программу абонементного концерта РНО, приветствовалась всеми. Тем более что была представлена солидная команда певцов с двумя мариинскими звездами - Марианной Тарасовой (Клитемнестра) и Александром Гергаловым (ее любовник Эгист). Кровавая драма Эсхила, движущей силой которой становятся выпетые Орестом слова "сердце за сердце, кровь за кровь", была воплощена Танеевым серьезно и более чем основательно - четыре с лишним часа (это если без купюр - с купюрами на час меньше) бередящей душу драмы производят впечатление... и подавляют всякое желание встретиться с "Орестеей" на оперной сцене. Танеев, тугодум и философ, не нашел необходимого драматического нерва, который держал бы в напряжении аудиторию и не давал ей смотреть на часы. В опере минимум динамики - есть лишь бескрайние разливы чувств, любовная истома, выражающаяся в роскошных вокальных партиях и тембровой палитре оркестра. Но постепенно "влажные переборы арф" и высокий штиль драмы начинают надоедать, и дирижер, даже такой опытный, как Плетнев, оказывается бессильным против полнозвучной танеевской громады. Может, мы стали более циничными и слишком ценим свое время, может, идеальный слушатель/зритель "Орестеи" еще не родился, но результат один - утомительно. Певцы в отличие от слушателей держат марку до конца - кто просто блестяще (солисты Мариинки и Михаил Гужов, великолепно спевший Агамемнона), кто похуже (Яна Иванилова - Электра и Светлана Создателева в роли Кассандры), кто совсем никак (Дмитрий Пьянов - Орест). Хор (сводный - Московский камерный и Института музыки им.Шнитке), порадовав несколькими бравурными номерами, постепенно начал засыпать. К середине второй части внезапно стал раскисать оркестр - то английский рожок крякнет, то труба ответит ему вовсе неприличным звуком. Аристократическая стать РНО, признаться, медленно превращается в легенду, но, похоже, это Плетнева мало волнует. Он с упоением медитирует под Танеева, периодически подсказывая всему огромному коллективу исполнителей нужные нюансы и, не спеша и не оглядываясь, продвигается к радостному финалу. Дай бог, чтобы когда-нибудь слушательская аудитория разделила его восторги по поводу талантливого, но такого неподъемного танеевского детища и по-настоящему оценила, что такое "сердце за сердце и кровь за кровь". Также в рубрике:
|