Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7315) 21 - 27 февраля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеЦарское стеклоВ музеях Московского Кремля ВЫСТАВКААндрей ВОРОБЬЕВ
Формировавшиеся на протяжении нескольких столетий коллекции Оружейной палаты как сокровищницы даров и приобретений русских монархов вполне резонно можно назвать самым ярким доказательством того, насколько важную роль на протяжении всей истории человечества играл жанр дипломатического подарка. Открывшаяся в музеях Московского Кремля выставка произведений художественного стекла под названием "Холодный пламень, раскаленный лед" стала еще одним убедительным доказательством того, что всему лучшему в себе этот музей обязан венценосным особам. В центре экспозиции - произведения иностранных мануфактур, подаренные русским монархам, и изделия, заказанные ими у себя на родине по случаю торжественных приемов, обедов, коронаций или для украшения дворцовых интерьеров. Пожалуй, в этом главная особенность выставки, которая впервые за последние двадцать лет показывает широкой публике "стеклянную" коллекцию Кремля. Другой особенностью, безусловно, стал высокий качественный уровень представленных произведений. Всего около 160 экспонатов, расположенных в выставочном зале Успенской звонницы, знакомят посетителей с историей европейского и русского стекла XVI - начала XX века, давая возможность увидеть все наиболее распространенные формы изделий, познакомиться с редкими и малораспространенными техниками художественного стеклоделия, такими, например, как живопись на стекле, или эгломизе, когда рисунок на стеклянной пластине создавался при помощи процарапывания по тонкому слою сусального золота. Уникальным экспонатом, выполненным в подобной технике, стала конклюзия "Прославление Петра I за Полтавскую битву" 1709 года.
Как известно, всемирная история стеклоделия насчитывает более пяти тысячелетий, однако для России открытие этого материала, полюбившегося не только за его декоративные качества, но и благодаря уникальным гигиеническим свойствам, относится ко второй половине XVI века. Именно этим временем датирован и наиболее ранний экспонат на выставке - декорированный эмалевой росписью и украшенный филигранью изящный кубок с крышкой работы венецианских мастеров середины XVI века, принадлежавший жене Ивана Грозного царице Марфе Собакиной. Однако уже позже, в XVII столетии, во времена царя Алексея Михайловича, русским удалось наладить собственное стекольное производство. Сначала на подмосковном Измайловском, а затем на Ямбургском и Жабинском заводах близ Петербурга, объединившихся впоследствии в Императорский стекольный завод.
Фирменным стилем русских стеклоделов конца XVII - XVIII веков по праву стало создание произведений, украшенных гравированным декором, в сюжетах и мотивах которого нашли отражение все наиболее значительные исторические события эпохи. Представленные в экспозиции рядом с аналогичными изделиями богемских, силезских и саксонских мастеров, они наглядно демонстрируют интернациональность стилей барокко и рококо в европейском художественном стекле того времени. Среди излюбленных сюжетов - гербы, обрамленные пышным картушем, профили императоров и императриц, военные трофеи, галантные сцены и пейзажи. Следующей яркой эпохой для художественного стекла стал ампир, когда впервые были осознаны возможности стекла не только как утилитарного, но и как одного из наиболее подходящих для украшения интерьера декоративных материалов, что иллюстрируют помещенные в экспозиции предназначенные для дворцовых апартаментов чаши из аметистового стекла начала XIX века и предметы из Бахметевского сервиза. Он был выполнен на одноименном крупнейшем частном русском стекольном заводе в XIX веке. Далее в устроенной по хронологическому принципу экспозиции представлена эпоха историзма с ее экспериментами в области техники и декора стеклоделия: созданием новых разновидностей цветного стекла: уранового, "медного" и "золотого" рубинов, опакового и других, использованием различных способов огранки, гравировки, золочения и серебрения. Завершает выставку пользующееся неизменным вниманием посетителей стекло модерна: украшенные яркими экзотическими цветами вазы и кувшины фирмы Галле, выполненные с ювелирной тонкостью пейзажи мастерской братьев Дом, украшающие миниатюрные вазочки и стаканы, наборы для вина и туалетные приборы фирмы Баккара и традиционно русские наборы для кваса. Отдельного внимания заслуживает ваза, исполненная в Петербурге и украшенная орнаментом в русском стиле, которая принадлежала вдовствующей императрице Марии Федоровне - матери Николая II. Значительный раздел представляют и изделия из хрусталя конца XIX - начала XX века в серебряных оправах. Именно эти дорогие оправы, исполненные фирмами Хлебникова, Болин и другими, по всей вероятности, и стали причиной существования в музее столь значительного собрания подобных произведений. В общем, как говорится, каждой твари по паре - все есть, и вполне высокого качества, однако вот чего-то более индивидуального, помимо громких имен владельцев отдельных произведений, про выставку и не скажешь. Также в рубрике:
|