Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9 (7368) 6 - 12 марта 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

АЛЕКСАНДРА КУЛИКОВА: "Роковую роль сыграла география"

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА


А.Куликова

В жизни Саши КУЛИКОВОЙ, ведущей молодой актрисы Санкт-Петербургского БДТ, большое значение имеет случай, предопределяющий многие крутые повороты ее судьбы. Питерская девочка вовсе не собиралась быть актрисой и, окончив школу, благополучно поступила в Первый медицинский институт. Вот тут-то в дело и вмешалась география родного города. Недалеко от института находилась знаменитая киностудия "Ленфильм". И совсем как в банальном кино студентку-первокурсницу однажды остановили на улице и спросили: "Девочка, хочешь сниматься в кино?"

    

- И что же девочка?

- Девочка все бросает, ссорится с родителями и идет в артистки. Я пришла на "Ленфильм", познакомилась с режиссером и на скамейке во дворе стала читать партнерам эпизод из сценария. И тут произошло нечто. Меня охватило сильнейшее возбуждение, и эмоциональное, и даже физическое, похожее на острую влюбленность, но все же другое. Оно не покидало меня до ночи. Наутро я поняла: медицинский отменяется. Но с первого раза я никуда не поступила. Неудача эта меня никак не охладила. Я подготовилась, и на следующий год меня брали в несколько московских институтов, я выбрала ВГИК.

    

- Почему не театральный институт?

- Просто еще со школы была синеманкой, все смотрела, все читала. Поэтому ВГИК был для меня чем-то запредельным.

    

- Когда будущая киноактриса впервые вышла на сцену?

- Еще на втором курсе, и это была сцена московского Театра Луны, где тогда работал мой педагог Анатолий Ромашин и играла Ирина Метлицкая. С ними я впервые вышла на сцену в спектакле "Византия". Хотя я сразу почувствовала, что этот театр - не моя территория. Но все равно я ему благодарна, поскольку он подарил мне первый живой контакт со зрителем. Потом, уже окончив институт, я из Театра Луны ушла. Родила сына, вышла замуж и уже начала паниковать, что вот я - мама, и это все, а вгиковское образование отдаляется от меня с каждым месяцем. На меня надвигался страх потери профессии. И тут к матери с младенцем пришел Борис Юхананов и предложил ей роль Гретхен в спектакле "Фауст".

    

- Каковы были ваши ощущения от этого весьма неоднозначного "проекта, запущенного в эволюцию"?

- Первоначально "Фауст" существовал в бесконечном шестичасовом варианте. Помню, я первый раз вышла на сцену где-то в полдвенадцатого ночи. И в этот момент зрители вдруг встали и пошли. Я - в шоке, а надо что-то играть. Это я уже потом поняла, что они боялись на метро опоздать. Но какое же это страшное ощущение, когда публика уходит, с подобным ужасом мало что сравнится.

А если серьезно, то для меня "Фауст" - полноценное актерское существование. Прежде всего - это счастье импровизации, ведь второй акт "Фауста" - свободная игра. У нас есть только текст Гете и разбор Юхананова. Я очень скучаю по этому спектаклю. Я знаю, что иногда говорят и пишут о Юхананове. Но мое с ним общение - это точка роста. Вот именно так. Я открываюсь и расту. Далеко не с каждым режиссером у актера такое происходит. Однажды я наблюдала за собой отупение, медленно переходящее в деградацию.

    

- Но единственный проект актрису все же не сделает.

- Это точно. Когда мой сын подрос, я поняла, что "Фауста" мне мало. Спектакль мы могли играть раз в полгода. Меня эта ситуация не устраивала, и я решила показываться в московские театры. Первым и единственным оказался ТЮЗ, где я провалилась с треском, не понравилась категорически. Хотя, конечно, Генриетта Яновская ко мне со вниманием отнеслась. Но она знала, что я из ВГИКа и выразила сомнение, что я в принципе могу стать театральной актрисой. Для меня это было катастрофой, потому что мне такие вещи говорил профессиональный человек. Правда, она ничего не знала о моих театральных опытах, а я не сказала, как-то к слову не пришлось.

    

- Почему вы вернулись в Петербург да еще и оказались в БДТ?

- Опять виноват случай. Когда я пришла в себя после тюзовского провала, то решила поступить практично: поехать в Питер к Григорию Козлову, которого давно знала, там "порепетировать" показы в театры и вернуться в Москву. Я себя на тот момент уже чувствовала вполне московской барышней: четыре года ВГИКа, семья, "Фауст". В результате Гриша договорился о показах в двух театрах, с которыми он тогда сотрудничал, - в Театре на Литейном и БДТ. И вдруг меня неожиданно пригласили в оба. Это было еще одно потрясение после московского провала. И такое счастье, которым я не могу "насытиться" уже четвертый сезон. Я - и в БДТ, роль идет за ролью.

    

- Неужели для молодой артистки совсем другого поколения БДТ окружен все тем же ореолом?

- Конечно. Все остается. При всем том скепсисе, который иногда расплывается по городу, при всех бурчащих об ушедшей славе театра старушках этот дух и святость места сохраняются. И ощущения, связанные с ними. Ты чувствуешь, что это - особенное место. И оно живое, оно дышит. Ведь сколько бы тот театр ни хоронили (а похоронные процессии без конца идут, некрологи все пишут и пишут), но что-то новое пробивается постоянно. Я вот хожу по этим лестницам, галереям и до сих пор удивляюсь: неужели я здесь, неужели имею к этому отношение? И это абсолютно непреходящее ощущение.

    

- Легко ли вам существовать в полярных театральных эстетиках?

- Мне очень повезло. За три года я поработала с Григорием Козловым, Борисом Юханановым, Григорием Дитятковским, Николаем Пинигиным, Жаком Лассалем. Сейчас идет работа с Темуром Чхеидзе над лермонтовским "Маскарадом". Все они - предельно разные режиссеры. Между ними - эстетические пропасти. Но через эти пропасти интересно перелетать. Каждый раз - шаг в неизвестность. Мне кажется, мы слышим друг друга и, как можем, делаем общее дело. Я не чувствую никаких сверхпреград, непреодолимых барьеров в освоении нового театрального языка или, наоборот, традиции. Просто ты прибавляешь что-то в себе. Пытаешься, во всяком случае.

    

- Вам нравится находиться в ситуации театра-дома?

- Вполне. Хотя нравится также улетать на время в другое место, что-то узнавать и с новыми впечатлениями возвращаться домой. Конечно, хочется путешествовать. Дома - уют, а за воротами - авантюры сплошные и опасности. В них так интересно пускаться.

    

- Съемки в телесериале "Дневник убийцы" модного режиссера Кирилла Серебренникова тоже были авантюрой?

- Прежде всего - это мой первый телевизионный опыт. Кирилл, кстати, знал меня только по "Фаусту". Да и я лишь потом посмотрела его театральные спектакли. А работать с ним было очень интересно, потому что чувствовалось, что это уже совсем новая режиссерская генерация. Встретившись с ним на пробах, я поняла, как соскучилась по такому общению. Мне кажется, "Дневник убийцы" - это очень важная попытка подлинности на телевидении. Хотя на съемочной площадке у нас была любимая шутка: мы все дальше и дальше от рейтинга. В общем, я рада, что мой теледебют состоялся подобным образом. До этого я к сериалам не питала нежных чувств. Меня куда-то даже утверждали, но я сбегала.

    

- А как же всенародная известность и популярность, с сериалами связанные?

- Если честно, такой мотивации у меня нет. Я не ощущаю сильной потребности, чтобы меня узнавали на улицах. Хотя, возможно, это приятно. Мне, например, приятно, когда меня спрашивают: "Это вы снимались в "Дневнике убийцы"? Именно потому, что это "Дневник убийцы", а не реклама дезодоранта. Приятно, когда делаешь то, что тебе нравится, а это, в свою очередь, нравится другим. Вот и все. Может быть, в этом слышится какой-то снобизм. Но мне просто неинтересно участвовать в прочей телепродукции, которая и востребована, и, может быть, даже хороша в своем жанре. Ну не интересно. Что там делать? Ради чего?

    

- Находясь внутри театрального и кинопроцесса, вы ощущаете приход нового поколения, о котором сегодня так много говорят? Существует ли в наши дни такое понятие, как творческое общение, или каждый сам по себе?

- Существует, но у меня оно в основном происходит в Москве, как это ни парадоксально. Мой муж режиссер Илья Хржановский, все его друзья и соплеменники, Боря Юхананов, Кирилл Серебренников, Костя Мурзенко - это наша большая компания. Есть и разговоры, и споры, и планы, и проекты. Я вижу молодых актеров, которые мне созвучны и интересны, с которыми мне хотелось бы поработать. Я чувствую общность языка, какой-то единый вектор. Действительно, как долго драматургия спала, не было ни хороших пьес, ни сценариев. Просто пустыня какая-то. И вдруг сейчас возникает имя за именем. Все потихоньку оживает.

    

- Какие-то ваши совместные идеи осуществляются?

- Да, конечно. У Ильи, например, был замечательный проект создания Центра молодой режиссуры. Сейчас практически этот проект, получивший название "Список влюбленных РФ", осуществляется на канале ТНТ. Самые разные режиссеры, среди них - Александр Котт, Ульяна Шилкина, Александр Зельдович, Кирилл Серебренников, Александр Шейн, Олег Хайбуллин и другие, снимают фильмы по сценариям, написанным самыми актуальными драматургами и сценаристами. Могу назвать Ивана Вырыпаева, Алексея Шипенко, братьев Пресняковых, Максима Курочкина и других. Этот проект был презентован на Берлинском кинофестивале. И мне очень хочется верить, что все это неслучайно, что именно поколение пришло.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;