Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7368) 6 - 12 марта 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияВ мире очень тонких материйНа итоговой коллегии Минкультуры одобрено "справедливое неравенство" ЗАСЕДАНИЕАнна СЕЛИВАНОВА Провожая старый год, принято вспоминать о хорошем и загадывать желания. Поскольку поводов и для того и для другого за прошедший период накопилось достаточно, на итоговом заседании Коллегии Минкультуры доброй народной традиции нарушать не стали. И начали за здравие, о состоянии которого объективно свидетельствовала Справка об итогах деятельности ведомства в 2002 году и задачах отрасли в 2003 году. Познакомившись с приведенным в ней длинным перечнем принятых мер, разработанных документов и организованных мероприятий, усомниться в том, что весь прошлый год министерство не покладая рук трудилось на благо российской культуры, могли только предвзятые скептики. В своем выступлении Михаил Швыдкой отметил, что "главным основанием для позитивных изменений остается стабильное финансирование отрасли, объем которого в 2002 году по сравнению с 2001 годом вырос в три раза". А главным свидетельством небесполезности этих вложений министр назвал "заметное оживление творческой жизни" во всех сферах культуры. Михаил Ефимович подробно рассказал о важнейших направлениях работы ведомства. Так, немало сделано в области реконструкции и строительства культурных объектов. Медленно, но верно продвигается законотворческая деятельность, в результате которой в 2002 году были приняты долгожданный Федеральный закон "Об объектах культурного наследия народов РФ", Постановление о государственной поддержке кино и другие, не менее важные законодательные акты. Однако министр не ограничился перечислением успехов, заметив, что "позитив - это уже часть истории" и надо думать над решением острых проблем, которых в культуре по-прежнему немало. Больные вопросы, тревожащие Минкультуры, стары как мир: низкий уровень заработной платы, обветшание материально-технической базы, нехватка управленческих кадров и т.д. Впрочем, из выступления министра было понятно, что вверенное ему ведомство готово к борьбе с трудностями. Не пугает Минкультуры ни участие в реформировании оплаты труда, ни подготовка к реструктуризации театральной и филармонической систем, ни проведение оптимизации сети культурных учреждений. По словам Михаила Швыдкого, программа оптимизации "не сводится к простому сокращению, скажем, малых музеев. Речь идет всего лишь об изменении конфигурации сети". Тем не менее, по неофициальным данным, в Минкультуры уже готовится список музейных учреждений, подлежащих ликвидации, реорганизации и передаче в ведение местных властей. Косвенно об этом свидетельствовало выступление М.Б.Пиотровского: "Ликвидация существующих музеев вызывает у меня большую озабоченность. Я понимаю, что музеи могут объединяться, сливаться и т.д. Но когда появляются официальные списки музейных учреждений, ликвидация которых позволит экономить бюджетные средства, это уже тревожно". По мнению М.Пиотровского, такой подход не имеет ничего общего с оптимизацией. Ликвидация музеев даст ничтожно малую экономию, тогда как последствия могут быть просто плачевными: здания музеев станут бесхозными, а судьбы коллекций окажутся под вопросом. В самом худшем случае экспонаты попросту начнут распродаваться. Удивляет то, что в число музейных учреждений, которые, по мнению Минкультуры, зря коптят небо, попали далеко не самые никчемные. В частности, одним из "лишних" нахлебников федерального бюджета, попавших в "черный список", оказался Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Уникальную коллекцию решено отправить в Государственную Третьяковскую галерею, а здания Спасо-Андроникова монастыря, где доселе располагался музей, передать Русской Православной Церкви. Судя по всему, нынешняя расстановка акцентов в правительственной культурной политике вполне устраивает руководителей учреждений культуры - по крайней мере, тех, кто был приглашен на коллегию. Карен Шахназаров признался, что зря раньше не доверял Минкульту: теперь, когда впервые за 12 лет "Мосфильм" получил от министерства целых 9 миллионов рублей, он готов забыть о своей критике. Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра - одного из семи музыкальных учреждений, получивших в 2002 году правительственные гранты, - назвал стратегию министерства "принципом справедливого неравенства". По его мнению, правило "всем сестрам по серьгам" должно навсегда уступить место целевому финансированию лучших коллективов страны. Что касается утверждения этого принципа на уровне взаимоотношений самих коллективов с творческим составом, то хотелось бы как можно скорее довести до ума процедуру контрактации. В этом его поддержал и Олег Табаков, предложивший ввести выходное пособие по расторжении трудового контракта, которое позволило бы театрам безболезненно перейти на новую систему. Кроме того, по мнению худрука МХАТа, Министерству культуры не мешало бы позаботиться о поддержке кадрового состава региональных театров и материальном обеспечении системы театрального образования. Поддержки Минкульта достойна и гастрольная деятельность столичных коллективов. В ответ на это министр иронично заметил: "На сцене вы, Олег Павлович, взываете к духовности, а на коллегии заговорили о материи". А вот выступление вице-премьера Правительства РФ Валентины Матвиенко на фоне благодушных речей членов коллегии прозвучало более чем критично. Отдав должное заслугам главного культурного ведомства страны, г-жа Матвиенко довольно резко высказалась по поводу важных недостатков в его работе, призвав М.Швыдкого прислушаться к замечаниям. Претензий оказались много: Минкультуры допустило банкротство студии документальных фильмов, слабо контролирует тревожную ситуацию с Росгосцирком, не предпринимает попыток вернуть драгоценную коллекцию "Союзмультфильма", упорно отворачивается от творческих союзов и не обращает никакого внимания на уровень массовой культуры. Медленно движется процесс реорганизации, с опозданием выполняются постановления правительства и даже указы Президента. Кроме того, как выяснилось, Минкультуры регулярно нарушает исполнительскую дисциплину, небрежно оформляет документацию и безответственно относится к официальной переписке. Но критическое выступление г-жи Матвиенко не испортило настроения членам коллегии и министру. "Главное, - резюмировал М.Швыдкой, - что к нам хорошо относятся". Впрочем, сохранить расположение как высшего руководства, так и подопечных в 2003 году министерству, по-видимому, будет непросто. Поскольку все "взрывоопасные" моменты, связанные, прежде всего, с реформой оплаты труда, кадровыми перестановками и изменением конфигурации сети культурных учреждений, касаются, по словам министра, "очень тонких материй". Удастся ли Минкультуры провести свои идеи в жизнь, не потеряв при этом доброе, понимающее лицо, ровно через год покажет очередное итоговое заседание. P.S. За комментарием по поводу взволновавшей музейную общественность идеи оптимизации учреждений культуры мы обратились к директору Музея А.Рублева Геннадию Попову: - Реорганизация музеев не может быть обусловлена финансовыми соображениями. Передислокация в Государственную Третьяковскую галерею потребует огромных затрат. Понадобятся специальный транспорт, охрана, подготовка помещений. Да одна только упаковка каждого музейного экспоната обойдется как минимум в пять тысяч рублей. О какой экономии здесь может идти речь? Сегодня в монастырской башне и в Братском корпусе находится специальное библиотечное оборудование, которое стоит немалых денег. Куда его девать, мы не представляем. Оптимизация может нанести российскому культурному наследию огромный ущерб. Так, передача филиалов и отделов Рязанского, Новгородского, Архангельского музеев-заповедников в руки небогатых региональных властей, скорее всего, приведет их к нищенскому существованию. А это значит, что через несколько лет вновь потребуются усилия реставраторов для устранения последствий плохих условий хранения уникальных экспонатов. Также в рубрике:
|