Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7416) 26 февраля - 3 марта 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаДорогой, ты уже себе не принадлежишь!Олегу Янковскому - 60 Светлана ХОХРЯКОВА
23 февраля, в День защитника Отечества, страна отмечала 60-летие своего первого героя-любовника Олега Янковского. Ни один выпуск новостей не обошелся без репортажей о юбиляре. Все вспоминали примерно одно и то же. И это вполне объяснимо: уж больно биография Янковского соответствует тому, какой она должна быть у звезды. Рожденный в небольшом городке Казахстана, мальчик взошел на кино-театральный олимп, пройдя многие, почти мистические предзнаменования и круги. В такой ситуации, когда уже все о человеке сказано, даже затрудняешься еще что-либо новое добавить. Про Янковского нашему народу известно все: про роли, семью и наследников, про пристрастия и характер. Хотя поди вот теперь объясни юному поколению, отчего это именно Янковский играл в свое время Ленина и чем это было для целого поколения. Не раз и не два все мы повторяли слова о необыкновенном взгляде Янковского и его знаменитом молчании, а Леонид Ярмольник со товарищи даже частушку сочинил по этому поводу, которую и исполнил во время торжественного приема в честь юбиляра в Театре Ленком: "Громко так молчать не может ни один артист в стране". Так много сказано... Но вот вдруг о чем подумалось. Янковский ведь очень часто играл героев с прошлым, но без настоящего, а тем паче будущего. Роли опустившихся джентльменов он умел "взять" каким-то необъяснимым своим чутьем. А сам умудрился при этом каким-то неведомым образом иметь при себе это настоящее и еще что-то неизвестное нам оставлять на перспективу. Правильно про него сказал в свое время Александр Гельман: в Янковском живут роли, о которых он даже не догадывается. Янковский великолепно умеет вписаться в скудный советский быт с его унылыми магазинами и хрущевками, ему к лицу потертая кроликовая шапка и белый халат врача. Он на месте среди роскоши монаршего дома и в роли самодержца, будь то Петр Великий или Николай II. Умеет касаться тонкой посуды, изысканно протягивать руку к старинному портсигару, как подобает истинному аристократу. Он свой в любой эпохе. Более четырех лет назад я пыталась по крохам восстановить биографию артиста по просьбе одного издательства. Встречалась и беседовала с людьми, ему близкими, родственниками, коллегами, самим Янковским. Это было время для кино страшное. Картин снималось мало, кинопроизводство не сулило никаких перспектив. Да и каждый год в жизни любого артиста, с одной стороны, что-то ему прибавляет, конечно, но и отнимает - прежде всего, роли, которые уходят по прошествии лет, и их уже не сыграть. У Янковского тогда было не самое оптимистичное настроение, хотя и мечтал он о режиссуре, о ролях, которых в тот момент было немного (а у кого они в то время были!), мечтал о том, что сын его сделает нечто такое в искусстве, что станут говорить: мол, вот это Олег Янковский - отец того самого Филиппа Янковского. Говорил, что лучшие дни для него как актера миновали. А пятьдесят пять лет, конечно, - не возраст: подводить итоги рановато, а мемуары пока писать не хочется. Однако в сорок лет жить веселее. И вообще, сорокалетним ощущать себя приятнее. Вспоминал самый плодотворный свой период - начало 80-х, когда один за другим появились фильмы с его участием - "Полеты во сне и наяву", "Влюблен по собственному желанию", "Ностальгия". Прошло чуть больше четырех лет, вместивших многое. Состоялось почти все из того, о чем думалось. И кинематограф наш более-менее встал на ноги, много фильмов начали снимать, и Янковский почти всегда в работе. Он получил именно в эти последние годы такое количество наград и премий, какого, кажется, прежде не имел. Их ведь, если разобраться, у него тогда было не так много. А ныне ленкомовский "Шут Балакирев" и роль Петра Великого в нем, роли в фильмах "Любовник" Валерия Тодоровского и "Бедный, бедный Павел" Виталия Мельникова, где Янковский сыграл графа Палена, чего только не принесли ему: от Государственной премии РФ до наград "Кинотавра", "Ники" и "Золотого Орла". Мы уже и со счета сбились. Янковский наконец-то дебютировал в режиссуре, сняв на пару с Михаилом Аграновичем фильм "Приходи на меня посмотреть", где сам сыграл главную мужскую роль. Сын Филипп также сделал свою первую полнометражную картину "В движении", вызвавшую много разговоров и самых разных мнений, но в любом случае очень заметную. Да и новые роли в Ленкоме, а таковых еще надо там дождаться, в том числе и недавняя в спектакле знаменитого эстонца Нюганена "Все оплачено", - это немало. Если напрячь извилины и попытаться вспомнить, у кого еще столь продуктивная творческая жизнь, то станет ясно: по пальцам можно пересчитать таких людей. Так что Янковский - один из немногих. Но право на это он заслужил сам. Год от года он становится все интереснее на экране. Все-таки кино - вот его стихия. Тут он царь и Бог. Именно тут ему многое подвластно. И мало равных. Когда-то непростой герой Янковского с простой фамилией Семенов (не забыть, как он разрезал лимон в вагоне поезда) из фильма Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся", сказал о том, что талант нужно распределять умело. Сам Янковский и его жизнь в искусстве могут служить подтверждением этой истины. И конечно, он давно себе не принадлежит. Эти слова произнесла когда-то героиня Инны Чуриковой в фильме Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" применительно к главному герою, ставшему визитной карточкой Олега Ивановича. И никто бы не позволил Янковскому не отметить его собственный юбилей, как бы он ни желал этого. Ему так и говорили: это, мол, уже не твой праздник. Также в рубрике:
|