Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7416) 26 февраля - 3 марта 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрЭДУАРД БОЯКОВ, директор "Золотой Маски": "К олимпийским чемпионам приставка "экс" не прилагается"Беседу вела Наталия КАМИНСКАЯ
Фестивалю и национальной театральной премии "Золотая Маска" исполняется 10 лет. 27 марта по традиции начинает работу очередной фестиваль. На этот раз ему предшествует начавшаяся 9 февраля специальная юбилейная программа, которая идет вне конкурса и представляет лучшие достижения российского театра, связанные с именами Б.Эйфмана, Э.Някрошюса, А.Борисова, Л.Додина, Е.Гришковца, Т.Багановой и др. В беседе с генеральным директором ассоциации "Золотая Маска" Эдуардом БОЯКОВЫМ мы пытаемся оценить пройденное десятилетие. - Начну со сложившихся традиций. Все эти годы я слышу вопрос: почему "Маска" обязательно вручается каждый год? Почему бы не проводить ее раз в два года, хотя бы в случае сезона, "неурожайного" на события? Но я считаю, что наш фестиваль не должен зависеть от гипотетического "урожая". Да и кто может со всей ответственностью оценить российский театральный сезон в целом? Кто-нибудь в состоянии увидеть все премьеры страны? "Маска" как раз и может констатировать то, каким он сложился, при этом и она не в состоянии объять необъятное. Да, мы все время становимся заложниками "сезонного" мышления. Но таково мышление всего театра, и не надо нарушать его логику. Наш фестиваль - своего рода зеркало, отражающее театральный процесс. И сейчас, когда нам исполнилось 10 лет, можно заняться и "двойным отражением", то есть посмотреть и на самих себя. Такая рефлексия - вещь очень полезная. Наша юбилейная программа и есть способ рефлексии. Честно признаюсь, афиша мне очень нравится. Театры, которые приезжают сейчас в Москву, - как разные грани одного драгоценного камня. Что общего между Новосибирским театром оперы и балета и "Деревом", АХЕ и Meno Fortas, балетом Эйфмана и Гришковцом? А на самом деле именно они и составили картину театра последнего десятилетия. Главный его итог - появление самостоятельных художественных организмов. В "Золотой Маске" с момента ее рождения участвовали не только академические, но и новые, подчас даже маргинальные театры. Я пересмотрел фестивальные буклеты прошлых лет. Смотрите, в числе лауреатов первой "Маски" и А.Феклистов - Башмачкин в спектакле агентства БОГИС, и постановка В.Фокина "Нумер в гостинице города NN", которой только начинался будущий Центр им. Вс.Мейерхольда. То есть уже тогда спектр выбора был широк: от больших стационаров до новых независимых образований. Мы включали в орбиту своего внимания театры, возникшие на самых разных основаниях: на харизме (случай с Б.Эйфманом), на одиночестве (случай с Е.Гришковцом), на эмиграции (Театр "Дерево", переместившийся из Петербурга в Германию), на внутренней эмиграции (АХЕ) и т.д.
- Но, с другой стороны, большинство имен и театров, вошедших в афишу, были известны задолго до появления "Золотой Маски". - Наша функция - вовсе не в открытии, скорее в констатации, в отражении. Конечно, и Малый драматический театр Л.Додина (он, кстати, приедет в Москву, только попозже - в июне), и Саха-театр им. П.Ойунского, и Новосибирский театр оперы и балета, театр Някрошюса и балет Б.Эйфмана существовали и без нас. И если мы помогли Е.Гришковцу или Санкт-Петербургскому АХЕ получить широкую огласку, то это скорее счастливое для нас стечение обстоятельств. Функцию открытия должны осуществлять (и осуществляют) другие фестивали - тематические, региональные, экспериментальные.
- А вы когда-нибудь задумывались о судьбах лауреатов? Понятно, для того, чтобы отследить всех и помочь кому-то конкретно, надо иметь мощнейшую административную структуру. Но все же - звание лауреата что-то дает его носителю? - В спорте так: есть экс-чемпионы страны и мира, но к чемпионам олимпиад приставка "экс" не прилагается. Так, надеюсь, будет и с лауреатами "Золотой Маски". Еще раз возвращаюсь к нашему архиву - там нет проходных фамилий, начиная с первых, с Фоменко, Теняковой, Колобова... Конечно, лауреатство - не депутатский иммунитет, не пропуск в лучшую жизнь. В России вообще ничто не дает гарантий безоблачного существования. Но, с другой стороны, даже просто стать номинатом много значит для актеров. Не раз слышал: "В прошлом году я был номинирован на лучшую роль", - это говорится с гордостью. На афишах многие театры пишут: "Спектакль - номинант "Золотой Маски". А в провинции участие и победа на "Золотой Маске" означает возможность получить что-то от местных властей - дотацию, квартиры и даже новое здание.
- Будет ли "Золотая Маска" по истечении 10 лет как-то пересматривать свои параметры? - У меня ощущение, что проект сформулирован. Сейчас вообще наступает время, когда надо отрабатывать консервативные модели. Я всегда привожу пример с английскими водопроводными кранами. В Британии ведь нет смесителей, горячая вода течет отдельно, холодная - отдельно. Ну почему бы не перейти на общепринятый цивилизованный стандарт сантехники? А потому, что так сложилось. Старая, серьезная культура может позволить себе не взрывать собственный менталитет, а находить прелесть в консервативных ценностях. К изменениям нужно относиться очень осторожно, принимая их, когда они становятся очевидными явлениями жизни. Так было на "Золотой Маске" с номинацией "Современный танец": мы ввели ее тогда, когда без этого жанра стало невозможно представить сегодняшний театр.
- Прокомментируйте, пожалуйста, отказы от участия в фестивале. У них тоже накопилась своя история. В нынешнем смотре не будет Мариинки. Два года назад отказался номинироваться Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко... - Подобная история есть у всех наград, притом самых престижных: "Оскара", Букера, Пулитцеровской и даже Нобелевской... Мотивы бывают самые разные. Можно даже набросать некую типологию "отказников". Первое - "сумасшедший гений", который утверждает: "Я с Богом разговариваю, а вы меня ставите на беговую дорожку". Второе - талантливый прагматик, который, изображая недоступность, своим отказом провоцирует мощную пиар-кампанию, делает себе имя как бы наоборот. Третье - театры, которые больны подозрительностью, укутаны в одеяла, живут с наглухо закрытыми окнами и дверями. "Вы нас не трогайте, мы никого не хотим знать". В них мог бы произойти рывок, если бы не болезненная закупоренность. Эти театры жалко, так как они упускают множество возможностей. Когда организм здоров, он не боится ветра, свежего воздуха, открытого диалога. В Москве ведь картина очень пестрая. Есть вообще театры-привидения, в которых происходит невесть что. Впрочем, бывают и отказы по обстоятельствам, по несовпадению графиков работы. Главное здесь - ни один отказ, даже самого выдающегося и востребованного театра, не может снизить планку премии, не лишает конкурс идеи. В прошлом году мы очень радовались за Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, который получил четыре "Золотые Маски" - потому что у них был замечательный спектакль, а вовсе не из-за каких-то прошлых недоразумений. Уверен, что сможем все уладить и с Мариинкой и театр примет участие в будущих фестивалях.
- "Золотая Маска" - это не только модель фестиваля, но и определенная экономическая структура. - И организационная, и экономическая - не менее важные, чем творческая. Эта структура сложилась за 10 прошедших лет. Смело могу утверждать, что "Золотая Маска" - единственный из проектов, предполагающий фестиваль, смотр. Премии вручаются тем работам, которые выставлены на всеобщее обозрение. Поэтому принципиально значимый для нас элемент - экспертный совет. В "Золотой Маске" невозможна ситуация, когда эксперт или член жюри не видел спектаклей, за которые голосует. Увы, во многих других премиях это возможно. Поэтому критерии размываются, возникает самообслуживание: продюсеры награждают своих режиссеров, режиссеры - своих актеров и т.д. Мне бы на самом деле очень хотелось, чтобы у "Золотой Маски" были конкуренты. Но на одном "игровом поле", с одними и теми же исходными условиями. Огромное уважение вызывают Чеховский фестиваль и деятельность Валерия Шадрина. Но там нет конкурсной основы. Из премий мне симпатична "Чайка" - своей молодой безответственностью. Важнейшую роль в структуре "Маски" играет Союз театральных деятелей - ее учредитель, по-прежнему активно включенный в нашу работу. В этом году Театральным центром СТД совместно с журналом "Афиша" мы даже организовали пресс-клуб фестиваля. Огромную роль в становлении "Золотой Маски" сыграл ее президент - Георгий Тараторкин, чья честная и независимая позиция не раз помогала нам в решении непростых "политических" вопросов. Но вернемся к экономике. Убежден, что театральный проект, если это не бродвейская модель, не может существовать без государственной поддержки. За эти годы роль Министерства культуры в поддержке нашего проекта заметно увеличилась. С приходом М.Швыдкого мы почувствовали... это даже нельзя назвать патронатом, скорее - новым уровнем компетенции. Нам не надо больше просить, пускать в ход телефонное право, лица известных артистов. Государство все же начинает поддерживать конкретные дела, а не людей, которые за ними стоят, как это было раньше. Примерно 40 процентов бюджета "Маски" - это государственные средства. Соответственно 60 процентов - спонсорская поддержка. Такой пропорции нет больше ни в одном российском культурном проекте. Причем генеральный спонсор - Сбербанк России, отечественная компания, и это дорогого стоит. Хотя в этом году подключилась компания LG, которая помогала Всемирной театральной олимпиаде. Это тоже очень важно. Показательно, что президент Сбербанка Казьмин ходит на спектакли юбилейной программы, приводит своих коллег и даже партнеров: финансистов, промышленников. Это говорит о том, какое место занимает в нашем обществе театр как культурная институция. При этом мы добились того, что спонсоры полностью отстранены от конкурсного процесса. У нас невозможно представить себе спонсора ни членом жюри, ни экспертом. Сегодня "Золотая Маска" работает уже не на формирование идеи или добычу средств, а на наиболее успешное осуществление задуманного. Также в рубрике:
|