Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7545) 7-13 сентября 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаНовоселье двести лет спустяЗавершена реконструкция Хлебного дома - старейшего российского "долгостроя" Маргарита СОГРИНА
День города стал праздником открытых дверей. Правительство Москвы обещало завершить реконструкцию Хлебного дома, входящего в парковый ансамбль Царицынского музея-заповедника, и обещание свое выполнило: успели строители сдать главный объект площадью более 11 тысяч квадратных метров, с подземной частью, двумя этажами, цоколем и атриумом, благоустроить территорию почти в 113 тысяч квадратных метров, прилегающую к Большому дворцу (находящемуся на реставрации) и собственно Хлебному дому, открытие которого приурочили к Дню города. Здание Хлебного дома, заложенное весной 1784 года по проекту архитектора Василия Баженова, входило в состав дворцового ансамбля царицынской резиденции Екатерины II и было названо так благодаря декоративным эмблемам на фасаде, выполненным в виде каравая и солонки. Двухэтажное здание из кирпича в форме каре со скругленными углами и открытым внутренним двором по проекту Баженова должно было стать царской кухней с погребами и складскими помещениями, ледниками и дровяными, комнатами для инвентаря и провианта. Царские кухни, кухни для придворной челяди, так называемые "расхожие", "кондитерские" были почти готовы, однако строительные работы вдруг прекратились. В 1785 году объект законсервировался, правда, через какое-то время здание перекрыли двухскатной железной крышей с деревянными стропилами, покрашенными масляной краской, но уже своих первоначальных функций Хлебный дом не выполнял никогда. В первой половине ХIХ века часть его помещений по распоряжению дворцового ведомства была приспособлена под больницу для казенных крестьян, во второй половине этого же столетия в нем расположилось Царицынское земское училище, а в конце ХIХ века часть здания сдавалась уже под казенные квартиры и дачи - вполне понятная знаковая эволюция. Советская власть в Хлебном доме организовала коммунальный жилищный комплекс поселка Ленино-Дачное... Разрушался и ветшал культурный объект - шедевр русской готики, уникального и не получившего дальнейшего развития стиля, сохранившегося в столице в виде случайных жемчужин. И вот, наконец, руки московских архитекторов и строителей, финансируемых и подбадриваемых правительством города, дошли до Музея-заповедника "Царицыно" и Хлебного дома в частности. Теперь в его стенах открылась выставка "Царицыно сквозь века", далее предполагается устроить здесь постоянно действующую экспозицию с документальными материалами прошлого, археологическими находками, живописью XVIII - XX веков, посудой, мебелью, утварью, скульптурой. Строители полностью заменили несущие конструкции, укрепили фундамент, обновили фасад здания, в атриуме со стеклянной крышей и стенами современные посетители смогут увидеть подлинную архитектуру Баженова - кирпичную кладку Кухонного корпуса. Реставрация коснулась всего паркового ансамбля: многочисленных арок, беседок (завершаются работы в ротонде "Золотой сноп"), мостов и мостиков, пристаней, Верхних и Нижних Царицынских прудов, очищенных от ила, углубленных, с оформленной газоном, дорожками, спусками и стоками для дождевой воды береговой линией, с рукотворными островами в форме подковы или правильной формы круга с лесистыми пригорками, с лодочными станциями, галереями, павильонами, фигурными воротами и парадно-входной зоной, начинающейся теперь у станции метро "Царицыно" историческим парком "Покровская сторона". Приятно радуют глаз аккуратные, посыпанные красным гравием дорожки, обновленные мосты и центральная плотина, одетая в мрамор, уютно на ступенях каменных пристаней, где пока еще чисто и пустынно - в День города по глади пруда скользили украшенные гирляндами цветов лодки с прекрасными гребцами в камзолах и дамами в кринолинах и париках - привычное для таких мероприятий театрализованное действо. Посетители, а их были тысячи, наводняли дорожки и аллеи парка, мосты-переходы, площадку перед Хлебным домом и уютные зеленые поляны у стен Большого дворца, все еще одетого в строительные леса (кстати, мэр Москвы пообещал завершить реконструкцию здания к следующему Дню города). Конечно, к открытию комплекса строители и дизайнеры постарались: высадили более 1300 различных древесных пород, разбили газоны на площади 113 тысяч квадратных метров, многое успели доделать, докрасить, завершить буквально накануне, и это чувствуется... Вот только зачем достроили на заброшенном острове руинированную арку из кирпича - маленький шедевр архитекторов прошлого (над дворцово-парковым ансамблем трудились корифеи русского зодчества: Баженов и Казаков), причем, достроив эту самую арку, современные мастера облицевали ее светло-серой мраморной плиткой, по всей видимости, для глянцевой красоты и надежности. И как-то сама по себе исчезла прелесть этого уголка парка - "приюта задумчивых дриад"... исчезли и сами дриады... Новодельная эстетика привлекает других богинь и совсем других персонажей... Но не будем в праздник о грустном! Открытие Хлебного дома - акция, безусловно, позитивная. И в том, что в чистой воде Верхнего и Нижнего Царицынских прудов как в зеркале отражаются теперь облака, кроны старых лип, тонут тени и легкой рябью убегают изображения, есть несомненная заслуга и правительства города, и строителей, и ландшафтных дизайнеров - одним словом, всех тех, кто работал над этим, не побоимся громких слов, вековым проектом. Также в рубрике:
|