Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7549) 5 - 11 октября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Полное бездраконие

Читаем Шварца мимо строк

Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

Какая, право, афористичная фраза, которую всегда предпосылают новому прочтению пьесы Евгения Шварца "Дракон": "У каждого времени - свой дракон". В программке, изготовленной к премьере спектакля Владимира Мирзоева в Театриуме на Серпуховке, без нее тоже не обошлось. Да к тому же прибавили: "Сказочки кончились. Впереди - битва на выживание..."

Зря написали. Мимо кассы. Не той, конечно, куда зритель понесет свои денежки за возможность лицезреть Екатерину Гусеву и Ефима Шифрина. Мимо кассы смысловой, душевной, если хотите. Шварц "сказочек" не писал никогда. "Сказочку" как раз Мирзоев сделал - красивую, зрелищную, вокально-пластическую и абсолютно выхолощенную, формальную. Поступать так со Шварцем, - по-моему, верх цинизма. Для режиссерско-сценографических самовыражений есть масса других текстовых экземпляров. Мы все люди грамотные и театральную историю знаем - как настрадался Николай Акимов все с тем же "Драконом" в Ленинградском театре комедии, как не все гладко было с фильмом Марка Захарова (который так некстати показали через день после мирзоевской премьеры), созданным в сложные, но уже менее страшные времена. Не хочется впадать в пафосные банальности, но как не сказать о том, что не стоит самонадеянно отнимать у авторов смысла их творений, тем более смысла выстраданного. "Дракон" по определению не может существовать без политической подоплеки и нравственных бурь внутри каждого персонажа, без прямого обращения к мысли и совести каждого ныне сидящего в зале. Иначе ничего не надо. Обидно становится и страшно - и за режиссера, и за выпотрошенный театр, да и за себя, собственно, тоже.

Впрочем, на все это можно посмотреть и с другой стороны. Не упрекать Мирзоева в пристрастии к красивой пустоте, а наоборот, отметить его чутье на современные умонастроения российского обывателя, у которого и впрямь есть свой "дракончик" - абсолютный, всепоглощающий пофигизм. Этот "дракон" любим до умопомрачения, бережно взлелеян и вознесен на пьедестал. Только вот, видимо, идеалисту Шварцу такое и в голову не приходило. А коль так, то текст многострадальной пьесы наспех изрезан кривыми ножницами, дабы не осталось ничего, тревожащего слух и будоражащего душу. К тому же персонажи Шварца, за редкими исключениями, могли быть циничными злодеями, провокаторами, трусами и резонерами, но уж никак не полными идиотами, порой находящимися в абсолютной прострации.

Режиссер поместил всех в опрокинутую металлическую полусферу с лесенками и крошечными окошками на самом верху (сценография и костюмы Аллы Коженковой). По лесенкам то и дело кто-то карабкается и отчаянно скатывается вниз. Аналог мрачного подземелья или адова котла, что ли, в который загнали сами себя упомянутые обыватели. Они - никакие, ни к месту, ни ко времени не привязанные. Замотанные в грязные тряпки, бредут чередой, словно сойдя с картин то ли Босха, то ли Брейгеля или начитавшись "Слепых" Метерлинка. Лиц не видно - толпа каких-то амеб, которые тем не менее совершают свои странные телодвижения под песни на стихи Иосифа Бродского. Да, Бродского, еще одного "непустого" человека, в этой заторможенной вакханалии явно не хватало.

Сколь трудно выделить среди этих гомункулусов персонажей "с человеческим лицом". Их, впрочем, вообще в спектакле поубавилось наполовину. Кажется, лица не нужны Мирзоеву по определению, потому что не выражают ничего - глаза пусты, взгляд отсутствующий. Лицо Эльзы (Екатерина Гусева) занавешено волосами, у Шарлеманя (Владимир Антипов) шляпа надвинута на глаза. Кто они, зачем здесь? Разве что материализация странной и формальной режиссерской мысли? Под стать им и Ланцелот (Егор Пазенко) со столь же отсутствующим видом. И даже когда из обкорнанных диалогов станет ясно, что к чему, жизни отнюдь не прибавится.

Жизни внутренней. Зато изощренная пластика готова взять все на себя (хореография Артура Ощенкова). И сколь же декоративно мышление режиссера! Живете в грязи, господа? Получайте же! Из многочисленных отверстий вдруг хлынут на сцену потоки настоящей грязи ("состав запатентован", - строго сообщает программка, дабы кто не свистнул ноу-хау). И Эльза - Гусева без брезгливости бросится под этот душ, попутно поглаживая грязными руками лысины всех, под эти руки подвернувшихся (а вот интересно, лысый актер - это талисман мирзоевских спектаклей?). Вдоволь изваляться будет позволено всем. Из-за этого потом надолго затянется антракт, ведь и актерам надо помыться, и грязь с пола тщательно смыть.

А режиссерские импровизации, включая и текстовые, все множатся. Некогда изгнанные шварцевским Драконом из города свободолюбивые цыгане незнамо зачем меняются на евреев. Хотя, если вспомнить времена Моисея, - тоже кочевой народ получается. А, может, это намек на изгнание Бродского? Впрочем, все уже давно ждут появления Дракона. Трехголовое чудище персонифицировано тремя актерами. И вот тут-то Мирзоев, видимо, хотел угадать типовые приметы нынешних "дракончиков". Первая голова (Сергей Лобанов) - распальцованное хамло из братков, вторая (Арман Хачатрян) - более утонченное существо с наркотически-кавказским имиджем, третья (Марина Есипенко) - дамочка, уже оставившая челночный бизнес, но еще не совсем убравшаяся с рынка. Этакие ребятки, то ли крышующие, то ли спонсирующие. Они тяпают по рюмочке водки, закусывают огурчиком и дружно запевают то "черный ворон", то "молодого Ланцелота несут с пробитой головой". И еще периодически фокусничают, изрыгая огонь.

Впрочем, пусть лобово, но придумано же. Но дальше-то ничего не происходит. Да и как всерьез убивать такое безвредное существо, которое, кажется, ничего плохого и не желает индифферентной Эльзе - Гусевой. Не знаю, как другие, но я лично никакого поединка так и не заметила. После того как Эльза, согласно сюжету, отбросила нож, пожалев Ланцелота, Дракон еще раз изрыгнул огонь и тихо куда-то исчез вместе с рыцарем.

Зато далее полет режиссерской фантазии снова обрел высоту. Бургомистр, сыгранный Ефимом Шифриным в лучших традициях "Аншлага", вдруг поименовал себя Президентом (а что, сегодня каждому "вольному городу" подобное положено по статусу). Народ еще вволю покувыркался и стал собираться на свадьбу Эльзы и Президента. И тут, наконец-то, на сцену спустился некий мостик, по которому (вот удача-то!) можно было сбежать из этого ада, ведь пластические попытки делались неоднократно. Но нет, Мирзоев использует мостик в качестве "языка", на котором устраивается модное дефиле - откуда ни возьмись, у оборванцев оказываются вычурные одеяния, которые они нам и демонстрируют. Но тут возвращается Ланцелот.

Впрочем, не забыть бы вот о чем. Уже после невнятной гибели Дракона в городке начинаются активные "растроения" персонажей. На троих делятся Эльза и Генрих (Лера Горин), к которым, кажется, готовы примкнуть и остальные. Вероятно, это визуальное воплощение шварцевской мысли, что в каждом из нас сидит дракон. К чему это? А вот к чему. В финале молодая пара решает, наконец, связать свои жизни. И под последний монолог Ланцелота - Пазенко о том, что стоит остаться в городе для поголовного истребления "внутренних" драконов, Эльза решительно начинает расстегивать будущему супругу рубашку. "Да погоди ты", - смущенно улыбается тот и снова твердит про любовь к ближнему. Да так и не закончив фразы, махнув рукой на город и его обитателей, парочка отправляется за кулисы делать нового человека. Только вот кто родится у них, коль у Эльзы уже появились явные драконьи симптомы, тот еще вопрос.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;